Методика формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом колледже

186

Общая информация

Ключевые слова: среднее профессиональное образование

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шакирова Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом колледже // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Актуальной проблемой среднего профессиональ­ного образования на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальных (осо­бых) подходах к обучению и воспитанию. Инвалид­ность у учащейся молодежи создает существенное ог­раничение их жизнедеятельности, может способство­вать социальной дезадаптации, затруднениям в обще­нии, обучении и овладении профессиональными на­выками, а также являться социальной проблемой не­равных возможностей. Важную роль в решении дан­ной проблемы призвана сыграть сама система средне­го профессионального образования, способная создать условия для личностного развития будущего специа­листа, формирования его социальных ценностей, обес­печивающих активную, успешную адаптацию и само­реализацию в личностной, профессионально-трудо­вой и социально значимой деятельности.

Полный текст

Актуальной проблемой среднего профессиональ­ного образования на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальных (осо­бых) подходах к обучению и воспитанию. Инвалид­ность у учащейся молодежи создает существенное ог­раничение их жизнедеятельности, может способство­вать социальной дезадаптации, затруднениям в обще­нии, обучении и овладении профессиональными на­выками, а также являться социальной проблемой не­равных возможностей. Важную роль в решении дан­ной проблемы призвана сыграть сама система средне­го профессионального образования, способная создать условия для личностного развития будущего специа­листа, формирования его социальных ценностей, обес­печивающих активную, успешную адаптацию и само­реализацию в личностной, профессионально-трудо­вой и социально значимой деятельности.

Освоение студентами с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему обществен­ных отношений требует от образовательного учрежде­ния определенных дополнительных мер, средств и усилий (например, разработки специальных про­грамм, технологий, методик и т. д.). Результативность этих мер будет более эффективной при учете законо­мерностей, задач, сущности процесса социально-педа­гогической реабилитации таких студентов и специаль­ной организации внеучебной деятельности учрежде­ния.

Опыт работы со студентами, имеющими инвалид­ность, говорит о том, что существуют эффективные пути компенсации дефекта, одним из которых являет­ся социально-педагогическая реабилитация. Она при­обретает все большее значение как процесс, осуществ­ляемый в рамках общего реабилитационного процесса или самостоятельно направленный на раскрытие и ре­ализацию творческого потенциала студентов, форми­рование их как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющейся социальной среды. Важным аспектом при этом является социально-педагогичес­кая работа с человеком в целом, ориентированная на развитие его как личности. Компенсация дефекта в та­кой ситуации становится как бы побочным результа­том, происходит стихийно и незаметно для него.

Следует отметить, что социально-педагогическая реабилитация имеет существенные отличия от соци­альной реабилитации. Отличительные особенности можно проследить как в определении понятий, так в практических целях, которые они преследуют:

  • социальная реабилитация имеет целью восстанов­ление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальную адапта­цию, устранение или компенсацию ограничений жиз­недеятельности, связанных с нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма;
  • целью социально-педагогической реабилитации выступает достижение, формирование социальной ак­тивности личности, т. е. способности личности само­стоятельно усваивать социальный опыт, активно его использовать в своей практической деятельности, са­мостоятельно разрешать собственные проблемы и по мере накопления и совершенствования индивидуаль­ного опыта позитивно влиять на него, изменять и обо­гащать.

Таким образом, можно отметить, что общим для данных видов реабилитации является направленность на социализацию студентов с ОВЗ, а особенным — на­личие воспитательного аспекта в социально-педагоги­ческой реабилитации и нацеленность на изменение са­мой личности, выступающей объектом социально-пе­дагогического воздействия, а также ее качественного параметра — социальной активности.

Одной из мер социально-педагогической реабили­тации и социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профес­сионального образования выступает реализация мето­дики формирования социальной активности личнос­ти. Методика представляет собой последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, форм и направлений внеучебной деятельнос­ти с целью формирования социально активной лично­сти студента.

Задачами методики являются:

  • достижение высокого уровня социальной актив­ности студентов с ОВЗ благодаря организации совме­стной (социально-полезной) деятельности со здоро­выми однокурсниками;
  • использование разнообразных методов и форм (массовой, групповой и индивидуальной) воспитатель­ной работы, рассчитанной на поэтапное формирование и развитие у студентов профессиональных качеств личности, обогащение эмоционального мира молодых людей нравственными переживаниями, чувствами, на­копление индивидуального социального опыта;
  • учет специализации в процессе формирования социальной активности будущего профессионала.

Реализация разработанной методики осуществля­ется во внеучебное время и предусматривает помощь студентам с ОВЗ в компенсации психологических из­менений (когда врожденный или приобретенный де­фект занимает центральное место в формировании и становлении личности), в формировании положитель­ных установок, развитии других способностей личнос­ти, способных компенсировать инвалидность.

Также следует учитывать, что процесс формирова­ния социальной активности имеет свои особенности в зависимости от вида инвалидизирующей патологии, пола и возраста студента, особенностей его социально­го положения. Так, у студентов с ОВЗ в возрасте 16— 20 лет наличие ограничения жизнедеятельности мо­жет усугубить трудности жизнеобеспечения и обще­ния, вызвать изменение личности, ее социальную изо­ляцию и привести к асоциальному поведению. Поэто­му методика формирования социальной активности студентов с инвалидностью должна быть направлена в сторону преодоления имеющихся ограничений жизне­деятельности, на поиск путей реализации собственных возможностей.

Методы формирования социальной активности личности относятся к группе методов социального воспитания и представляют собой способы взаимодей­ствия между педагогами и студентами, способствую­щие организации жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие активность студентов и ре­гулирующие их поведение. Ниже представлены неко­торые группы методов, способствующие формирова­нию социальной активности студентов с ОВЗ.

Формирование социальной активности начинается с развития когнитивной сферы таких студентов. Здесь возникает необходимость формирования объема, глу­бины, действенности знаний о жизненных ценностях, природе социальных отношений и поведения, своих возможностях в интеллектуальной, трудовой, досуго-вой, межполовой и других сферах общения, умение ис­пользовать имеющуюся информацию о себе, людях, обществе. При воздействии на когнитивную сферу ис­пользуются методы воздействия на интеллектуальную сферу (убеждения и самоубеждения) и методы фор­мирования сознания (рассказ, объяснение, разъясне­ния, внушение, этическая беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера).

Следующим этапом формирования социальной ак­тивности студентов с ОВЗ выступает развитие их оце­ночно-эмоциональной сферы, т. е. необходимых навы­ков в управлении своими эмоциями, обучение управ­лению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождаю­щих. Здесь применимы методы внушения и самовну­шения и методы формирования эмоционально-воле­вой сферы (требование, эмоциональное воздействие, общественное мнение, доверие, игра и др.).

Вышеуказанные группы методов в сочетании с ме­тодами воздействия на мотивационную сферу личнос­ти способствуют формированию мировоззрения сту­дентов. Формирование социальной активности явля­ется процессом освоения определенных сфер общест­венного опыта, в результате которого возникают но­вые мотивы и потребности, их преобразование и со­подчинение и т. п.

Методы воздействия на мотивационную сферу сту­дентов включают методы поощрения и наказания, сравнения, соревнования, конкуренции, доверия, игры и др. Методы стимулирования имеют целью побужде­ние студента к определенному поведению через удов­летворение его потребностей и интересов. Воздейст­вие на мотивационную сферу формирует умение пра­вильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию студентами своих потребностей, т. е. пони­манию смысла своей жизнедеятельности, выбору мо­тивов и соответствующих им целей.

Важным этапом в процессе формирования соци­альной активности студентов с ОВЗ является разви­тие поведенческой сферы. На данном этапе формиру­ются способности к спонтанному гибкому поведению в нестандартных ситуациях, основанному на понима­нии и принятии внутренних мотивов, своих целей; способность к содействию и конструктивному сотруд­ничеству; открытость для нового поведенческого опы­та; качества, помогающие молодому человеку реализо­вать свою индивидуальность в общественной деятель­ности и т. д.

При воздействии на поведенческую сферу студен­тов используются методы воздействия на предметно-практическую сферу (методы воспитывающих ситуа­ций, метод социальной пробы); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (уп­ражнение и приучение с помощью игры, труда, ис­пользование драматизации, поручения, соревнования, методы поддержки, показа образцов, примеров, созда­ние ситуации успеха).

Все указанные методы оказывают комплексное влияние на формирование социально активной лично­сти студента с ОВЗ. Подходить к огромному арсеналу методов и способов формирования социальной актив­ности студентов следует с позиций необходимости и достаточности, с чувством меры, порядка и связи.

Освоение социального опыта и формирование не­обходимых качеств личности происходит быстрее и на более глубоком уровне в процессе общения, участия в коллективных мероприятиях. В то же время процесс формирования социальной активности подразумевает учет индивидуальных особенностей студента с ОВЗ. Поэтому сочетание индивидуальной, групповой и мас­совых форм воспитания будет способствовать эффек­тивной организации внеучебной деятельности.

Таким образом, реализация методики формирования социальной активности студентов с ОВЗ позволяет акти­визировать потенциал социального воспитания в педаго­гическом колледже, включить педагогов к использованию этих возможностей в своей внеучебной работе с такими студентами, удовлетворить потребность молодежи в прак­тическом участии в социально-значимой деятельности.

Информация об авторах

Шакирова Эльза Фидаевна, заместитель руководителя Социально-педагогического колледжа по научно-методической работе, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4681
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 186
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4