Актуальные проблемы ювенальной юридической психологии
Общая информация
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Дозорцева Е.Г. Актуальные проблемы ювенальной юридической психологии // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
В последние годы получает развитие новое направление юридической психологии – ювенальная юридическая психология. Оно находится на пересечении двух психологических дисциплин: детской и юридической психологии. Детско-подростковая проблематика всегда была одной из составляющих предмета юридической психологии, однако самостоятельного статуса не имела. Все большее ее практическое значение, необходимость теоретического осмысления на единой методологической основе, определяемой закономерностями психологии развития и детской психологии, привело к выделению этого нового направления.
Полный текст
В последние годы получает развитие новое направление юридической психологии – ювенальная юридическая психология. Оно находится на пересечении двух психологических дисциплин: детской и юридической психологии. Детско-подростковая проблематика всегда была одной из составляющих предмета юридической психологии, однако самостоятельного статуса не имела. Все большее ее практическое значение, необходимость теоретического осмысления на единой методологической основе, определяемой закономерностями психологии развития и детской психологии, привело к выделению этого нового направления.
Традиционно внимание юридических психологов привлекали вопросы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков, а также особенностей работы с несовершеннолетними на этапах предварительного и судебного следствия, в том числе проведения судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Не утратили они своего значения и сегодня. Однако изменение социальной ситуации развития детей в настоящее время ставит перед психологами новые проблемы и задачи. Так, возникли новые социальные явления, которые могут служить факторами отклоняющегося поведения, как, например, вхождение в жизнь ребенка компьютера с новыми играми, фильмами, виртуальным общением. Тревожно звучат проблемы ксенофобии и совершаемых подростками на этой почве преступлений ненависти. Как и прежде, не теряет своей актуальности клинико-психологический аспект отклоняющегося и социально опасного поведения детей и подростков, развития у них личностных аномалий и нарушений регуляции социального поведения. Вопросы дифференциальной диагностики личностных расстройств и их психологических коррелятов у несовершеннолетних правонарушителей имеют значение как для понимания природы и характера отклоняющегося поведения, так и для эффективного проведения экспертных судебно-психологических и комплексных психолого-психиатрических исследований.
Претерпевает изменения характер психологической работы с подростками с девиантным и противоправным поведением. Все большее значение придается профилактике поведенческих отклонений, агрессии, насилия в детско-подростковой среде. Актуальная задача психологов состоит в разработке концепции и программ первичной профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях, включая программы развития правосознания и социально ответственного поведения, примирительных процедур при разрешении конфликтов, антибуллинговые программы. В системе вторичной и третичной профилактики адаптируются и разрабатываются методы оценки риска девиантного поведения подростка, предназначенные для построения конкретной индивидуализированной программы реабилитации и помощи несовершеннолетнему.
Российская судебная система все в большей степени ориентируется на учет особенностей несовершеннолетних и применение по отношению к ним специальных процедур и мер. Внедрение ювенальных технологий и элементов ювенальной юстиции в виде восстановительного подхода и примирительных процедур, социального и психологического сопровождения несовершеннолетних демонстрирует положительные результаты. Современная тенденция все более широкого назначения подросткам-правонарушителям наказания, не связанного с лишением свободы, требует от специалистов готовности к комплексной реабилитационной работе с такими подростками, в которой психологу принадлежит одна из ключевых ролей. Перечисленные технологии, том числе их психологические составляющие, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, мониторинге и комплексной оценке эффективности.
Вместе с тем проблемы детства в контексте российской юридической психологии определяются в настоящее время не только ее традиционными направлениями, но и в значительной мере – противоречивыми тенденциями развития социальных концепций и практики. В России, как и в других развитых странах, все большее внимание уделяется правам детей. Однако этот процесс встречает упорное и хорошо организованное сопротивление некоторых общественных кругов. Соблюдение прав и интересов детей трактуется ими как вседозволенность, поощрение распущенности и вредных привычек, а также подрыв устоев и разрушение традиционной российской семьи. В то же время описанная ситуация в утрированной и искаженной форме заостряет ряд вопросов, которые должны ставить перед собой и специалисты в области ювенальной юридической психологии, а ответ на них требует четкой концептуальной проработки некоторых базовых категорий и подходов. Вряд ли у кого-то вызывает сомнение определение понятия «интересы ребенка» (или «наилучшие интересы ребенка») как потребности ребенка в полноценном и всестороннем развитии, а «права ребенка» – как прав и возможностей реализации именно этой потребности. В то же время возникает вопрос об объективном и субъективном содержании этих категорий, о субъектности самого ребенка, его возможности адекватно выражать свои интересы и защищать права. При этом на первый план выступают проблемы психического и личностного развития, зрелости ребенка и развития его правосознания на разных возрастных этапах. Кроме того, встает вопрос о том, кто и каким образом оценивает объективную сторону соблюдения интересов и прав ребенка, какие меры принимает.
В рассматриваемом контексте часто ставится вопрос о соотношении интересов и прав ребенка и его родителей, семьи. Может ли ребенок выступать против своих родителей, если его интересы ущемляются? В каких случаях пребывание в семье противоречит его интересам? Где грань между допустимыми воспитательными тактиками и жестоким обращением с ребенком? В каких случаях необходимо вмешательство государства, социальных служб? Что происходит с ребенком, когда его изолируют от семьи и помещают в детский дом? Как следует работать с семьей, чтобы не допустить жестокого обращения с ребенком и обеспечить его наилучшие интересы? Какова роль и функции психолога в этом процессе? Несмотря на кажущуюся очевидность и традиционность многих ответов, они заслуживают более пристального внимания профессионалов. Необходимо отметить, что в данном случае тема жестокого обращения с ребенком, семейного насилия звучит несколько иначе, чем обычно.
Следует подчеркнуть, что проблема семьи в трудной жизненной и юридически значимой ситуации, семейной системы, частью которой является ребенок и на которую он имеет гарантированное право, становится одной из главных для ювенальной юридической психологии, а помощь не только ребенку, но и, в тех случаях, когда это возможно, семье, – практическим приоритетом. Это имеет значение не только для профилактики жестокого обращения с детьми и их девиантного поведения. Помощь семье с использованием технологий медиации могла бы быть эффективной и в ситуациях судебных споров о детях при разводе родителей. Концепция психологической работы с семьей в различных юридически значимых ситуациях требует еще своей разработки.
Затронутые вопросы далеко не исчерпывают всего спектра современной проблематики ювенальной юридической психологии. В докладе рассматриваются наиболее острые проблемные моменты и ориентиры для дальнейших исследований и разработок в этой области.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4299
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 212
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0