Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы

143

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей для начальной школы в контексте введения нового ФГОС общего (начального) образования (далее – Стандарт). Показано, что подготовка нового учителя начальной школы, способного реализовать требования нового Стандарта и компетентного системно строить учебную деятельность школьников, предполагает: новое содержание подготовки, новые формы организации учебного процесса – учебной деятельности студента педагогического вуза, новые формы инстуализации программ такой подготовки – по типу базового центра психолого-педагогическогообразования.

Общая информация

Ключевые слова: учебная деятельность, профессиональный стандарт, деятельностный подход, компетенции, начальная школа, учитель, базовый центр психолого-педагогического образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Фрагмент статьи

Утверждение в РФ нового Стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты в начальной школе как систему трех типов компетенций – предметных, мета-предметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. Такой Стандарт предполагает тотальный переход российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности учащихся.

До введения нового Стандарта деятельностный подход к обучению в начальной школе в отечественном образовании был представлен по существу только одной системой обучения – системой развивающего обучения (Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдов), уравненной в правах с традиционной системой обучения и возникшей в системе образования РФ в начале 90-х годов на волне создания вариативного образования.

Изучение многолетнего опыта системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова представляется крайне актуальным в контексте внедрения нового Стандарта. По крайней мере, это позволит избежать ранее сделанных ошибок, и понять каковы реальные условия, обеспечивающие введение деятельностного подхода в обучение младших школьников.

<...>

Литература

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Специальность «Педагогика и методика начального образования». 1995.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Специальность «Педагогика и методика начального образования». 2000.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональ­ного образования. Специальность «Педагогика и методика начального образования». 2005.
  4. Давыдов В. В. Концепция гуманизации российского начального обра­зования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования). Вестник № 7. М., 2000.
  5. Концепция российского начального образования (системаД. Б. Элько­нина – В. В. Давыдова). М., 2000.
  6. Марголис А. А., Рубцов В. В. Учитель для новой школы: Модерниза­ция педагогического образования в России // Журнал «Образователь­ная политика». 2010. № 4(42).
  7. Примерный учебный план. Квалификация – учитель физики. 2000.
  8. Примерный учебный план. Квалификация – учитель физики. 2005.
  9. Примерная основная образовательная программа образователь­ного учреждения. Начальная школа. МОН РФ. М., 2010.
  10. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования. М.: МГППУ, 2008.
  11. ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образова­ние» (050400). МОН РФ. М., 2010.
  12. Федеральный образовательный стандарт общего (начального) об­разования. МОН РФ. 2009.
  13. Elementary Education Standards and Supporting Explanation / International Association for Childhood Education. 2007.
  14. Middle Childhood Generalist Standards. 2001. / National Board for Professional Teaching Standards. 2001.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1544
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 143
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5