Тело человека в традиционной поведенческой культуре бурят

114

Аннотация

В статье рассказывается о символичности тела и пространства жизни в культуре бурят

Общая информация

Рубрика издания: Телесные метафоры и их значение в жизнедеятельности человека

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Жимбаева Ц.Ч. Тело человека в традиционной поведенческой культуре бурят // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

В современном обществе наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре, идет процесс возвращения к культурным традициям, помогающим осознанию принадлежности индивидов к своей нации и этнической самоидентификации. Одним из важных и значимых элементов традиционной культуры является тело человека, представления о котором вбирают в себя процессы развития этнических общностей. Тело человека как предмет исследования и размышлений, как объект оценочного и нормативного описания рассматривается в культурах разных эпох и народов, где тело занимает по степени значимости определенное место. Так, для древних восточных культур, характерным является мысль о связи макрокосма (мироздания) и микрокосма (человека).

Полный текст

В современном обществе наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре, идет процесс возвращения  к культурным  традициям, помогающим осознанию принадлежности индивидов к своей нации и этнической самоидентификации. Одним из важных и значимых элементов традиционной культуры является тело человека, представления о котором вбирают в себя процессы развития этнических общностей. Тело человека как предмет исследования и размышлений, как объект оценочного и нормативного описания рассматривается в культурах разных эпох и народов, где тело занимает по степени значимости определенное место. Так, для древних восточных культур, характерным является мысль о связи макрокосма (мироздания) и микрокосма (человека).

Исследователи отмечают, что понимание «тела» и «телесности» несёт в себе следы ритуально-магического поведения народа [1, 2, 3]. Человек не просто изначально телесен, он изначально является телом в мире; иначе говоря,  человеку не просто дается это тело, ему дается тело в этом мире. Социализация телесности и её социокультурный смысл  рассматривается М. Моссом через категорию техники тела, которые показывают, как  практический разум человека раскрывается в историческом пространстве и времени [4]. С помощью понятия техники тела М. Мосс обозначает способ, познания возможностей своего тела. Каждое общество имеет собственные привычки, причём определенные факторы могут менять их в течение жизни  ни одного поколения. Техники тела в разных обществах и в разные времена носят специфический характер.

Для изучения тела и техники тела человека в бурятской традиционной поведенческой культуре мы выделили структурно-функциональный метод. Изучение особенностей поведения, поз, жестов, этикета в традиционной культуре бурят является ключом к изучению тела человека. Также структурные элементы человеческого тела могут моделировать пространственную структуру традиционного жилища и всей окружающей среды. Сознание человека создаёт образ мира, в котором центром операционных проекций служит его собственное тело. В своем анализе мы опираемся на тезис, что жилище является макетом мироздания, национальным космосом в уменьшении. Представления о человеке как о  целостном организме, соответствуют представлениям о доме. Человек традиционного общества живет по заданным канонам, над ним властвует вера в сверхестественные силы; он считает себя полностью зависимым от них. Поэтому структурные элементы человеческого тела могут моделировать пространственную структуру традиционного жилища и выступать как тождественные им.

Бурятская юрта представляет собой модель Вселенной. Её элементы, как дверь, очаг, дымовое отверстие, столбы и др. соответствуют элементам тела человека и в горизонтальной и вертикальной проекциях. Так, дверь обозначает низ, ноги человека, а также рот, лоно, глаза. Дверь и порог выступают символом прочности семьи и всего рода, могут мыслиться как вход (выход) в иной мир. Очаг в юрте является семантическим центром, вокруг которого протекает вся жизнь семьи, символом преемственности поколений, связующим звеном между предками и потомками. Он может обозначать сердце, печень. Дым от очага представляет собой пуповину, соединяющую огонь очага с источником, его породившим, Небом. Стены юрты, которые являются границей и отделяют стены от внешнего пространства, соответствуют функции кожи человека, которая также отделяет тело человека от окружающего мира.

Дымовое отверстие соответствует темени человека и осуществляет контакт тела и окружающего мира, является границей между своим миром (внутреннее пространство юрты) и  чужим, вредоносным.

Шест в середине юрты (багана) – представляется мировой осью, соединяющей верх и низ. Он функционирует как повоночник человека, его опора. Таким образом, горизонтальная и вертикальная проекция жилища бурят дает возможность понять,  что человек наделял юрту своими свойствами, а элементы жилища функционировали подобно человеческим органам.

У бурят круг является идеальной пространственной формой, обозначающей не­бо, в противоположность квадрату земли. Человек принадлежит двум мирам, объеди­ненным и совмещенным в нем. Поместив фигуру человека в центр круга или квадра­та, можно понять, что поселения бурят имеют соответствия с телом человека, так как они располагаются по кругу. Круг более всего соответствует образу жизни бурятского народа; в нем проявляется стремление жить в согласии с окружающим миром. Круг­лая форма жилища и поселения изначально обуславливает отсутствие дискомфортно­го состояния жилого пространства.

Согласно традиционному бурятскому мировоззрению, различные часи тела име­ют определенную семантическую нагрузку. Наиболее важной частью тела является голова, затем грудь, руки. Самой незначительной частью тела признаются ноги. В на­родных представлениях тело человека делится на две части: верхняя – чистая и ниж­няя – нечистая. Физическое тело человека становится феноменом культуры, так как обладает социокультурными значениями и смыслами, соединяющие его с окружаю­щим миром. Люди общаются не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Возраст, род занятий, чувства и мысли оставляют «следы» на теле челове­ка и находят своё отражение в невербальном поведении человека. В традиционной поведенческой культуре бурят существуют свои техники тела. Характерные позы си­дения, смерти, походка пожилых людей, жесты определялись поведенческими стан­дартами, свойственные бурятскому народу.

В техниках тела различаются походки человека. Одной из распространенных по­ходок взрослых мужчин и стариков-бурят является походка «держась за свой кре­стец», «держась за поясницу» или «спину в руках держать». Право на такую походку человек приобретет после смерти своего отца, когда он становился главой семьи. По­добная походка – символ социальной зрелости и уважения в обществе.

К техникам тела можно отнести семейный этикет, технику родов, технику вскармливания и выращивания ребенка. Этикет семейной жизни у бурят основан, прежде всего, на дифференциации социальных ролей по полу. Важными элементами семейного этикета являются многочисленные запреты, адресованные обычаем жен­щинам. Так, например, традиционный этикет запрещает притрагиваться к любым мужским орудиям труда, оружию, пересекать путь идущему мужчине, перешагивать через ноги мужчин. Женская одежда хранится отдельно от мужской.

Подобные этикетные запреты призваны подчеркивать социальную значимость оппозиции мужского и женского начал, основанных на половом разделении труда. В сущности, они являются одним из элементов весьма важного блока поведенческой культуры, который называется «обычаем избегания».

Так, традиционный бурятский этикет предписывает младшим при входе в помещение пропускать старших вперед, не говорить при них громко, не вмешиваться в разговор старших, проявлять уважение и послушание. Такое послушание  и уважение к старшим основывается на убеждении, что в обществе наибольшим почетом должен пользоваться тот, кто больше сделал для других, и вознаграждаться должен тот, чьё участие в общественно-полезном труде больше.

Детей с ранних лет обучают определенным правилам этикета. Считается некрасивым, неприличным шаркать ногами, топать, хлопать дверью, стучать, при разговоре размахивать руками, принимать те или иные необычные позы. Так, например, считается неуважением к присутствующим держать руки на затылке, за спиной, класть локти на стол, а складывать руки на груди считалось не только неприличным, но и предосудительным, греховным.

Таким образом, техники человеческого тела в бурятской поведенческой культуре своеобразны и неповторимы. Через них проявляется отношение человека к действительности, его взаимоотношение с миром, с природой, с другими  людьми. Техники тела служат выражением этнического менталитета и показывают  особенности национального характера.

Литература

  1. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции // Советская этнография. -1981.- № 2.- С.21-29.
  2. Герасимова К.М. Традиционная культура бурят. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.
  3. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. – Новосибирск, 1994.
  4. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М.: 1996.

Информация об авторах

Жимбаева Цыпылма Черниновна, председатель отделения Федерации психологов образования России в Агинском Бурятском автономном округе, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1987
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7