Ростомова Л.Н., кандидат психологических наук, преподаватель кафедры иностранных языков, Одесского государственного университета внутренних дел , Одесса, Украина, rostomova1@rambler.ru
Исследована психологическая сущность феномена чувства вины и особенности ее переживания несовершеннолетними, склонными к правонарушениям. Экспериментально установлено, что у несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, переживание вины выражено мало и связано с высокой неадекватной самооценкой, экстраверсией, тенденцией к доминантно-независимым отношениям, некритическим отношением к своим поступкам, конфликтом с матерью. Ощущение собственной незащищенности активизирует неосознаваемое использование ими механизмов психической защиты. В профиле ведущих механизмов психической защиты несовершеннолетних правонарушителей доминируют вытеснение, регрессия и проекция. В профиле ведущих тенденций взаимодействия с окружающими у представителей основной группы превалирует агрессивно-доминантный стиль взаимоотношений, неприятие позиции повиновения и зависимости. При регуляции поведения детей важная роль принадлежит чувствам. Дети из дисфункциональных семей, ощущая свою незащищенность, при совершении проступков вместо вины переживают страх и тревогу. Способствуют этому механизмы психологической защиты. Предложены методы воздействия, способствующие актуализации конструктивного переживания вины и последующей интеграции детей в сообщество.
В последние годы фокус внимания девиантологов сместился с
вопроса о причинах и следствиях отклоняющегося поведения детей на возможности
их профилактики. Ю. М. Антонян, Г. Зер,
Ю. О. Клейберг, Н. Ю. Максимова, Л. И. Мороз,
Л. Б. Шнайдер, С. И. Яковенко и другие авторы разработали
теоретические и прикладные аспекты общей, специальной, индивидуальной,
комплексной профилактики правонарушений детей [1; 3−5; 7−8; 14]. Ими были
предложены инновационные (проактивный, социально-экологический,
восстановительный) подходы, конкретные психолого-педагогические методики
профилактики и коррекции девиаций, основанные, в частности, на развитии у
несовершеннолетних самосознания и критического отношения к своим поступкам.
Приступая к изучению переживания вины, мы констатировали,
что теоретическое осмысление этого феномена первоначально осуществлялось с
позиций этики (Аристотель, Спиноза, И. Кант, И. И. Фихте,
Н. Бердяев, В. Соловьев, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер и др.),
теологии (Г. Бубер, П. Тиллих и др.), антропологии (Х. Левис,
Д. Майерс, М. Мид, Дж. Тейлор). Из психологов первым ему уделил
внимание З. Фрейд. Позже к нему присоединились другие представители
психоанализа (А. Адлер, Э. Эриксон, М. Кляйн, А. Фрейд,
Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг); экзистенциально-гуманистического
(Р. Мей, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, И. Ялом) и
когнитивно-поведенческого направлений психологии и психиатрии (Д. Ангер,
А. Бек, Б. Магер, Д. Мошер, Д. Оливер, Д. Свитцер).
Названные ученые разработали методики, направленные на избавление человека от
болезненного чувства вины, и показали, что это переживание необходимо человеку
для духовного развития, а потому его не следует полностью устранять или
облегчать. В настоящее время в общей и возрастной психологии
(Ф. В. Бассин, M. Берковиц, Ф. Е. Василюк,
Д. О. Дружиненко, О. Л. Малеева, К. Муздыбаев,
Дж. Тангней) накоплен значительный объем данных, касающихся сущности и
генезиса переживания вины, однако общепризнанное понимание этого явления
отсутствует.
<...>
Литература
Антонян Ю. М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы
борьбы с преступностью. 1977. Вып. 26
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
Зер Г. Зміна об’єктива: Новий погляд на злочин та правосуддя //
Г. Зер. Пер. з англ. К., 2004.
Злочинність неповнолітніх: причини, наслідки та шляхи запобігання :
Навчальний посібник / С. І. Яковенко, Н. Ю. Максимова,
Л. І. Мороз, Л. А. Мороз. К., 2006.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения
// Ю. А. Клейберг/ Учеб. пособие для вузов. М., 2001.
Кон И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон //
Психол. журн. 1981. Т. 2. № 3.
Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних /
И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. М., 2006.
Оржеховська В.М. Профілактика правопорушень
серед неповнолітніх. Навч.-методичний посібник // В. М. Оржеховська. К.,
1996.
Пантилеев С.Р. Методика исследования
самоотношения. М., 1993.
Ростомова Л. М. Особливості переживання провини неповнолітніми,
схильними до правопорушень: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. К., 2010.
Ростомова Л.М. Актуалізація конструктивного
переживання провини неповнолітніми, схильними до правопорушень /
Л. М. Ростомова // Соціалізація дітей та молоді в сучасній Україні :
зб. наук. праць Ін-ту психології ім. Г. С. Костюка АПН України.
2010.
Ростомова Л.М. Профілактика правопорушень
серед дітей як вид професійної діяльності працівників кримінальної міліції / Л.
І. Мороз, Л. М. Ростомова, С. І. Яковенко // Організація
профілактики правопорушень та застосування відновного правосуддя в діяльності
кримінальної міліції у справах дітей : навчальний посібник. К., 2009.
Столин В.В. Самосознание личности /
В. В. Столин: монография . М., 1983.
Шнайдер Л.Б. Девиантное поведение детей и
подростков. М., 2005.