Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 27 место — направление «Психология» 0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,598 — двухлетний импакт-фактор Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: электронное издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Базовые элементы концепции восстановительной медиации* 1445
Максудов Р.Р., Президент МОО Центр "Судебно-правовая реформа", председатель Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, Москва, Россия, makcrane@mail.ru
Полный текст
Концепция восстановительной медиации разрабатывается специалистами центра «Судебно-правовая реформа» (Москва) с 1997 г. Восстановительная медиация объединяет идеи восстановительного правосудия и классической медиации. Концепция восстановительного правосудия (и шире – восстановительного подхода) существует сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми и всплеска насилия. Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, которые обрывают возможность протекания нормальной человеческой жизни. Восстановительное правосудие помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности: исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения. Идея и технология восстановительного правосудия позволяет сформулировать концепцию восстановительной медиации и в то же время дополнить идею медиации фундаментальными положениями. Здесь необходимо определить понятие «конфликт» с позиции медиатора. Обычно люди не любят конфликты? Конфликт в бытовом смысле – это плохо. Почему? Потому что (и это мнение выражают многие специалисты) люди дерутся, ссорятся и из-за этого не разговаривают друг с другом. Бытовое представление предполагает, и на это справедливо указала Людмила Карнозова на одном из семинаров, что конфликт разрушающе действует на людей. Поэтому многие учителя, с которыми мы часто обсуждаем школьные службы примирения, говорят: «А у нас нет конфликтов! Нам не нужна школьная служба примирения». У медиатора совсем другое представление о конфликте. Прежде всего, ситуация столкновения людей – это еще не есть конфликт. Когда происходят симметричные взаимные оскорбления и люди расходятся, это еще не есть конфликт. Это – столкновение. И вот эту ситуацию нужно превратить в конфликт. Что это значит? Надо наладить между людьми коммуникацию, чтобы перейти от ситуации столкновения к ситуации взаимопонимания. Способность превратить процесс столкновения в процесс переговоров, обсуждения – основная компетенция медиатора. Суть процесса медиации заключается в том, что медиатор трансформирует ситуацию столкновения людей, понимаемой в бытовом смысле как конфликт, в конфликт как поиск взаимоприемлемых решений в ситуации разности позиций и оснований людей, находящихся в конфликтном взаимодействии. Именно на это – налаживание взаимопонимания, указывают стандарты восстановительной медиации, разработанные в начале Исходя из этого, восстановительную медиацию можно определить как процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе этих процессов предполагается, что от ситуации столкновения человек придет к другому – обнаружению стратегически важных вещей, оснований, к тому, что в классической медиации называется интересы и потребности. К этому списку можно добавить такие цели и не всегда осознаваемые проблемы, которые являются сегодня монополией психологов и психотерапевтов. И главный тезис, на который я здесь опираюсь, – эти основания могут меняться по ходу коммуникации. В процессе прояснения оснований людей, почему они так поступили и поступают, их состояний, потребностей, интересов с людьми могут происходить сдвиги в сторону принятия социально приемлемых ценностей. И именно такие сдвиги являются базой для принятия решений, потому что в медиации предполагается, что это не просто выяснение тех или иных потребностей и интересов, а выяснение, которое должно привести к решению, устраивающему все стороны. И здесь есть особенности медиации в криминальной ситуации, потому что в этом случае необходимо загладить вред, причиненный правонарушителем. И важно, чтобы происходил не торг между жертвой и правонарушителем, но обсуждались, как говорится в Уголовном кодексе, причины и условия, способствующие совершению преступления, что произошло с жертвой, что она сейчас чувствует и как ей помочь. Вот этот взгляд за внешнее, часто демонстративное поведение, сближает восстановительную медиацию с психологией. Но только сближает, потому что, в отличие от действий психологов и психотерапевтов, все-таки нужны определенные решения по поводу конкретной ситуации. Чтобы запустить эти процессы, медиатор проводит работу по «очеловечиванию» взаимоотношений. Конфликт или криминальная ситуация приводит часто к тому, что люди начинают видеть друг у друга исключительно негативные стороны, у них возрастает чувство страха, ненависти или злобы. Человек, заражаясь этими чувствами, порой не в состоянии воспринимать адекватно ни свои действия, ни действия оппонента. Восстановительная медиация за счет восстановления способности понимания ситуации, проблем, намерений, целей, норм и установок позволяет снять негативные представления у сторон относительно друг друга. Это особенно актуально в ситуации межэтнических и межнациональных конфликтов. Нередко человек в таких конфликтах действует под влиянием стереотипов и СМИ («понаехали тут» и т. д.). В столкновениях могут использоваться клейма и оскорбления, задевающие национальность и этническую принадлежность, что нередко ведет к кровавым побоищам. Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга. Диалог способствует переходу от конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Организация диалога позволяет выйти на проблемы, интересы и потребности, признаваемые обществом, которые обычно в ситуации конфликта скрыты за негативными отношениями сторон друг к другу. Именно коммуникация и достигнутое взаимопонимание позволяют сформировать подлинные проблемы во взаимоотношениях, интересы и потребности, которые, на наш взгляд, не присутствуют изначально, а являются результатом совместной деятельности медиатора и сторон. В ситуации межэтнических конфликтов можно осуществлять поддержку позитивных норм, заложенных в каждой национальности и способствующих мирному разрешению проблем. Здесь также помогает осознание стереотипов, повлиявших на эскалацию конфликта и способствовавших превращению его в межэтнический. Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), т. е. действия, способствующие исправлению последствий конфликтной или криминальной ситуации. Медиатор помогает людям выразить полноту ситуации, в которую они попали из-за конфликта или криминальных действий, и донести её друг до друга. Такое взаимопонимание позволяет прояснить аспекты человеческого существования, которые были до этого скрыты от них, преодолеть обезличивание и демонизацию и тем самым найти силы для обсуждения совместного решения данной проблемы. В разрешении межэтнических и межнациональных конфликтов из обыденных представлений о той или иной национальности возникают реальные люди с их болями, проблемами и переживаниями. Образно говоря, медиатор строит лестницу, шагая по которой, люди узнают все больше и больше друг о друге, и это знание помогает им справиться с ситуацией. Каждая «ступенька» лестницы помогает сделать шаг в сторону строительства здоровых отношений друг с другом. Важнейшие ступеньки лестницы:
В ходе практикования медиации в русле идей, заложенных стандартами восстановительной медиации, мы выяснили, насколько важно ведущему понимать ситуацию, в которой находится человек в результате конфликтной или криминальной ситуации, и насколько уникальной она может быть. В этом плане важнейшим элементом деятельности ведущего является работа с последствиями криминальной или конфликтной ситуации. Сами последствия стали нами пониматься на пересечении различных переменных, влияющих на человека. Помощь в осознавании последствий и их преодолении является одним из главных ориентиров работы ведущего (медиатора) в восстановительной медиации. Например, в медиации, которую мы проводили совместно со специалистами Московского городского психолого-педагогического университета, удалось в ходе понимания ситуации подростка-потерпевшего зафиксировать глубокие изменения в его сознании после случившегося. Восстановительная медиация позволила выявить эти изменения и сделать шаги в направлении освобождения от деструктивных ориентиров, которые появились у подростка. Предыдущие рассуждения позволяют сконструировать основные блоки деятельности медиатора в процессе восстановительной медиации:
Рамка, которую удерживает медиатор, и техники, которыми он должен владеть при проведении программы восстановительной медиации, позволяют начать коммуникацию. Медиатор нередко сталкивается с гаммой самых различных отношений и взаимоотношений, которые сопровождали и могут в дальнейшем сопровождать конфликт или криминальную ситуацию. И здесь с помощью данной рамки медиатор не «вываливается» в привычные формы мышления о конфликте как поиске виновного и определения наказания. Медиатор обсуждает, а не обличает, понимает, а не расследует, слушает, а не пытается консультировать. В ситуациях межэтнического и межнационального конфликта медиатор должен осознать, прежде всего, собственные стереотипы в отношении той или иной национальности и их основания. Тем самым он достигает контакта, направленного на углубление взаимопонимания и разотождествления с разрушающими отношения стереотипами и чувствами. На индивидуальных встречах медиатор с помощью техник активного слушания, удерживая описанную выше рамку коммуникации, помогает участникам описать и осознать собственную ситуацию и роль восстановительной программы для ее изменения. С возможными участниками встречи медиатор обсуждает ситуацию в плане условий, способствующих совершению преступления или происходящего конфликта, его последствий, и выделяет вопросы, необходимые для обсуждения на встрече сторон. Это задает первый такт разотождествления участников криминальной или конфликтной ситуации с обыденными и стереотипными представлениями о ситуации и со своим «знанием» о другом человеке. Роль ведущего (медиатора), владеющего особыми техниками понимания, заключается в том, чтобы освободить место для нового знания о ситуации и другом человеке. На наш взгляд, это техники активного слушания, включающие отражение, резюмирование, переформулирование, а также техники конкретизации и рефлексивно ориентированной интерпретации и позиционирования. Этот такт можно назвать потенциальным разотождествлением. Поиск вариантов выхода дает возможность обсудить роль встречи сторон. В случае согласия на встречу с другой стороной медиатор создает условия для осуществления полностью или частично элементов деятельности участников конфликтной или криминальной ситуации в рамках восстановительного подхода;
* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ "Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий" по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13. Статьи по теме
Юридическая психология | Щербакова А.М. Юридическая психология | Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Банников Г.С. Математические методы в психологии и смежных науках, Программные документы | Пищик В.И., Королева Н.В. Юридическая психология | Шамликашвили Ц.А., Харитонов С.В., Пчелинцева Д.Н., Графский В.П. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |