Психограмма участкового инспектора милиции через призму функциональных компонентов административной деятельности

953

Аннотация

Автор представил свое виденье структурных компонентов психограммы участкового инспектора милиции через призму функциональных компонентов административной деятельности. На основе анализа 1) нормативно-правовых актов выделил и обосновал функциональные компоненты административной деятельности участковых инспекторов милиции (профилактический, организационный, удостоверяющий, прогностический, конструктивный, коммуникативный, воспитательный, аналитический, психологический, образовательный); обосновал структурные компоненты психограммы участкового инспектора милиции (внутренние возможности, профессионально важные качества, мотивационные и мировоззренческие характеристики) и описал их внутреннее содержание; 2) учебных пособий, научных справочных словарей уточнил суть дефиниций (качество, свойство, особенность, признак, черта, показатель, атрибут, примета) и построил их иерархическою структурно-логическую модель. Автор считает, что представленная психограмма требует подбора психодиагностического инструментария, проверки ее на практике, а в дальнейшем – нормативно-правового закрепления для использования психологами центров практической психологии МВД Украины.

Общая информация

Ключевые слова: административная деятельность, участковый инспектор милиции, психограмма

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Цильмак А.Н. Психограмма участкового инспектора милиции через призму функциональных компонентов административной деятельности [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61010 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Участковый инспектор милиции – это должностное лицо ОВД, которое находится на соответствующей штатной должности, имеет специальное звание и в соответствии с законодательными и ведомственными актами МВД Украины проводит на закрепленной территории как общую, так и индивидуальную профилактическую работу по предупреждению правонарушений, обеспечивает охрану общественного порядка и общественной безопасности, проводит работу с населением и общественными формированиями по реализации своих функций, а также принимает участие в предупреждении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, совершенных на участке.

Анализ нормативно-правовых актов Украины, регламентирующих административную деятельность участковых инспекторов милиции, показал ее многофункциональность: профилактическая, организационная, удостоверяющая, прогностическая, конструктивная, коммуникативная, воспитательная, аналитическая, психологическая, образовательная и т. д.

 

<...>

Полный текст

Участковый инспектор милиции – это должностное лицо ОВД, которое находится на соответствующей штатной должности, имеет специальное звание и в соответствии с законодательными и ведомственными актами МВД Украины проводит на закрепленной территории как общую, так и индивидуальную профилактическую работу по предупреждению правонарушений, обеспечивает охрану общественного порядка и общественной безопасности, проводит работу с населением и общественными формированиями по реализации своих функций, а также принимает участие в предупреждении и раскрытии преступлений и административных правонарушений, совершенных на участке.

Анализ нормативно-правовых актов Украины, регламентирующих административную деятельность участковых инспекторов милиции, показал ее многофункциональность: профилактическая, организационная, удостоверяющая, прогностическая, конструктивная, коммуникативная, воспитательная, аналитическая, психологическая, образовательная и т. д.

Так, прогностическая функция – участковый инспектор милиции должен предупреждать, выявлять и пресекать административные правонарушения, осуществлять в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях. То есть прогнозируя ход развития ситуации, участковый тем самым может предотвратить то или иное преступление или административное правонарушение.

Организационная функция – участковый инспектор милиции постоянно взаимодействует с сотрудниками оперативных и следственных подразделений по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений. С помощью патрульных нарядов, общественных помощников и членов общественных формирований он организовывает преследование и задержание преступников по горячим следам и надзор по месту их возможного появления с соблюдением мер безопасности граждан, своих помощников и своей лично.

Информирует патрульные наряды об изменениях в оперативной обстановке, о лицах, способных совершить правонарушение. При совершении преступления привлекает патрульные наряды для розыска преступников по горячим следам в рамках административной территории обслуживаемого участка.

При пожарах, катастрофах, стихийном бедствии и других чрезвычайных событиях организовывает и принимает необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра, уведомляет об этих обстоятельствах дежурного районного (городского) отдела внутренних дел. Таким образом, участковый инспектор милиции должен быть хорошим организатором, координатором и лидером.

Удостоверяющая функция – каждый участковый инспектор милиции ведет паспорт участка, в котором сосредоточиваются сведения, характеризующие социально-экономические, демографические и другие особенности участка, данные о состоянии преступности, об организации охраны общественного порядка, а также другая информация, необходимая для выполнения возложенных на него обязанностей.

Во время личного приема все обращения граждан заносятся участковым инспектором милиции в журнал учета личного приема граждан и регистрируются в соответствии с требованиями Закона Украины «Об обращениях граждан» и приказом МВД от 14.04.2004 № 400 «О порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах и подразделениях внутренних дел Украины заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных или готовящихся», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 06.05.2004 № 571/9170.

Конструктивная функция – участковый инспектор милиции определяет места сбора лиц, склонных к совершению преступлений и правонарушений; лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков и психотропных веществ, спиртных напитков, разврата; лиц, которые втягивают несовершеннолетних в преступную деятельность, о чем информирует заинтересованные службы органов внутренних дел для принятия мер реагирования. То есть, анализируя обстановку на своей территории, участковый определяет зоны риска и осуществляет профилактическую деятельность путем использования разных форм и методов.

Коммуникативная функция – участковый инспектор милиции при обнаружении на территории административного участка других нарушений, реагирование на которые относится к компетенции органов внутренних дел, информирует об этом органы государственной власти и местного самоуправления. Немедленно докладывает в дежурную часть районного (городского) отдела внутренних дел о полученных во время работы на участке заявлениях или сообщениях граждан о преступлениях, совершенных или готовящихся. Принимает меры по предотвращению преступлений и пресечению, задержанию преступников, оказанию помощи пострадавшим, охране места происшествия [2].

До приезда следственно-оперативной группы на месте преступления уточняет информацию о времени, месте, способе его совершения, очевидцев и свидетелей, число преступников, их приметы и осуществляет охрану места происшествия [там же].

Самая главная задача участкового инспектора – найти общий язык с населением своего административного участка и добиться доверия к себе, что позволит быть всегда информированным обо всем на своем участке.

Психологическая функция – участковый инспектор милиции устанавливает доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, которая способствует предупреждению и раскрытию преступлений, других правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести. Знание индивидуально-психологических особенностей людей, способов установления контакта, методов и приемов психологического влияния на личность поспособствует в дальнейшем эффективности административной деятельности.

Участковый инспектор милиции проводит профилактически-разъяснительную работу среди населения с целью формирования в сознании граждан, особенно молодежи, правовой культуры, негативного отношения к общественно опасным явлениям, тем самым осуществляя воспитательную функцию, которая базируется на психологических и педагогических знаниях и умениях участкового.

Аналитическая функция – участковый инспектор милиции должен постоянно изучать и анализировать оперативную обстановку на административном участке. Осуществлять постоянный анализ состояния правопорядка на административном участке и вносить предложения начальнику районного (городского) отдела внутренних дел о целесообразной расстановке и маневрировании патрульных нарядов, общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка на территории административного участка.

Просветительская функция – участковый инспектор милиции вместе с патрульными нарядами, членами общественных формирований по охране общественного порядка осуществляет обход участка, проверку подъездов домов, чердаков и подвальных помещений с целью выявления лиц, склонных к совершению правонарушений и преступлений, пресечения преступлений и других правонарушений. Во время несения службы дает рекомендации работникам патрульной службы милиции относительно форм и методов профилактической работы.

Выступает перед населением и в трудовых коллективах с отчетами о состоянии правопорядка на закрепленной за ним территории. Проводит среди населения административного участка разъяснительную работу о способах защиты и самообороны от преступных посягательств [2].

Цель профилактической деятельности участковых инспекторов милиции – обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на участке; устранение или ограничение действия негативных факторов в обществе, способствующих совершению правонарушений, как в целом, так и на отдельных лиц; недопущение противоправных действий лицами, склонными к совершению правонарушений; устранение угрозы нарушения законных прав и интересов граждан.

Таким образом, ежедневно выполняя профессиональные функции, участковый инспектор милиции очень часто в одной ипостаси совмещает в себе профессии  следователя, оперативника, психолога, социолога, воспитателя, учителя, прокурора, адвоката, хозяйственника, социального работника, философа, медиатора, арбитра.

Анализируя административную деятельность участковых инспекторов милиции и регулирующие ее нормативно-правовые акты, мы пришли к выводу, что представителям этой профессии должен быть присущ многомерный комплекс определенных групп профессионально важных качеств и умений. Исследовав деятельность психологов центров практической психологии МВС Украины, мы выяснили, что в их арсенале нет четко структурированной нормативно закрепленной психограммы, согласно которой они могли бы осуществлять качественный профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в ОВД на должность участкового инспектора милиции.

Исследованием деятельности сотрудников ОВД и ее профессиографическим описанием занимались украинские и российские ученные  Д.А. Александров, Н.И. Ануфриев, В.И. Барко, Б.Г. Бовин, Ю.Б. Ирхин, Л.И. Казмиренко, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронов, А.М. Столяренко, Г.А. Юхновец и др.

Так, например, Н.И. Ануфриев, А.М. Бандурка и А.Н. Ярмыш [1] при описании психограммы милиционера определили ее структурные блоки: целеустремленность, коммуникативные, мотивационные качества, регуляторные (эмоционально-волевые), индивидуально-психологические качества и способности.

А.М. Столяренко [3] определил и описал четыре блока – мотивационные качества, морально-психологические (морально-деловые), профессионально-деловые (специальные способности – розыскные, следственные, педагогические, воспитательные, коммуникативные) и профессионально значимые психофизиологические свойства.

Н. И. Ануфриев, Ю. Б. Ірхин, Н. Н. Курко [4] определили перечень профессионально важных качеств основных профессий ОВД – следователя, оперуполномоченного, участкового инспектора милиции. Однако в их работе четкой психограммы участкового инспектора милиции описано не было. Рассмотрев множество психограмм участковых инспекторов милиции (как российских, так и украинских ученых), мы пришли к выводу, что нет единого мнения относительно их структурных блоков.

В соответствии с  функциональными направлениями административной деятельности, на наш взгляд, психограмма участкового инспектора милиции должна состоять из таких структурных блоков: внутренние возможности, профессионально важные качества, мотивация и мировоззрение.

Под возможностью следует понимать внутренние резервы и личностный потенциал участкового инспектора милиции. Возможность детерминируется совокупностью двух составляющих – внутренней (психофизические показатели, общие и профессиональные способности) и внешней (факторы и условия профессиональной деятельности и социальной жизнедеятельности).

Мы считаем, что к внутренним возможностям участкового инспектора милиции следует отнести следующие показатели.

1. Психофизиологические – психическая устойчивость, активность и энергичность, высокая работоспособность, скорость пространственной реакции (на зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и двигательный раздражители), реакция выбора (по предварительной оценке ситуации) и реакция на опасность.

2. Способности:

2.1. Общие – имеется в виду высокий уровень общего интеллекта, который обеспечивают: а) память (оперативная и долговременная) – способность хранить в памяти усвоенную информацию, удерживать в памяти большое количество фактов, воспроизводить обстановку, обстоятельства, события; б) мышление (практическое, теоретическое, образное, абстрактно-логическое, комбинаторно-прогностическое) – развитые признаки мышления: проблемность, динамичность, широта, глубина, оригинальность, вариативность, темп, гибкость, интуитивность, логичность, прогнозируемость, способность к анализу, синтезу, абстракции, сравнению, конкретизации, обобщению, дедукции; в) внимание – развитые свойства внимания: устойчивость (способность длительное время удерживаться на любом объекте, не отвлекаясь), концентрация (способность удерживать внимание на каком-либо объекте), переключение (способность намеренно переводить внимание с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой), распределение внимания (способность распределять внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или несколько различных действий), объем внимания (способность одновременно вести наблюдение за многими характеристиками объекта внимания и большим их количеством); г) воображение – способность вызывать у себя соответствующие образы, творчески и конструктивно перерабатывать их, осуществлять реконструкцию; развитые функции воображения – способность к регулированию эмоциональных состояний, произвольной регуляции познавательных процессов, формирование внутреннего плана действий;

2.2. Психофизиологические – способность выдерживать интенсивные длительные психоэмоциональные нагрузки без снижения производительности административной деятельности; к быстродействию в условиях дефицита времени; к длительному напряжению сенсорных систем в условиях монотонности; к сохранению активности и др.;

2.3. Профессиональные – комплекс профессионально значимых способностей, которые обусловливаются степенью развития психических познавательных процессов и основанные на знаниях, умениях и навыках участкового инспектора милиции. К ним следует отнести:

а) интеллектуальные – умение: осуществлять синтез, сравнение, конкретизацию, обобщение; формировать внутренний план действий, выполнять несколько видов деятельности или несколько различных действий; одновременно вести наблюдение за множеством характеристик объекта административной деятельности или их большим количеством; прогнозировать перспективы развития событий; предусматривать возможные отклонения, нежелательные явления и последствия; выбирать адекватные формы, средства, методы и приемы для эффективного осуществления административной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность по разоблачению правонарушений, раскрытию преступлений, нахождения преступников, предупреждению криминальных последствий; выявлять преступные явления, анализировать их составляющие (условия, причины, мотивы, средства, формы осуществления и др.) и устанавливать причинно-следственные связи; находить способы раскрытия преступлений и предупреждения правонарушений, определять особенности темперамента, характера, умственного развития, поведения объектов административной деятельности, определять последствия собственного поведения и осуществляемой административной деятельности;

б) коммуникативные – умение: устанавливать психологический контакт; корректировать и управлять процессом взаимодействия; противостоять стереотипам восприятия, барьерам общения, налаживать обратную связь; правомерно получать информацию, необходимую для административной деятельности; устанавливать контакты с различными категориями лиц; настраиваться на различные формы общения в зависимости от индивидуально-психологических особенностей объектов административной деятельности; быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; коротко, четко и ясно говорить по существу дела; аргументировать и доказывать (отстаивать) свою точку зрения; давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при отчетах, постановке вопроса); доходчиво донести до слушателя свои мысли и намерения; связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме (доклад, отчет, выступление), вести деловую беседу, диалог, переговоры, разрешать споры;

в) моральные – умение быть образцом правовой культуры, стоять на страже закона, не поддаваться уголовным соблазнам;

г) эмоционально-волевые – умение адекватно реагировать в сложных условиях административной деятельности; регулировать собственное психоэмоциональное состояние; решать профессиональные задачи в ситуациях, сопровождающихся высокой степенью личного риска и опасности для жизни;

д) перцептивные – умение сочувствовать, проникать во внутренний мир объектов административной деятельности; чувствовать и понимать их психические состояния; адекватно интерпретировать их поведение, «смотреть, видеть и увидеть», «слушать, слышать и услышать»;

е) лидерские – умение управлять объектами административной деятельности при осуществлении профессиональных функций; требовать от них соблюдения дисциплины и законности; уверенно доносить до них необходимую информацию; разрабатывать, координировать, контролировать и осуществлять административную деятельность, брать на себя ответственность; принимать нестандартные решения;

ж) социально направленные – умение регулировать общественные взаимоотношения; решать человеческие проблемы; располагать к себе людей; вызывать доверие; справляться с возникающими в процессе социального взаимодействия трудностями.

Проанализировав в учебных пособиях, научных справочных словарях содержание определений – качества, свойства, особенности, признака, черты, показатели, атрибуты, приметы, мы констатировали, что содержание определения этих дефиниций во многом идентично и тождественно. Так, например, «...психические свойства – это устойчивые душевные качества...», «...качества человека – это те его свойства, которые проявляются по-разному…», «...атрибут – это неотъемлемое, необходимое для обеспечения целостности объекта, субъекта (предмета) свойство...», «...признак – это черта, свойство, особенность ... » и т. д. По нашему мнению, путаница происходит из-за отсутствия четкой иерархической структурно-логической модели данных понятий.

Мы выяснили также, что существует непонятная структуризация групп профессионально важных качеств. Часто среди профессионально важных качеств представителей той или иной профессии можно встретить вместе с ними перечень способностей, качеств, которые по своей сути не относятся к ней. Например, некоторые авторы к коммуникативным профессионально важным качествам относят психофизиологические, волевые, организационные, лидерские и др.

Таким образом, на современном этапе развития правоохранительных органов все большую актуальность приобретает четкая структуризация и детализация перечня профессионально значимых качеств участковых инспекторов милиции.

Итак, осуществив содержательный анализ вышеуказанных понятий в учебных пособиях (психологических, педагогических и философских дисциплин), научных, справочных и энциклопедических словарях, мы уточнили содержание и сущность этих дефиниций, вследствие чего построили иерархическую структурно-логическую модель (см. рисунок).

Рис. 1. Иерархическая структурно-логическая модель качеств

Итак: качество (англ. quality) – это совокупность существенных признаков, особенностей и свойств личности, которые отличают ее от других и придают ей определенность и индивидуальность. Признак (англ. sign / indication) – это примета ((англ. token) – отличительный признак чего-либо), показатель ((англ. Indicator) – степень которой сводится к определенному признаку) личности, по которым можно ее определить. Особенность (англ. features) – это индивидуальные специфические личностные различия. Свойство (англ. рroperty) – это способ проявления определенной стороны качества. В состав свойств входят атрибуты и черты. Атрибут (англ. attribute) – это неотъемлемая составляющая, без которой человека нельзя представить и без которой он не может существовать (пол, возраст, темперамент, здоровье, речь, направленность). Черта (англ. trait) – это устойчивый конструкт, который проявляется в поведении человека.

Таким образом, в перечень профессионально значимых качеств участкового инспектора милиции входят определенные признаки (приметы, показатели), особенности и свойства (черты и атрибуты). Мы считаем, что участковый инспектор милиции должен соответствовать таким профессионально важным качествам:

  • интеллектуальные – гибкость, находчивость, любознательность, креативность, умеренность, рассудительность, внимательность, планомерность, рассудительность, рефлективность, прогнозируемость;
  • коммуникативные – общительность, вежливость, контактность, доступность, дипломатичность, тактичность, доброжелательность, уверенность, непринужденность и отсутствие скованности при общении, языковая ловкость и привлекательность;
  • моральные  – пунктуальность, ответственность, порядочность, надежность, честность, добросовестность, этичность, дисциплинированность, развитое правосознание;
  • эмоционально-волевые – настойчивость, целеустремленность, решительность, смелость, склонность к оправданному риску, внутренняя организованность, независимость от обстоятельств, последовательность в достижении цели, высокий уровень развития воли, самоконтроль и самообладание в различных ситуациях, уравновешенность, терпимость и толерантность по отношению к провоцирующим стимулам;
  • перцептивные – наблюдательность, проницательность, чувствительность, чуткость, развитая интуиция, эмпатийность;
  •  лидерские – авторитетность, самостоятельность, деловитость, предприимчивость, инициативность, концептуальность, харизматичность, адекватные – властность, амбициозность и честолюбие;
  • социально направленные – гуманизм, патриотизм, общественная и гражданская активность, гражданская морально-этическая зрелость, разумная принципиальность, справедливость, реалистичность, неконфликтность.

Следует отметить, что значительно усложняют качественное выполнение функциональных обязанностей и уменьшает пригодность личности к административной деятельности участковых инспекторов милиции такие качества, как индивидуализм, социальная отчужденность, цинизм, негативизм, враждебность, тревожность, агрессивность, конфликтность; чрезмерная склонность доминировать, быть лидером и злоупотреблять властными полномочиями; низкий уровень самооценки, недостаточная самокритичность, недостаточная мотивация достижения цели деятельности, недостатки развития воли (например, неспособность к волевым усилиям при наличии трудностей), наличие психотических черт личности и т. д.

Немаловажное значение для компетентного осуществления административной деятельности имеют также мотивационные характеристики участковых инспекторов милиции. К ним следует отнести:

  • желание бороться со злом, осуществлять административную деятельность;
  • стремление к верховенству права, защите прав и свобод граждан, социальной справедливости, правомерному решению сложных правоохранительных задач, улучшению престижа милицейских профессий, продвижению по службе, профессиональной самореализации;
  •  потребность в достижении успеха, личностно-профессиональных достижениях.

Немаловажным для профессионально-психологического отбора является изучение мировоззрения кандидатов на службу в ОВД на должность участкового инспектора милиции. Мировоззрение – это совокупность системы знаний, убеждений, верований, стремлений, надежд, ценностей, идеалов, установок и т. п. Оно является регулятором личностного отношения к другим, себе, объектам и предметам материального и духовного мира.

Таким образом, в мировоззрении кандидата на службу в ОВД должны быть четко сформированы:

  • убеждение, что административная деятельность нужна людям; помогая людям – делаешь добро; легче предотвратить правонарушение, чем раскрыть преступление; люди все разные, их необходимо уметь принимать такими, какими они есть; нельзя «примерять одну рубашку» на всех – необходимо творчески подходить к каждому конкретному случаю и т. д.;
  • вера в торжество добра и справедливости, в закон, людей и людям; необходимость и нужность административной деятельности для населения; в лучшее; себя, свои силы;
  • стремление изучить население своей административной территории; работать для получения качественного результата; творить добро; помогать людям; быть лучшим среди лучших коллег; самосовершенствоваться; профессионально реализовать себя;
  • надежда на лучшее; осуществление мечты; профессиональную самореализацию;
  • ценности: свое доброе имя, семья, человек (люди), жизнь, профессия;
  • профессиональная установка на: компетентное решение правоохранительных задач, эффективную и правомерную административную деятельность, достижение положительного результата при осуществлении профессиональных функций, профессиональное саморазвитие.

Следует отметить, что психологи обязательно должны изучать выбранный кандидатами на службу в ОВС эталон для подражания – его идеал или кумир. Криминалистике известны случаи, когда стремление личности подражать кумиру приводили ее к совершению серии особо тяжких преступлений. Поэтому изучая кумиров или идеалов кандидата на службу в ОВС, следует узнать, почему тот или иной герой стал идеалом в его жизни, какие его принципы он взял за основу собственной жизнедеятельности.

Таким образом, описанная нами психограмма участкового инспектора милиции через призму функциональных компонентов административной деятельности в дальнейшем требует подбора психодиагностического инструментария, проверки ее на практике, расширения или уточнения ее внутреннего содержания и впоследствии нормативно-правового закрепления для использования психологами центров практической психологии МВД Украины.

Литература

  1. Ануфрієв М.І., Бандурка О.М., Ярмиш О.Н. Вищий заклад освіти МВС України: Науково-практичний посібник. Х.: Ун-т внутр. дел, 1999. 369 с.
  2. Об утверждении Положения о службе участковых инспекторов милиции в системе Министерства внутренних дел Украины. Приказ МВД Украины от 11 ноября 2010 года № 550.
  3. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.
  4. Професіографічна характеристика основних видів діяльності в органах внутрішніх справ України (кваліфікаційні характеристики професій, професіограми основних спеціальностей) [ Текст ]: довідник / [ М. І. Ануфрієв, Ю. Б. Ірхін, М. Н. Курко та ін. ]. – К.: МВС України: КІВС, 2003. 80 с.

Информация об авторах

Цильмак Алена Николаевна, доктор юридических наук, профессор, Профессор кафедры криминалистики, судебной медицины и психиатрии Одесского государственного университета внутренних дел, Одесса, Украина, e-mail: cilmalen@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8739
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 953
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2