Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7910Ключевые слова 19181 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Теоретические аспекты профессионального «я-образа» личности 1509

Осёдло В.И., кандидат психологических наук, начальник кафедры психологии и педагогики Национального университета обороны Украины, Украина, joker2128@yandex.ru
Винтоняк В.Ф., Начальник учебной лаборатории кафедры морально-психологического обеспечения войск Гуманитарного института Национального университета обороны Украины им. И.Черняховского , Киев, Украина, v.f.viktoriya@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности профессионального Я-образа личности как когнитивной составляющей Я-концепции в структуре профессиональной идентичности личности. Я-концепция проанализирована с точки зрения осознаваемого показателя принадлежности личности к определенной профессии, которая определяется личностно значимой профессиональной активностью и проявляется через профессионально-диференцирующие признаки. Значимым аспектом при рассмотрении содержательных характеристик профессионального Я-образа личности выступило соотношение категорий «Я» и профессионального самосознания в качестве многоуровневой системы представлений человека о самом себе как профессионале в единстве трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. Отмечено влияние содержания профессионального эталона на содержание профессионального «Я-образа» и повышение их содержательной близости в процессе профессионального становления и профессионального взросления субъекта. Показана авторская позиция определения вектора развития личности в профессиональной среде в результате согласования профессиональных позиций Я-реального и Я-идеального. Структурно профессиональный Я-образ личности раскрыт через четыре взаимосвязанных компонента: социально-перцептивный, когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблематика психологического исследования профессионального развития личности не нова в современной науке. На протяжении своей жизни человек большинство времени посвящает профессиональной деятельности, которая, как известно, всегда интересовала ученых. Психологическое изучение профессиональной деятельности человека, профессионального становления и развития личности в разных контекстах широко представлено как зарубежными, так и отечественными авторами. Однако стоит заметить, что при постоянно увеличивающемся количестве содержательных теоретических и прикладных исследований в области профессионализации личности современного человека, погруженного в круговорот информационных технологий с их высокой динамикой и разноуровневым смысловым содержанием, в целом обусловленного развитием современного общества, наблюдается рассогласованность в понимании авторами когнитивной основы профессиональной идентичности личности.

На наш взгляд, в основе профессиональной идентичности личности, которая показывает осознание личностью своей принадлежности к определенной профессии [19], находится профессиональная Я-концепция, которая в сворю очередь базируется на профессиональном Я-образе как ее когнитивном компоненте. Эти понятия также содержательно включены в категорию профессионального самосознания личности, которое как компонент общего самосознания в контексте общей картины мира конкретизировано под воздействием профессиональной среды, общения с профессионалами, активного участия субъекта в профессиональной деятельности и сознательного отношения к ней, подчинено задачам профессионального самоопределения [5, с. 24–25].

<...>

Литература
  1. Белинская Е.П. Социальная психология личности: [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 304 с.
  2. Бех М.І. Формування образу «Я – майбутній професіонал” у старшокласників у процесі професійної орієнтації: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / М.І. Бех; Миколаїв. держ. ун-т ім. В.О. Сухомлинського. К., 2010. 20 с.
  3. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха /  Н.А. Гульянова // Вестник Московского университета. 2001. № 3. Серия 14. С. 155–158.
  4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. M. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
  5. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: дис. … д-ра психол. наук 19.00.01/ С.Т. Дженерьян. Ростов н/Д, 2005. 442 с.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проспект; Екатеренбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
  7. Клевцова В.А. Я-образ в профессиональном самоопределении личности. Журнал «Современные наукоемкие технологии». 2008. № 1. С. 66–67.
  8. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  9. Корнилова А.А. Исследование составляющих «Образа Я» современного студента-бакалавра [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика.  Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/05/637).
  10. Косов Б.Б. О закономерностях развития личности / Б.Б. Косов // Психология как система направлений: Ежегодник Российского психологического общества. 2002. Вып. 2. Т. 9.   С. 231–233.
  11. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: [учебн. пособ. для высш. пед. учебн. заведений]. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 320 с.
  12. Наприев И.Л. Образ-Я и стилевые особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: [монография] / И.Л. Наприев, Е.В. Луценко, А.Н. Чистилин. Краснодар: КубГАУ, 2008.  262 с.
  13. Осьодло В.І. Психологія професійного становлення офіцера: [монографія]. К.: ПП «Золоті ворота», 2012. 463 с. 
  14. Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2001. 216 c. 
  15. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
  16. Ренке С.О. Психологічні чинники становлення професійного образу «Я» у майбутніх психологів : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.О. Ренке ; Ін-т психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. К., 2010. 20 с.
  17. Свободный Ф.К. «Профессиональный Я-образ» сотрудника органов внутренних дел // Ежегодник Российского психологического общества. Мат-лы 3-го Всерос. съезда психологов. 25–28 июня 2003 г. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. Т. 7. С. 72–76.
  18. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.
  19. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: [учеб.-метод. пособие]. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2007. 124 с.
  20. Щербакова К.М. Психологические подходы к изучению структуры образа «Я» // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23). В 2-х ч.   Ч. II. C. 185–186.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика