Психология и право
2013. Том 3. № 3
ISSN: 2222-5196 (online)
Возможности и перспективы изучения эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сексуальные преступления, эмпатия, дефицит эмпатии, педофилия
Рубрика издания: Судебная и клиническая психология в юридическом контексте
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Демидова Л.Ю., Шерягина Е.В. Возможности и перспективы изучения эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n3/63784 (дата обращения: 03.12.2024)
Полный текст
Дефицитарность эмпатической способности рассматривается как один из ключевых психологических факторов сексуальной преступности.
Во многих исследованиях показано, что сексуальные преступники испытывают существенные трудности с распознаванием эмоций, интерпретацией и оценкой эмоциональных состояний, сложности с сопереживанием и эмоциональным ответом [17, 18, 30, 35, 46]. Дефицит эмпатии у лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности, часто рассматривается как причина отрицания насильниками вреда, причиненного жертве [23, 27, 34, 36, 42]. Можно встретить и мнения, согласно которым отсутствие эмпатии к жертвам является фундаментальным дефицитом сексуальных преступников [41].
Отечественных исследований эмпатии у лиц с девиантным сексуальным поведением крайне мало. Тем не менее, полученные результаты во многом совпадают с зарубежными. Так, в исследовании эмоционального восприятия у лиц, совершивших сексуальные преступления, было показано, что группа преступников без расстройств сексуального предпочтения демонстрирует достоверно более низкие показатели эмпатии, чем группа нормы [3]. А в недавнем сравнительном исследовании лиц, совершивших агрессивно-насильственные действия сексуального характера, был сделан вывод, что сниженная способность к эмпатии действительно может являться одним из факторов формирования сексуальной агрессии [5].
Однако столь большому числу исследований можно противопоставить не меньше работ, в которых выявляются противоречия, встречающиеся при изучении эмпатии у лиц с аномальным сексуальным поведением [43]. Например, Fox J.A. и Levin J. [19] указывают, что при сексуальном садизме может наблюдаться сильная эмоциональная привязанность к своим жертвам. А некоторыми исследователями было показано, что насильники детей и вовсе не демонстрируют общего дефицита эмпатии [40, 47]. Более того, встречаются данные, согласно которым лица, совершившие сексуальное насилие над детьми, могут продемонстрировать сопоставимую с группой нормы эмпатию к жертвам аварий и чужим жертвам сексуального насилия [33, 47].
По мнению L.G. Kirsch и J.V. Becker [32], разрешить имеющиеся противоречия может только точное теоретическое и практическое построение исследований. Многие из проведенных экспериментов подвергаются критике за отсутствие твердой теоретической основы для описания изучаемых переменных [26, 31, 45]. Серьезной критике можно подвергнуть и методики, используемые для диагностики эмпатической способности.
Целью данной работы является анализ методик, наиболее часто используемых для диагностики эмпатии у сексуальных преступников; а также оценка перспективы применения новой проективной методики для изучения эмпатической способности у лиц с аномалиями сексуального влечения.
Охватить весь объем методов, используемых для исследования эмпатии у сексуальных преступников, в рамках одной статьи не представляется возможным. Поэтому здесь будут рассмотрены лишь методики, наиболее часто встречающиеся при диагностике эмпатии у лиц с аномальным сексуальным поведением.
Специально для изучения эмпатии по отношению к жертвам у сексуальных насильников была разработана методика Rape Empathy Scale [16], состоящая из 19 утверждений, которые испытуемому необходимо оценить по шкале от 1 («полностью согласен») до 6 баллов («решительно не согласен»). Предлагаемые утверждения сформулированы прямо и в дихотомии. Например: «Я действительно могу сопереживать беспомощности насильника, потому что его влекут желания, которые он не может контролировать»/«Я действительно могу сопереживать беспомощности жертвы, если все ее попытки противостоять изнасилованию не удались» (№ 13); «Жертва (насильник) эмоционально будет страдать больше, чем насильник (жертва), если об изнасиловании станет известно широкой общественности» (№ 17). Существенным недостатком методики является то, что в ней рассматривается лишь ситуация изнасилования женщины мужчиной. Также представляется, что подобные утверждения имеют явную направленность и сильно подвержены социальной желательности. Не говоря уже о том, что охарактеризовать лиц, высказавших сопереживание и жертве, и насильнику, будет весьма затруднительно.
Низкая распространенность методик на эмпатию, специфичных для группы сексуальных преступников, отражается в наиболее частом использовании зарубежными и отечественными исследователями опросников, предназначенных для широкой диагностики.
Одной из первых методик, широко применявшихся за рубежом для исследования эмпатии у сексуальных преступников стала шкала эмпатии Р. Хогана – Hogan’s Empathy Scale [24]. Методика состоит из 64 вопросов, большая часть которых была выбрана из нескольких личностных тестов, таких как MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) [22] и CPI (California Psychological Inventory) [21]. Почти из тысячи вопросов были отобраны те, которые являлись дискриминативными для двух групп людей, независимо разделенных на эмпатичных и неэмпатичных. Однако психометрический анализ методики показывает ее сомнительную надежность и низкую внутреннюю согласованность, наряду с плохим воспроизведением выявленной авторами факторной структуры [20]. Как указывают исследователи, большая часть факторов, выявляемых этой методикой, скорее подходит для измерения социальных навыков, чем эмпатии [11, 15]. Что не удивительно: утверждения, предлагаемые испытуемым в этой методике, заставляют беспокоиться о недостаточном смысловом соответствии между содержанием теста и собственно эмпатией. Например, можно привести утверждения: «Я хотел бы участвовать в клубе по пению» (№ 29) или «Мне нравится говорить о сексе» (№ 56) [12, 25]. В результате методика была практически вытеснена более современными.
Отечественные авторы [6] в числе методик, позволяющих оценивать выраженность эмпатической способности у насильников, называют популярный и в зарубежных исследованиях опросник Меграбьяна-Эпштейна – QMEE (Questionnaire Measure of Emotional Empathy) [37]. В оригинальной версии он состоит из 33 пунктов, разделенных на семь подкатегорий. В методике высчитывается только общий показатель, хотя на концептуальном уровне в опросник заложена идея о различных аспектах эмпатии. Утверждения из этой методики также подвергались критике и вызывают сомнение в их соответствии измеряемому конструкту. Например: «Люди приписывают животным слишком много чувств» (№ 2), «Меня раздражает публичное проявление эмоций» (№ 3) [25]. Или, утверждения из отечественной версии опросника: «Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств» (№ 6), «На мое настроение сильно влияют окружающие люди» (№8), «Я очень переживаю, когда смотрю фильм» (№ 23). Сами авторы шкалы предположили, что вместо измерения эмпатии как таковой методика отражает общую способность к эмоциональному заражению, эмоциональной реакции на других [38].
В настоящее время исследователи отдают предпочтение многофакторным моделям эмпатии. В частности, за рубежом все чаще применяется разработанная в 1980 г. Шкала оценки межличностной эмоциональной реактивности – IRI (Interpersonal Reactivity Index) [14, 15], переведенная на русский язык в своей первой адаптации как «Многофакторный опросник эмпатии» [2]. Эмпатия рассматривается автором как единство когнитивной и аффективной составляющих. В связи с чем, M.H. Davis предлагает отдельно рассматривать когнитивный и аффективный аспекты, поскольку лишь в таком случае можно оценить вклад каждого из них в эмпатический процесс [14]. Опросник состоит из 28 пунктов. Для оценки когнитивной составляющей эмпатии используются шкалы фантазии (способность испытуемого к образному перенесению себя в вымышленные ситуации) и децентрации (способность испытуемого понять и принять в расчет точку зрения другого человека). Для оценки аффективной составляющей используются шкалы эмпатической заботы (степень, в которой для испытуемого характерны чувства тепла, сострадания и заботы о другом) и эмпатического дистресса (оценивает непосредственно чувства страха, тревоги, дискомфорта, возникающие у испытуемого в связи с наблюдением негативного опыта других людей). В методике вычисляются отдельные показатели по каждой из шкал. Работы, направленные на проверку валидности, достоверности и надежности опросника дают положительные результаты [2, 39]. Тем не менее, и эта методика подвергается критике. Например, шкала фантазии и такие вопросы из шкалы эмпатического дистресса, как «Я обычно довольно эффективен в борьбе с чрезвычайными ситуациями», «Я иногда чувствую себя беспомощным, когда нахожусь в центре очень эмоциональной ситуации» позволяют скорее выявить такие психологические процессы, как воображение и способность к эмоциональному контролю, которые – конечно – так или иначе связаны с эмпатией, но не являются ей [11]. Тем не менее, нередко отмечается, что шкалы эмпатической заботы и децентрации действительно описывают аффективную и когнитивную составляющие эмпатии [10].
Что касается популярных у отечественных авторов методик эмпатийного потенциала И.М. Юсупова [9] и теста на эмпатические способности В.В. Бойко [1], то, как указывают исследователи, у этих методик также есть ряд своих недостатков.
В частности, конструктная валидность теста эмпатийного потенциала И.М. Юсупова [9] вызывает сомнения, а некоторые пункты опросника не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и нуждаются в корректировке [2].
Множество вопросов у исследователей вызывает и тест на эмпатические способности В.В. Бойко [1]. Теоретические конструкты, положенные в основу теста отсылают, скорее, к метафизическим, а не научным основаниям [2]. Например, автор понимает эмпатию как «рационально-эмоционально-интуитивную форму отражения», которая «является особенно утонченным средством “вхождения” в психо-энергетическое пространство другого человека»; по его мнению, «с помощью эмпатии “пробивается” защитный энергетический экран партнера», для чего «необходима повышенная “проходимость”» [1]. Более того, не удается найти никаких сведений о процедуре психометрической проверки надежности и валидности опросника [2]. Что не удивительно, поскольку в своей работе, наряду с методикой на эмпатические способности, В.В. Бойко предлагает читателям больше двух десятков новых опросников, среди которых рядом с понятным научному слуху диагностическим инструментарием для исследования агрессии, фрустрации и циклотимии, можно встретить опросник на неуправляемую эмоциональную возбудимость, на доминирующую форму преобразования энергии воздействия, на биополе семьи [1].
Вполне логично, что при использовании такого множества методик для исследования эмпатии у сексуальных преступников, в результатах обнаруживается ряд противоречий.
Применение методик, основанных на самоотчете, в судебной психологии весьма затруднительно ввиду установочного поведения подэкспертных. Согласно Ickes W. [28, 29], вопросов, которые могли бы выявить непосредственно способность человека к эмпатии, в принципе не существует. А используемые до настоящего времени проективные методики на эмпатию очень громоздки и сильно «утяжеляют» психологическое обследование, делая задания трудновыполнимыми для большинства категорий подэкспертных.
Вниманию читателей предлагается новая проективная методика для диагностики эмпатии (Шерягина Е.В. [8]; мод. Демидовой Л.Ю.) у лиц, проходящих судебную экспертизу по делам о сексуальных преступлениях, а также предварительные результаты ее применения.
Методика изначально создавалась ее автором, Е.В. Шерягиной, для исследования стратегий утешения [8]. В оригинальном варианте она состоит из двух серий. В первой серии испытуемому предлагается дать вариант ответа на 5 реплик детей и 5 реплик взрослых, оказавшихся в трудных ситуациях. Во второй серии задача такая же, с той лишь разницей, что в инструкции акцентируется внимание испытуемого на чувствах, которые испытывает ребенок/взрослый, оказавшийся в трудной ситуации. После этого предлагается вернуться к ответам первой серии и написать, какие чувства испытывает ребенок/взрослый после того, как услышит ответ испытуемого.
Методика была модифицирована для проведения психологического обследования лиц, проходящих судебную экспертизу по делам о сексуальных преступлениях. В модифицированном варианте предполагается проведение только первой серии. Инструкция звучит следующим образом: «Сейчас я буду зачитывать Вам реплики разных детей и взрослых, оказавшихся в трудной ситуации; Ваша задача – дать свой вариант ответа на эти фразы». Еще одна модификация коснулась экспериментального материала: взамен 4 реплик (2 взрослых и 2 детских) были включены реплики про изнасилование и жестокое обращение, взятые из протоколов психологических консультаций. Таким образом, подэкспертному предлагается дать ответ на реплики детей и взрослых, попавших в ситуации отвержения, ущемления самооценки, несправедливости, изнасилования и жестокого обращения. В табл. 1 представлен полный перечень реплик, предлагаемых подэкспертным.
Таблица 1
Стимульный материал к модификации проективной методики на эмпатию Е.В. Шерягиной (мод. Демидовой Л.Ю.). Реплики детей и взрослых, оказавшихся в трудных ситуациях
Реплики детей |
Реплики взрослых |
За плохие оценки отец избивает меня… |
Марина пригласила весь отдел в кафе отметить свой день рождения, а меня единственную из всех не позвала, представляешь? |
Никто не хочет со мной дружить, говорят, что я жадный. Разве я жадный? Просто я берегу свои вещи, чтобы их не испортили и не потеряли. |
Мой муж неплохой человек. Но когда выпивает, он бьет меня. |
Ребята из восьмого класса отобрали у меня деньги на завтрак, я не смог постоять за себя. |
Муж моей подруги занял у меня 5000 рублей год назад. Я попросила вернуть, но он лишь посмеялся надо мной. |
Друг отчима вчера изнасиловал меня. Я не знаю, что мне теперь делать. |
Если бы я не была такой толстой, у меня была бы личная жизнь. Мужчины на меня даже не смотрят, никто не любит меня. Я выгляжу ужасно. |
Мы с ребятами прыгали через лужу. Все перепрыгнули, а я упал. Все смеялись надо мной. |
Несколько лет назад, когда я возвращалась с работы, меня ограбили и изнасиловали. |
Полученные ответы подвергаются экспертной оценке по шкале эмпатии (Carkhuff’s Accurate Empathy Scale) [13, 44]. Шкала предполагает уровни от 1 до 5, где первый представляет собой игнорирование чувств ребенка/взрослого, а пятый – выражение чувств другого с более глубоким содержанием смысла, чем был способен сказать ребенок/взрослый. В табл. 2 представлено более подробное описание системы оценивания.
Таблица 2
Система оценки ответов к модифицированной методике на эмпатию Е.В. Шерягиной (мод. Демидовой Л.Ю.). Шкала эмпатии (Carkuff’s Accurate Empathy Scale)
Уровень (количество баллов за ответ) |
Условия, при которых ответ испытуемого на реплику соответствует тому или иному уровню эмпатии |
1-й уровень (1 балл) |
Слова испытуемого существенно не отличаются от предложенной реплики; испытуемый совсем не уделил внимания чувствам другого |
2-й уровень (2 балла) |
Хотя испытуемый выразил чувства, он сделал это таким образом, что значительная часть переживания ребенка/взрослого осталась неучтенной |
3-й уровень (3 балла) |
В ответе испытуемого точно отражены чувства; переживания в реплике и выраженные испытуемым по сути взаимозаменяемы |
4-й уровень (4 балла) |
Испытуемый точно выразил чувства, но на более глубоком уровне, чем ребенок/взрослый был способен сказать в реплике |
5-й уровень (5 баллов) |
Испытуемый точно выразил чувство, на значительно более глубоком уровне и с более высоким содержанием смысла, чем был способен сказать ребенок/взрослый |
Исследование с помощью этой методики [4] проводилось на выборке из 47 испытуемых (все лица мужского пола), 26 из которых составили две экспериментальных группы и проходили стационарную судебную сексолого-психолого-психиатрическую экспертизу на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Все участники экспериментальной группы были направлены на экспертизу в связи с совершением сексуальных действий в отношении несовершеннолетних (жертвами преступлений являлись лица, не достигшие 12-летнего возраста; в выборку не включались подэкспертные, обвиняемые по ст. 105 УК РФ). В результате экспертизы у 14 человек было обнаружено расстройство сексуального предпочтения в виде педофилии, у 12 человек педофилии установлено не было. Контрольная группа состояла из 21 человека, никогда не привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение преступлений.
Была выдвинута гипотеза, что лица, совершившие сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних, будут обладать сниженной способностью к эмпатии в сравнении с группой нормы.
В табл. 3 представлены результаты статистической обработки данных, полученных в результате заполнения испытуемыми проективной методики на эмпатию.
Таблица 3
Выраженность эмпатии у лиц, проходящих КСППЭ по обвинению в совершении сексуальных преступлений. Критерий Манна-Уитни
Показатель эмпатии |
Норма N = 21 |
Преступники без педофилии N = 12 |
Преступники с педофилией N = 14 |
Эмпатия в отношении взрослого |
5.71 (0.77) |
5.75 (1.41) |
6.25 (1.31) |
Эмпатия в отношении ребенка |
6.12 (1.08) |
5.33 (0.52) a |
6.82 (1.19) a |
Суммарный показатель эмпатии |
11.83 (1.41) bтенд. |
11.08 (1.74) a |
13.07 (2.04) a bтенд. |
N – число испытуемых в группе
a – различия между группой преступников без педофилии и группой преступников с педофилией
b – различия между группой нормы и группой лиц с педофилией
*жирным шрифтом выделены статистически различия на уровне значимости p<0,05
**цветом выделены различия на уровне значимости p<0,01
Полученные результаты показывают, что сексуальные преступники, у которых не было диагностировано расстройств сексуального предпочтения, демонстрируют наибольший дефицит эмпатии в сравнении с группой преступников, которым был установлен диагноз педофилии, и группой нормы. Вместе с тем, лица с педофилией, давая ответ на реплики детей, оказавшихся в трудных ситуациях, чаще говорят с ребенком о чувствах и в этом смысле оказываются по отношению к ним даже более эмпатичны, чем группа нормы.
Обсуждение результатов
Можно предположить, что сексуальные преступления в отношении детей, совершенные лицами без педофилии, могут быть обусловлены их проблемами с эмоциональной сферой, в частности, сниженной способностью к сопереживанию, эмпатии. Этот результат совпадает с полученными ранее данными [3, 5, 17, 18, 30, 35, 46]. Аналогичные преступления, совершенные лицами с педофилией, вероятно, имеют несколько другие механизмы. Не исключено, что таким преступникам легче поставить себя на место ребенка, за счет чего им становится проще понять «такого же, как они сами» и легче говорить с ним о чувствах. Схожие результаты были обозначены в исследованиях, показывающих сравнимые с группой нормы уровни эмпатии у лиц, совершивших насилие над детьми [33, 40, 47]. Такие особенности педофилов, скорее всего являются следствием инфантилизма и аутоидентификации с объектом [7].
Ранее противоречия в результатах исследования эмпатии у сексуальных преступников преимущественно связывались с многообразием используемых методов для оценки эмпатической способности. Однако на основании представленных результатов можно предположить, что подобные противоречия могут быть объяснены гетерогенностью обследуемых групп испытуемых. Наличие в одной группе лиц с диагнозом расстройства сексуального предпочтения и без него (когда обследуются сексуальные преступники в целом) может стирать часть существующих различий. Преобладание в выборке лиц с расстройствами сексуального предпочтения или без диагноза может давать искажение результатов в ту или иную сторону.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Методики, наиболее часто используемые для диагностики эмпатии у сексуальных преступников, обладают рядом недостатков, из которых общими для большинства их них являются:
1.1. Смысловое несоответствие между содержанием опросников и понятием эмпатии;
1.2. Явная направленность большинства утверждений в методиках, что делает их сильно подверженными социальной желательности.
2. Предложенная методика является компактным и удобным способом проективной диагностики эмпатии у сексуальных преступников, что практически исключает влияние социально желательных ответов на результат.
3. Предварительные результаты применения проективной методики для диагностики эмпатии показывают, что:
3.1. Лица без расстройств сексуального предпочтения, совершившие преступления против половой неприкосновенности детей, обладают наибольшим дефицитом эмпатии (в том числе, эмпатии к детям).
3.2. Лица с педофилией, совершившие сексуальные преступления, чаще говорят с ребенком о чувствах и в этом смысле оказываются по отношению к детям даже более эмпатичны, чем группа нормы.
4. Противоречия в результатах исследования эмпатии у сексуальных преступников могут быть объяснены не только многообразием используемых методов для оценки эмпатической способности, но и гетерогенностью обследуемых групп испытуемых.
Литература
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. Электроннаяверсия: http://www.psyliterature.narod.ru/Library/PDF/389.pdf.
- Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №1.
- Дворянчиков Н.В., Ениколопов С.Н., Ильенко А.А. Особенности эмоционального восприятия у лиц с девиантным сексуальным поведением // Сексология и сексопатология. 2003. № 4.
- Демидова Л.Ю. Понимание эмоциональных состояний лицами, совершившими сексуальные действия в отношении несовершеннолетних // Тезисы всероссийской научно-практической конференции «Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России» (Под ред. Н.Г. Незнанова, К.К. Яхина). СПб., 2012.
- Макурин А.А., Булыгина В.Г. Распознавание эмоций у лиц, совершивших противоправные действия сексуального характера // Психология и право. 2011. №3. Электронная версия: https://psyjournals.ru/psyandlaw.
- Михайлова О. Ю., Менеджрицкая Ю. А. Потребность в интимном общении и особенности эмпатнческого реагирования у сексуально агрессивных преступников // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. М., 1996.
- Радченко Н.А., Дворянчиков Н.В. Противоправные сексуальные действия в отношении детей // Аномальное сексуальное поведение: коллективная монография / Под ред. А.А. Ткаченко, Г.Е. Введенского. СПб., 2003.
- Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. №2.
- Юсупов И.М. Психология эмпатии // Дисс… докт.психол.наук. СПб, 1997.
- Alterman A.I., McDermott P.A., Cacciola J.S., Rutherford M.J. Latent Structure of the Davis Interpersonal Reactivity Index in Methadone Maintenance Patients // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2003. V. 25. № 4.
- Baron-Cohen S., Wheelwright S. The Empathy Quotient (EQ). An investigation of adults with Asperger Syndrome of High Functioning Autism, and normal sex differences // Journ. of Autism and Developmental Disorders. 2004. V. 34. № 2.
- Bierhoff H.W.. Prosocial Behavior. East Sussex, Hove, 2002.
- Carkhuff R.R. Helping and human relations, Vol. II.: Practice and research. N.Y., 1969.
- Davis M. A multidimensional approach to individual differences in empathy // JSAS Catalog of Selected Documents in Psychology. 1980. V.4. № 4.
- Davis M.H. The effects of dispositional empathy on emotional reactions and helping: a multidimensional approach // Journ. of Personality. 1983. V.52. № 2.
- Deitz S., Blackwell K.T., Daley P.C., Bentley D.J. Measurement of empathy toward rape victims and rapists // Journ. of Personality and Social Psychology. 1982. V. 43. № 2.
- Farr C., Brown J., Beckett R. Ability to empathise and masculinity levels: Comparing male adolescent sex offenders with a normative sample of nonoffendind adolescents // Psychology, Crime & Law. 2004. V. 10. № 2.
- Fernandez Y.M., Marshall W.L. Victim empathy, social self-esteem and psychopathy in rapists // Sexual Abuse: A Journ. of Research and Treatment. 2003. V. 15. № 1.
- Fox J.A., Levin J. Extreme killing: understanding serial and mass murder. Thousand Oaks, CA., 2005.
- Froman R.D., Peloquin S.M. Rethinking the use of the Hogan Empathy Scale: a critical psychometric analysis // The American journ. of occupational therapy. 2001. V. 55. № 5.
- Gough H.G. California Psychological Inventory Manual. Palo Alto, CA., 1964.
- Hathaway S.R., McKinley J.C. The Minnesota Multiphasic Personality Inventory. N.Y., 1943.
- Hilton N.Z. Childhood sexual victimization and lack of empathy in child molesters: Explanation or excuse? // International Journ. of Offender Therapy & Comparative Criminology. 1993. V. 37. № 4.
- Hogan R. Development of an empathy scale // Journ. of Consulting and Clinical Psychology. 1969. V. 33. № 3.
- Holz-Ebeling F., Steinmetz M. Wie brauchbar sind die vorliegenden Fragebogen zur Messung von Empathie? Kritische Analysen unter Berücksichtigung der Iteminhalte // Zeitschrift für Differentielle und Diagnostische Psychologie. 1995. V. 16. № 1.
- Hudson S.M, Ward T. Intimacy, loneliness, and attachment style in sexual offenders // Journ. of Interpersonal Violence. 1997. V. 12. № 2.
- Hudson S.M., Ward T. Interpersonal competency in sex offenders // Behavior Modification. 2000. V. 24. № 4.
- Ickes W. (ed.) Empathic accuracy. N.Y., 1997.
- Ickes W. Everyday mind reading: Understanding what other people think and feel. Amherst, NY., 2003.
- Joliffe D., Farrington D.P. Empahy and offending: A systematic review and meta-analysis // Aggression and Violent Behavior. 2004. V. 9. № 5.
- Kirsch L., Becker J. Sexual offending: Theory of problem, theory of change, and implications for treatment effectiveness // Aggression and Violent Behavior. 2006. V. 11. № 3.
- Kirsch L.G., Becker J.V. Emotional deficits in psychopathy and sexual sadism: implications for violent and sadistic behavior // Clinical Psychology Review. 2007. V. 27. № 8.
- Marshall W., Anderson S., Fernandez Y. Cognitive behavioral treatment of sexual offenders. Chichester, UK, 1999.
- Marshall W.L., Hamilton K., Fernandez Y. Empathy deficits and cognitive distortions in child molesters // Sexual Abuse: A Journ. of Research and Treatment. 2001. V. 13. № 2.
- Marshall W.L., Hudson S.M., Jones R., Fernandez Y.M. Empathy in sex offenders // Clinical Psychology Review. 1995. V.15. № 2.
- McGrath M., Cann S., Konopasky R. New measures of defensiveness, empathy, and cognitive distortions for sexual offenders against children // Sexual Abuse: A Journ. of Research and Treatment. 1998. V. 10. № 1.
- Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empathy // Journ. of Personality. 1972. V. 40. № 4.
- Mehrabian A., Young A.L., Sato S. Emotional empathy and associated individual differences // Current Psychology: Research and Reviews. 1988. V. 7. № 3.
- Péloquin K., Lafontaine M.-F. Measuring Empathy in Couples: Validity and Reliability of the Interpersonal Reactivity Index for Couples // Journ. of Personality Assessment. 2010. V. 92. № 2.
- Piqlia M., Stough C., Carter J., Joseph M. The emotional intelligence of adult sex offenders: Ability based EI assessment // Journ. of Sexual Aggression. 2005. V. 11. № 3.
- Pithers W.D. Empathy: definition, enhancement, and relevance to the treatment of sexual abusers // Journ. of interpersonal violence. 1999. V. 14. № 3.
- Pithers W.D. Process evaluation of a group therapy component designed to enhance sex offenders’ empathy for sexual abuse survivors // Behavior Research and Therapy. 1994. V. 32. № 5.
- Smallbone S.W., Weathon J., Houringan D. Trait empathy and criminal versatility in sexual offenders // Sexual Abuse: A Journ. of Research and Treatment. 2007. V. 15. № 1.
- Truax C.B., Carkhuff R.R. Toward effective counseling and psychotherapy: training and practice. Chicago: Aldine, 1967.
- Ward T., Hudson S., Johnston L., Marshall W. Cognitive distortions in sex offenders: An integrative review // Clinical Psychology Review. 1997. V. 17. № 5.
- Ward T., Keenan T., Hudson S.M. Understanding cognitive, affective and intimacy deficits in sexual offenders: a developmental perspective // Aggression and Violent Behavior. 2000. V. 5. № 1.
- Wood E., Riggs S. Predictors of child molestation: adult attachment, cognitive distortions, and empathy // Journ. of Interpersonal Violence. 2008. V.23. № 2.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6165
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1249
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0