Агрессия: особенности проявления и копинг-стратегии в подростковом возрасте

3400

Аннотация

Управление агрессией становится все более актуальной задачей в современном обществе, так как количество ситуаций, провоцирующих агрессию, возрастает. Особое внимание стоит уделить агрессии в подростковом возрасте. Свой вклад в рост уровня агрессивности вносит и мировой экономический кризис. Растет также и количество случаев аутоагрессии. Подавленная агрессия ведет к развитию психосоматических расстройств. Специалисты соглашаются, что агрессия – это плохо, но и простое подавление агрессивных реакций – тоже. Поэтому особую значимость приобретают исследования, которые ставят вопрос о существовании внутренних психологических факторов, влияющих на снижение уровня агрессии в подростковой среде. Целью исследования стало выявление внешних и внутренних (психологических) факторов сдерживания агрессии. В качестве гипотез были выдвинуты предположения, что сдерживание агрессии является стратегией совладания с жизненными трудностями, и существуют внешние и внутренние (психологические) факторы сдерживания агрессии. В исследовании приняли участие 22 подростка в возрасте от 15 до 17 лет, 11 мальчиков и 11 девочек. Основные используемые методики были направлены на выявление уровня агрессии, диагностику копинг-стратегий и определение психологических защит. В результате исследования обнаружена положительная корреляционная связь между преобладанием экстрапунитивных реакций и показателем «вторжение» IES-scale, что в контексте нашего исследования показывает достаточно сильное травматическое воздействие агрессии.

Общая информация

Ключевые слова: агрессия, копинг-стратегии, фрустрация, психологическая защита, защитные механизмы

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Будыкин А.В., Будыкин С.В., Жигачев А.С. Агрессия: особенности проявления и копинг-стратегии в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n4/66186 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

До настоящего времени сдерживание агрессии остается малоизученным феноменом. Внешние и внутренние факторы, психологические механизмы и личностные факторы, «работающие» на сдерживание агрессии (предикторы сдерживания), практически не изучены. Объектом изучения был всегда противоположный полюс – агрессия, и факторы, способствующие ее возникновению. Сдерживание агрессии и контроль гнева рассматривались только технически, обучение сдерживанию исходило из теории научения [10]. «Черный ящик» сдерживания агрессии оставался вне поля зрения исследователей.

 

<...>

Полный текст

До настоящего времени сдерживание агрессии остается малоизученным феноменом. Внешние и внутренние факторы, психологические механизмы и личностные факторы, «работающие» на сдерживание агрессии (предикторы сдерживания), практически не изучены. Объектом изучения был всегда противоположный полюс – агрессия, и факторы, способствующие ее возникновению. Сдерживание агрессии и контроль гнева рассматривались только технически, обучение сдерживанию исходило из теории научения [10]. «Черный ящик» сдерживания агрессии оставался вне поля зрения исследователей.

Фрустрационная модель происхождения агрессии

В психологических теориях, объясняющих природу проявления агрессии, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают идеи и опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени. Но нас более всего интересует фрустрационная модель, которая возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь проявление агрессии рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположниками этой модели считаются Дж. Доллард и Н. Миллер (1939). Опровергая концепцию влечений, они рассматривают агрессию не как автоматически возникающее в организме человека влечение, а как реакцию на фрустрацию, то есть как попытку преодолеть препятствие на пути к достижению цели. Именно появление фрустрации вызывает стремление агрессивно воздействовать на источник фрустрации. Агрессия в различных ситуациях может также не возникать вообще, так как фрустрация сама по себе не вызывает агрессию, а лишь дает предпосылки для ее возникновения. Таким образом, агрессия всегда является следствием фрустрации, но сама фрустрация не всегда вызывает агрессию [9].

Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис («очищение эмоций») – это процесс высвобождения накопившейся энергии, который приводит к снижению напряжения [2]. Из этого следует, что физическое или эмоциональное проявление агрессии приводит к временному или длительному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к проявлению агрессии.

Сдерживание агрессии зависит:

  • от конкретной ситуации (например, при разговоре с начальством большинство людей будут сдерживать себя);
  • от различных внешних сдерживающих факторов (например в ситуации, когда человек знает, что за ним наблюдают, он скорее всего будет сдерживать свою агрессию, то есть будет отсутствовать эффект деперсонализации);
  • от человека в целом (стиля его поведения, темперамента, особенностей ценностно-смысловой сферы).

Классификация типов агрессии

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

  • мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность,
  • инструментальная агрессия как средство для достижения определенных целей (и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и  неосознанно (непонятно! – К.М. - неосознанное проявление) сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

Наиболее часто выделяют следующие виды агрессии.

  1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия – это и агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, заговоры), и которая ни на кого не направлена: взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
  3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета; может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
  5. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
  6. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Чувство вины нередко считают фактором, способствующим сдерживанию агрессии. Однако это спорно, так как человек, испытывающий сильное чувство вины, испытывает сильное недовольство собой и дискомфорт. Это может привести либо к перенаправлению агрессии на себя (интрапунитивные реакции, по Розенцвейгу) или к тому, что он будет проявлять агрессивное поведение.

Сложная жизненная ситуация рассматривается в качестве обусловленного внутренними и внешними факторами фрагмента действительности, на субъективном уровне воспринимаемого в качестве психологического затруднения. Понятие сложной жизненной ситуации имеет более высокий уровень обобщения, по сравнению с такими частными понятиями, как стрессовая, экстремальная, фрустрирующая и конфликтная ситуации. Любая ситуация с высоким уровнем неопределенности, будь она стрессовая, конфликтная или фрустрирующая, на субъективном уровне вызывает у человека ощущение затруднения. Любая сложная ситуация субъективно воспринимается в качестве препятствия и требует активизации психологических ресурсов и механизмов, направленных на совладание с ней, реальное или иллюзорное.

Совладание отличается от психологических защит по нескольким признакам:

  • во-первых, объективной ориентацией на реальную ситуацию, требующую разрешения;
  • во-вторых, адекватностью восприятия причины и следствия, то есть неискаженностью логики событий и их последовательности;
  • в-третьих, объективностью самооценки человека, включающей реалистичную оценку собственных интересов и потребностей;
  • в-четвертых, компетентностью и свободой в принятии адекватного решения и его осуществления.

Из вышесказанного важно отметить, что:

  • ситуации фрустрации могут вызывать разнонаправленные агрессивные реакции;
  • психологические защиты и стратегии совладания (копинг-стратегии) противоположны по своему смыслу: одни направлены на решение проблемы, другие – на защиту я от ситуации путем искажения картины ситуации;
  • агрессивные реакции могут рассматриваться как копинг-реакции в ответ на фрустрацию потребностей человека.

В связи с недостаточной изученностью факторов «работающих» на сдерживание агрессии было решено провести исследование взаимосвязи агрессии, копинг-стратегий и защитных стратегий личности, для этого были выделены следующие объект и предмет исследования.

Объект исследования: Сдерживание агрессии как стратегия поведения и совладания с трудными ситуациями.

Предмет исследования: Психологические факторы сдерживания агрессии.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ проблемы фрустрации, агрессии и совладания.
  2. Пилотажное экспериментальное исследование.

1-е исследование (взаимосвязь агрессии, копинг-стратегий и защитных стратегий личности)

  • опросник Басса-Дарки для диагностики агрессии.
  • опросник для диагностики копинг-стратегий Лазарус-Фолкман (адаптация Вассермана Л.И.) [3].
  • опросник Плучека «Индекс жизненного стиля» для диагностики психологических защит (адаптация Вассермана Л.И.) [3].

2-е исследование (связь типа реакций на фрустрацию с копинг-стратегиями, уровнем психической травматизации, субъективной витальностью и жизнестойкостью личности):

  • методика фрустрационной толерантности Розенцвейга.
  • опросник COPE Карвер-Шеер для диагностики копинг-стратегий (адаптация Гордеевой Т.О., Шевяховой В.И.).
  • опросник IES-scale для оценки воздействия травматического события (адаптация Тарабриной Н.В.) [8].

Гипотезы исследования:

1.         Сдерживание агрессии является стратегией совладания с жизненными трудностями.

2.         Существуют внешние и внутренние (психологические) факторы сдерживания агрессии.

Контроль, сдерживание и предотвращение агрессии становится все более актуальной задачей в современном обществе в связи с ростом количества ситуаций, провоцирующих агрессию. Поэтому особую значимость приобретают исследования, которые ставят вопрос о существовании внутренних психологических факторов, влияющих на снижение уровня агрессии.

Для выяснения, какие психологические переменные могут быть связаны с агрессией и сдерживанием агрессии, было проведено два пилотажных исследования. В них принимали участие 22 подростка в возрасте от 15 до 17 лет: 11 мальчиков и 11 девочек.

Первое исследование было направлено на изучение взаимосвязи между уровнем агрессивности, копинг-стратегиями и психологическими защитами личности. Исследование строилось на предположении, что, проявляя агрессию, человек должен как-то психологически защищаться от осознания, что поступает агрессивно. Другое предположение состояло в том, что если рассматривать агрессию как копинг-стратегию [6], то при ее высокой выраженности другие типы копинг-стратегий будут использоваться в меньшей степени.

Полученные данные были проанализированы с помощью статистической программы Statistica 6.0. с использованием корреляционного анализа. Результаты показывают на наличие взаимосвязи между агрессией, копинг-стратегиями и психологическими защитами. Все обнаруженные значимые корреляционные связи агрессии и враждебности с психологическими защитами положительны, за исключением механизма «отрицание». При высоком уровне агрессивности и враждебности возникает необходимость искажать картину мира, чтобы сохранять положительное отношение к себе. А при низком уровне агрессивности и враждебности такой необходимости у человека нет.

При повышении агрессивности повышаются показатели защитных механизмов, (регрессия (p=0,54), компенсация (p=0,50) и замещение (p=0,48)). При повышении враждебности (обида + подозрительность) становятся выше показатели по вытеснению (p=0,40 и p=0,42). При защитном механизме по типу отрицания проблемы, наоборот, снижаются обида (p=-0,43)  и раздражительность (p=-0,41). При уровне значимости p=0,39.  То есть он способствует сдерживанию агрессии.

Конфронтационный копинг и косвенная агрессия имеют значимую положительную корреляционную связь (p=0,53). Все остальные копинг-стратегии имеют с показателями агрессивности отрицательные связи. При использовании таких копинг-стратегий, как самоконтроль, положительная переоценка ситуации уровень агрессивности раздражения и вербальной агрессии снижается.

Второе исследование направлено на изучение связи между типами реакции на фрустрацию, копинг-стратегиями, уровнем психической травматизации.

Чтобы оценить воздействие агрессии на человека, инструкция методики IES-scale [6] была изменена, и испытуемым подросткам предлагалось оценить воздействие на них ситуаций, когда они были свидетелями, жертвами агрессии или когда их провоцировали на агрессию. Предлагалось записать эти ситуации, а потом оценивать свою реакцию на них. Наиболее часто упоминались: словесные оскорбления, ссоры, драки, разрыв отношений.

Так как данных, полученных в пилотажном исследовании, недостаточно, кроме значимых коэффициентов корреляции учитывались также те, которые приближались к уровню значимости (на уровне явной тенденции).

Анализ взаимосвязей между типами реакций на фрустрацию и другими изучаемыми показателями дал следующие результаты. Значимых корреляций немного. Склонность к использованию такой копинг-стратегии, как поведенческий уход от проблемы, противоположна экстрапунитивной реакции на фрустрацию (агрессии) (p=-0,64). Стратегия «переосмысление ситуации в позитивных терминах» дает положительную связь с интрапунитивными реакциями (агрессия, направленная на себя, самообвинение, сдерживание внешних проявлений агрессии) (p=0,63) и с реакциями, направленными на удовлетворение потребности (либо кто-то решит проблему, либо я сам, либо проблема решится сама собой) (p=0,75). С типом реакций на фрустрацию, направленной на удовлетворение потребности, положительно связана такая копинг-стратегия, как отрицание (по методике Плучека это защитный механизм) (p=0,64). При уровне значимости p=0,63.

Копинг-стратегия «сдерживание» (самоконтроль в методике Лазарус-Фолкман) [3] даёт отрицательную взаимосвязь с выраженностью экстрапунитивных реакций на фрустрацию (p=-0,60). И в первом и во втором исследовании эта стратегия показала себя как фактор сдерживания агрессии.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Психологические защиты усиливаются с усилением агрессивности и не способствуют сдерживанию агрессии.
  2. Отдельные копинг-стратегии тормозят проявления агрессивности и враждебности (самоконтроль, переосмысление в позитивных терминах), следовательно, способствуют сдерживанию агрессии.
  3. Конфронтационный копинг связан с косвенной агрессией.
  4. Стратегия поиска социальной поддержки снижает уровень враждебности к окружающему.
  5. Агрессия негативно сказывается на человеке, вызывает травматичные переживания.
  6. Психологические травмы в результате агрессии способствуют повышению склонности к экстрапунитивным реакциям в ситуации фрустрации.
  7. Показатели жизнестойкости личности связаны с типами реакции на фрустрацию косвенно, только через копинг-стратегии.

Литература

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 512 с.
  2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2008. 688 с.
  3. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б., Петрова Н.Н., Беспалько И.Г., Беребин М.А., Савельева М.И., Таукенова Л.М., Штрахова А.В., Аристова Т.А., Осадчий И.М. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: Пособие для психологов и врачей. СПб.: Питер, 2005. 54 с.
  4. Гусев А.Н. 1С: Школьная дсиходиагностика: Руководство по использованию психодиагностических методик психологами образовательных учреждений. М.: 1С-Персонал, 2008. 137 с.
  5. Либина А.В. Совладающий интеллект. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
  6. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 332 с.
  7. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. М: Аспект Пресс, 2008. 31 с.
  8. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2002. 272 с.
  9. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб: Речь, 2007. 480 с.
  10. Orpinas P., Horne A. Bullying prevention. Creating a Positive School Climate and Developing Social Competence. W.: American Psychological Association, 2006. 293 p.

Информация об авторах

Будыкин Алексей Владимирович, выпускник магистратуры кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: mosvao@yandex.ru

Будыкин Сергей Владимирович, начальник отдела по организации приема, ответственный секретарь приемной комиссии, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения факультета «Дистанционное обучение», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-5226-1958, e-mail: moscow858@yandex.ru

Жигачев Алексей Сергеевич, аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета Юридической психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: diligent@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6934
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 3400
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7