Психология и право
2014. Том 4. № 2. С. 111–132
ISSN: 2222-5196 (online)
Использование психологических манипуляций в сфере деятельности религиозных организаций в интернете
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое манипулирование, религиозная организация
Рубрика издания: Судебная и клиническая психология в юридическом контексте
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Смирнова Н.С., Дворянчиков Н.В. Использование психологических манипуляций в сфере деятельности религиозных организаций в интернете [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. Том 4. № 2. С. 111–132. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2014_n2/69877 (дата обращения: 29.12.2024)
Полный текст
Введение
В Российской Федерации, как известно, Конституцией установлена свобода вероисповедания. Каждый человек волен исповедовать любую религию, культ, входить в число приверженцев той или иной религиозной организации. Однако результаты такого выбора могут быть самыми разнообразными. Например, принадлежность к деструктивному культу может иметь крайне негативные последствия для человеческой личности, не говоря уже о возможном наступлении некоторых правовых последствий.
Понятия «секта», «харизматический культ», рассматриваемые нами в качестве синонимов, будут заменяться термином «нетрадиционная религиозная организация» (НРО). Поясним выбранную формулировку. Церковь трактуется нами как традиционное религиозное объединение в силу того, что во все времена принадлежность к церкви определялась не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность [Основы религиоведения: учебник, 1998].
К секте или харизматическому культу человек не прикреплен от рождения (случаются, конечно, исключения, когда ребенок рождается внутри секты) – именно поэтому нами использован термин «нетрадиционные религиозные организации». Отчасти применение термина обусловливается тем, что понятия «секта» и «культ» имеют некоторую уничижительную окраску и изначально настраивают на негативную оценку, поэтому высказывается пожелание употреблять более нейтральные понятия [Конь, 2008, с. 48].
Итак, под НРО будем понимать некое объединение людей, имеющих схожее мировоззрение, созданное для совместного исповедания тех или иных религиозных убеждений и взглядов, а также возможного распространения системы верований.
Очевидно, что любая НРО существует за счет своих последователей, и для расширения сферы влияния ей постоянно требуются все новые и новые приверженцы. Процесс вербовки неофита (от др.-греч. νεόφυτος — недавно насажденный – новообращенный в ту или иную религию человек) обычно осуществляется крайне аккуратно и на протяжении долгого времени.
Как правило, подобное манипулятивное психологическое воздействие направлено на «поражение» определенных мишеней и реализуется посредством некоторых техник. Мишенью мы будем называть ту или иную высшую психическую функцию или какую-либо сферу психической жизни человека. В качестве техник нами будут рассматриваться специфические методы постепенного установления контроля над сознанием человека, системой его внутренних отношений.
Поговорим о путях реализации воздействия. Стивен Хассен отмечает: любое нетрадиционное религиозное образование вырастает на почве «основного общества», «основной реальности» [Хрюнова, 2010, с.10]. В настоящее время доступ в интернет стал неотъемлемым атрибутом повседневности суетливого жителя мегаполиса. В связи с этим деятельность НРО частично смешается во всемирную сеть: создается сайт организации, размещаются необходимые материалы. Интернет-ресурс являет собой орудие информационного контроля: предоставляются определенным образом структурированные сведения с целью сформировать положительный образ НРО и ее приверженцев, но не только [Волков, 1996].
Наша работа посвящена изучению манипулятивной деятельности нетрадиционных религиозных организаций в интернете.
Целью исследования явилось изучение механизмов психологического манипулирования поведением людей со стороны религиозных организаций посредством интернет-ресурсов. Основной задачей явился содержательный анализ текстов статей и сопоставление полученных данных. Мы предположили, что тексты статей, содержащиеся в открытом доступе во всемирной сети, включают в себя техники манипулятивного воздействия, которые направлены на достижение определенных мишеней. В результате осуществляется манипулятивное воздействие, имеющее своей целью привлечение в НРО все новых членов.
Для осуществления содержательного анализа текстов нами были выделены данные мишени и техники. Они служат критериями оценки статей.
Таблица 1.
Принятые обозначения критериев оценки статей
Критерий |
Принятое сокращение |
Мишени |
|
Я-концепция: самоидентификация, представления о собственном телесном «Я» |
Я1 |
Мышление: изменение по типу паралогического – снижение критичности, достижение состояния внушаемого конформного доверия |
М2 |
Восприятие: изменение картины мира, реальности, происходящих с личностью перемен |
В3 |
Речь: изменение активного словарного запаса |
Р4 |
Личные интересы: корректируются в соответствии с идеологией НРО |
Ли5 |
Социальная жизнь: общий уровень соц. адаптации, активности, связей |
Сж6 |
Ценностно-смысловая сфера: формируется сверхценное отношение к идеям секты |
Цсс7 |
Эмоциональная сфера |
Эс8 |
Мотивационная сфера |
Мс9 |
Физиологическое состояние организма адепта, его психическое здоровье |
Данная мишень реализуется косвенн. |
Техники |
|
Самовоздействие: предоставление информации о дыхательных и физических упражнениях |
С10 |
«Обезличивание»: предоставление звукосочетаний (мантр), которые необходимо часто проговаривать; медитации на заданную тему |
О11 |
Дискредитация эмоциональных связей с семьей, родителями, детьми, друзьями и пр. |
Д12 |
Формирование «кармической связи с учителем/гуру» |
Фкс13 |
Изменение смыслового содержания общеупотребительных понятий и представлений |
Исоп14 |
Изменение представлений об окружающем мире: делается упор на дихотомию, формируется база автоматических суждений в рамках идеологии НРО |
Ипм15 |
Изменение представлений о конструктивной деятельности, не связанной с деятельностью секты |
Ипд16 |
Предоставление образцов, «правильных» (поощряемых НРО) смыслов |
По17 |
Односторонние дискуссии в текстах статей: осуществляется поиск «единственного» верного решения, ответа и пр. |
Од18 |
Комплексное воздействие на визуальный, аудиальный, кинестетический каналы: предоставление видео/аудио материалов; обращение к образам соответствующих модальностей |
Кв19 |
Изменение ценностно-потребностной иерархии |
Ицпи20 |
Воспитание чувства вины и долга перед сектой – формирование мотивации безоговорочного подчинения руководству |
Чвд21 |
Формирование негативной оценки своего прошлого |
Фноп22 |
Искажение представлений о способах самореализации, достижения благополучия |
Ис23 |
Изменение отношения к социальным институтам (цель – изоляция неофита) |
Иоси24 |
Скрытые техники, побуждающие распространять идеологию (подмена понятий и пр.) |
Ри25 |
Техники контроля различных аспектов жизнедеятельности – корректируются сообразно особенностям идеологии НРО |
К26 |
Единственно верная идеология (если в тексте делается дополнительный акцент на этом) |
Еви27 |
В соответствии с приведенными критериями нами был проведен содержательный анализ статей, взятых непосредственно с сайтов таких НРО как: Церковь сайентологии, Московское общество сознания Кришны, Движение объединения, Церковь христиан веры евангельской и Фалуньгун. В общей сложности нами было рассмотрено 25 статей (по 5 с каждого из сайтов) объемом от 3 до 19 страниц.
Содержательный анализ статей
Итак, первая НРО – Церковь Сайентологии.
Проанализированные статьи
-
«Что такое сайентология?» (http://www.scientology.ru/what-is-scientology.html);
-
«Что происходит в сайентологической церкви?» (http://www.scientology.ru/faq/inside-a-church-of-scientology/what-goes-scientology-church.html);
-
«Сайентологические церемонии» (http://www.scientology.ru/what-is-scientology/scientology-religious-ceremonies.html);
-
«Сайентология: знание жизни. Принципы Сайентологии» (http://www.scientology.ru/what-is-scientology/basic-principies-of-scientology/scientology-a-knowledge-of-life.html);
-
«Сайентологические кредо и кодексы» (http://www.scientology.ru/what-is-scientology/the-practice-of-scientology.html).
Таблица 2.
Оценка критериев манипулятивного психологического воздействия в статьях, предоставленных на ресурсе Церкви сайентологии (http://scientology.ru)
Критерий* |
Статья 1 |
Статья 2 |
Статья 3 |
Статья 4 |
Статья 5 |
Итого |
%** |
Я1 |
3 |
1 |
1 |
5 |
|
10 |
4,6 |
М2 |
1 |
1 |
2 |
14 |
5 |
23 |
10,6 |
В3 |
1 |
|
|
6 |
3 |
10 |
4,6 |
Р4 |
4 |
|
3 |
8 |
12 |
27 |
12,5 |
Ли5 |
2 |
|
|
|
5 |
7 |
3,2 |
Сж6 |
|
1 |
|
1 |
5 |
7 |
3,2 |
Цсс7 |
|
|
1 |
|
2 |
3 |
1,4 |
Эс8 |
|
|
|
|
2 |
2 |
0,9 |
Мс9 |
4 |
|
|
|
1 |
5 |
2,3 |
1
|
|||||||
С10 |
1 |
|
1 |
|
3 |
5 |
2,3 |
О11 |
|
|
1 |
|
|
1 |
0,5 |
Д12 |
|
|
|
|
3 |
3 |
1,4 |
Фкс13 |
8 |
5 |
3 |
6 |
6 |
28 |
12,9 |
Исоп14 |
3 |
3 |
1 |
2 |
10 |
19 |
8,8 |
Ипм15 |
4 |
|
|
3 |
1 |
8 |
3,7 |
Ипд16 |
|
|
|
|
1 |
1 |
0,5 |
По17 |
4 |
|
|
5 |
2 |
11 |
5,1 |
Од18 |
|
|
1 |
|
|
1 |
05, |
Кв19 |
|
1 |
|
|
1 |
2 |
0,9 |
Ицпи20 |
|
|
1 |
|
3 |
4 |
1,9 |
Чвд21 |
1 |
|
|
|
2 |
3 |
1,4 |
Фноп22 |
3 |
|
|
|
|
3 |
1,4 |
Ис23 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
3,2 |
Иоси24 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Ри25 |
1 |
|
2 |
|
6 |
9 |
4,2 |
К26 |
|
|
1 |
|
6 |
7 |
3,2 |
Еви27 |
|
|
|
3 |
7 |
10 |
4,6 |
Всего: |
216 |
|
|
|
|
|
|
*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл. 1.
** Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.
Из приведенных данных (табл. 2) видно, что основное воздействие оказывалось на сферу мышления (10,6 %) и восприятия (4,6 %): в текстах обнаружено множество необоснованных, оценочных, «паралогических» утверждений, таких как «человек изначально хороший», «тело не есть сам человек», «реальность – это то, что существует с твоего согласия» и пр. Также воздействие оказывалось на речевую сферу путем изменения активного речевого словаря (12,5 %): тексты статей пестрят неизвестными терминами иностранного происхождения («одитинг», «аффинити» «клир», «оверайт», «энтурбуляция» и др.).
Воздействие на я-концепцию (3,7 %) ведется как путем подмены общеупотребительных понятий (8,8 %), например, «помочь другим» – значит распространять идеологию, или «применение принципов сайентологии» есть роскошь; так и посредством изменения представлений о способах самореализации и достижения благополучия (3,2 %). Кроме того, используются техники контроля (3,2 %): в тексте достаточное количество директивных заявлений, например, «никогда не бойтесь причинить другому боль, когда вы стоите за справедливое дело», предоставляются готовые шаблоны мышления в виде кодексов. Также активно формируется «кармическая» связь с основоположником «единственно истинного» учения сайентологии (4,6 %).
Вторая НРО – Московское общество сознания Кришны.
Были проанализированы статьи:
-
«Ведическая культура и ее ценности» (http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/9-vedic-cuture/21-vedic-culture-and-its-values.html);
-
«Четыре цели Вед» (http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/9-vedic-cuture/22-four-goals-of-the-vedas.html);
-
«Виды служения Господу Кришне» (http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/philosophy-and-practice/241-practice-of-bhakti-yoga-for-everyone/2141-serving-the-lord-krishna.html);
-
«Этикет вайшнава и признаки успеха на духовном пути» (http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/9-vedic-cuture/26-signs-of-success-on-the-spiritual-path.html);
-
«Этикет, распорядок дня, правила чистоты» (http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/86-vaishnavism/367-etiquette-rules-cleanliness.html).
Таблица 3.
Оценка критериев манипулятивного психологического воздействия в статьях, предоставленных на ресурсе МОСК (http://krishna.ru)
Критерий* |
Статья 1 |
Статья 2 |
Статья 3 |
Статья 4 |
Статья 5 |
Итого |
%** |
Я1 |
1 |
2 |
3 |
|
1 |
7 |
4,4 |
М2 |
6 |
7 |
2 |
1 |
4 |
20 |
12,5 |
В3 |
1 |
|
|
|
|
1 |
0,6 |
Р4 |
5 |
3 |
6 |
7 |
3 |
24 |
15 |
Ли5 |
|
|
1 |
2 |
1 |
4 |
2,5 |
Сж6 |
1 |
|
|
2 |
|
3 |
1,9 |
Цсс7 |
4 |
|
|
1 |
2 |
7 |
4,8 |
Эс8 |
|
|
|
1 |
|
1 |
0,6 |
Мс9 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
|
|||||||
С10 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
О11 |
|
|
2 |
2 |
1 |
5 |
3,1 |
Д12 |
|
|
2 |
7 |
|
9 |
5,7 |
Фкс13 |
|
|
2 |
3 |
2 |
7 |
4,8 |
Исоп14 |
4 |
3 |
1 |
2 |
|
10 |
6,3 |
Ипм15 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
5 |
3,1 |
Ипд16 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
3,8 |
По17 |
5 |
|
|
3 |
5 |
13 |
8,1 |
Од18 |
|
|
|
|
1 |
1 |
0,6 |
Кв19 |
|
|
1 |
1 |
1 |
3 |
1,9 |
Ицпи20 |
4 |
|
|
2 |
2 |
8 |
5 |
Чвд21 |
1 |
2 |
|
|
|
3 |
1,9 |
Фноп22 |
1 |
|
1 |
2 |
|
4 |
2,5 |
Ис23 |
2 |
|
1 |
2 |
1 |
6 |
3,8 |
Иоси24 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Ри25 |
|
|
|
|
2 |
2 |
1,3 |
К26 |
1 |
|
|
3 |
2 |
6 |
3,8 |
Еви27 |
1 |
1 |
|
2 |
|
4 |
2,5 |
Всего: |
160 |
|
|
|
|
|
|
*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл. 1.
** Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.
В текстах статей (данные: табл. 3) содержится множество утверждений, влияющих на сферу мышления (12,5 %): воздействие ведется путем изменения смысла общеупотребительных понятий и представлений (6,3 %), например: смысл жизни – быть счастливым, а счастье есть чистое преданное служение Кришне, кое являет собой полнокровное проявление высшего блаженства. Кроме этого на мыслительную сферу влияют предоставляемые изменения представлений о мире (3,1 %), а также предоставление готовых образцов и смыслов – 8,1 %.
Осуществляется воздействие на смысловые составляющие я-концепции (4,4 %), например, «в природе человека поклоняться кому-либо или чему-либо» или «отождествление себя с материальным телом есть ложное самовосприятие»; на сферу социальных отношений индивида: путем применения техник обезличивания – 3,1 %, и дискредитации эмоциональных связей с родными и близкими (5,7 %): тем, кто идет по пути служения господу Кришне, присваивается звание «святого», говорится, что уже само общение с таким человеком способствует духовному прогрессу.
Кроме того, подвергается воздействию ценностно-смысловая сфера (5 %): путем изменения представлений о конструктивной деятельности – 3,8 %; изменения иерархии ценностно-потребностной сферы: духовные потребности ставятся много выше материальных, а верховной целью объявляется освобождение из материальных оков. Активно формируется «кармическая связь» с Кришной (4,8 %): говорится, что Кришна может одарить неофита всем, в чем тот нуждается – так, он может быть отцом (функция защиты и опеки), может быть возлюбленным (обеспечить эмоциональную близость), может быть сыном и т. д.
И, конечно, «обогащается» активный словарный запас читающего (15 %): в рассмотренных текстах часто упоминаются слова, заимствованные из санскрита, например, «дхарма», «брахман», «касты», «тантра-шастра», «асмита», «двеша», «самскара» и пр.; кроме того нередко используются цитаты четверостиший из Бхагавад-Гиты, Упанишад – священных текстов кришнаитов. Сам язык статей своеобразен: отмечается обилие вводящих в заблуждение радикальных обобщений – «всегда», «никогда», «всех» – например, «вайшнав искусен во всем» или «вайшнав всегда добр, никогда не ищет ссор».
Следующая НРО – Движение освобождения.
Нами были проанализированы статьи:
-
«Хорошие и плохие привычки» (http://www.mirboga.ru/articles/horoshie-i-plohie-privychki);
-
«Созданные для вечности» (http://www.mirboga.ru/articles/sozdannye-dlya-vechnosti);
-
«Сотворенные на радость Богу» (http://www.mirboga.ru/articles/sotvoryonnye-na-radost-bogu);
-
«Сердце абсолютного послушания» (http://www.mirboga.ru/articles/serdce-absolyutnogo-poslushaniya);
-
«Законы развития» (http://www.mirboga.ru/articles/zakony-razvitiya).
Таблица 4.
Оценка критериев манипулятивного психологического воздействия в статьях, предоставленных на ресурсе Движения освобождения (http://mirboga.ru)
Критерий* |
Статья 1 |
Статья 2 |
Статья 3 |
Статья 4 |
Статья 5 |
Итог |
%** |
Я1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
5 |
2,7 |
М2 |
9 |
8 |
3 |
5 |
1 |
25 |
13,9 |
В3 |
1 |
2 |
|
2 |
|
5 |
2,7 |
Р4 |
4 |
2 |
1 |
2 |
|
9 |
4,9 |
Ли5 |
|
|
1 |
|
1 |
2 |
1,1 |
Сж6 |
|
2 |
|
|
1 |
3 |
1,7 |
Цсс7 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
10 |
5,4 |
Эс8 |
1 |
2 |
|
2 |
|
5 |
2,7 |
Мс9 |
2 |
4 |
|
2 |
|
8 |
4,3 |
|
|||||||
С10 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
О11 |
|
1 |
|
|
|
1 |
0,5 |
Д12 |
|
1 |
|
1 |
|
2 |
1,1 |
Фкс13 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
11 |
5,9 |
Исоп14 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
14 |
7,6 |
Ипм15 |
|
1 |
3 |
|
|
4 |
2,7 |
Ипд16 |
|
|
|
2 |
|
2 |
1,1 |
По17 |
7 |
2 |
8 |
7 |
4 |
28 |
15,1 |
Од18 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Кв19 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Ицпи20 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
11 |
5,9 |
Чвд21 |
5 |
|
7 |
1 |
3 |
16 |
8,6 |
Фноп22 |
4 |
|
2 |
1 |
1 |
8 |
4,3 |
Ис23 |
|
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
2,7 |
Иоси24 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Ри25 |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
1,1 |
К26 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
8 |
4,3 |
Еви2 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Всего: |
185 |
|
|
|
|
|
|
*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл.1.
* * Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.
По данным сводной табл. 4, манипулятивное психологическое воздействие ведется в основном на сферу мышления (13,9 %): тексты изобилуют ссылками на библию, цитатами великих людей (Аристотеля, Авраама Линкольна и других), кои интерпретируются сообразно целям предоставляемой информации. Влияние на данную сферу реализуется посредством трех основных техник: через предоставление правильных образцов и смыслов (15,1 %) – указываются пути к решению всех проблем, в основном это «посвятите себя богу». Нередки апелляции к чувству вины: заявляется, что «человек изначально греховен, в каждом из нас есть место пороку», а также что «частичное послушание – это не послушание»; и чувству долга (8,6 %): «наша прямая обязанность – возвращать радость богу». Происходит формирование негативной оценки своего прошлого (4,3 %): обыденные привычки среднестатистического человека объявляются пагубными, не совместимыми с духовным развитием и пр.
Кроме того делается упор на изменение ценностно-потребностной сферы (5,9 %) – на вершине пирамиды потребностей бог, служение богу («Поставь во главу своей жизни Господа, смирись и доверься ему»). Примечательно, что распространение идеологии (1,1 %) в текстах приравнивается к благородному, отчасти мученическому делу, которое необходимо осуществлять несмотря ни на что, при любых обстоятельствах – «ведь истина на твоей стороне, с тобой бог», даже если ты гоним обществом или отдельными его представителями.
Рассмотрим НРО «церковь Христиан веры евангельской».
Нами были проанализированы следующие статьи:
-
«Христианское единство – это не эмоциональное воздействие или дружеское расположение» (http://www.hve.ru/resources/sermons/7354-klendennen)
-
«Дэвид Вилкерсон: Мишень для зависти сатаны» (http://www.hve.ru/resources/sermons/7298-2012-10-22-05-44-33);
-
«Эдуард Грабовенко: Что отделяет нас от Бога» (http://www.hve.ru/resources/sermons/8017-edward-grabovenko-what-separates-us-from-god);
-
«Андрей Бердышев: Жатва не только урожай, но и огонь» (http://www.hve.ru/resources/sermons/7395-berdyschev);
-
«Андрей Бердышев: Духовная дисциплина» (http://www.hve.ru/resources/sermons/8643-andrew-berdyshev-spiritual-discipline).
Таблица 5.
Оценка критериев манипулятивного психологического воздействия в статьях, предоставленных на ресурсе Церкви ХВЕ (http://hve.ru)
Критерий* |
Статья 1 |
Статья 2 |
Статья 3 |
Статья 4 |
Статья 5 |
Итог |
%** |
Я1 |
1 |
|
|
|
|
1 |
0,9 |
М2 |
4 |
5 |
2 |
1 |
|
12 |
11,1 |
В3 |
1 |
3 |
1 |
|
|
5 |
4,6 |
Р4 |
1 |
1 |
1 |
|
|
3 |
2,8 |
Ли5 |
|
1 |
|
|
1 |
2 |
1,8 |
Сж6 |
|
|
1 |
|
1 |
2 |
1,8 |
Цсс7 |
|
|
1 |
|
|
1 |
0,9 |
Эс8 |
|
|
1 |
|
|
1 |
0,9 |
Мс9 |
|
|
2 |
|
1 |
3 |
2,8 |
|
|||||||
С10 |
1 |
|
|
|
|
1 |
0,9 |
О11 |
|
1 |
|
|
|
1 |
0,9 |
Д12 |
|
3 |
1 |
|
2 |
6 |
5,5 |
Фкс13 |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
6 |
5,5 |
Исоп14 |
1 |
2 |
|
|
|
3 |
2,8 |
Ипм15 |
1 |
2 |
|
|
|
3 |
2,8 |
Ипд16 |
|
3 |
|
|
|
3 |
2,8 |
По17 |
6 |
9 |
3 |
2 |
2 |
22 |
20,2 |
Од18 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Кв19 |
1 |
|
|
|
|
1 |
0,9 |
Ицпи20 |
1 |
|
1 |
|
2 |
4 |
3,7 |
Чвд21 |
2 |
5 |
3 |
1 |
|
11 |
10,1 |
Фноп22 |
|
1 |
2 |
|
1 |
4 |
3,7 |
Ис23 |
2 |
1 |
|
|
|
3 |
2,8 |
Иоси24 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Ри25 |
1 |
2 |
1 |
|
|
4 |
3,7 |
К26 |
|
|
3 |
1 |
|
4 |
3,7 |
Еви27 |
1 |
|
|
|
2 |
3 |
2,8 |
Всего: |
109 |
|
|
|
|
|
|
*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл. 1.
** Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.
Основное манипулятивное психологическое воздействие (по данным табл. 5) направлено на сферу мышления (11,1 %) и восприятия (4,6 %) путем предоставления готовых образцов и смыслов – 20,2 %: в качестве иллюстраций к словам авторами приводятся притчи (например, об отделении зерен от плевел), свободно трактуются цитаты из Евангелия.
Кроме того, используются многочисленные метафоры, например: «хищные птицы – это мысли, рожденные адом и пришедшие к вам, чтобы смущать вас». Искусно формируется образ врага («Враг Человеческий») – сатаны, дьявола – который сеет сомнение, «богомерзкие» привычки в души людей.
Авторы статей умело играют на чувствах читателя: вызывая категоричными заявлениями, дихотомически разделяющими все в мире на греховное и чистое, чувство потерянности и страха неминуемой кары за содеянное. Более того, здесь же предоставляются «верные», «работающие» стратегии поведения – велят брать пример с апостолов или поступать так, как Иисус; при этом утверждается, что бояться бога это нормально и даже хорошо, «ибо когда мы развиваем себя в богобоязненности, мы растем духовно».
Также применяются различные техники контроля (3,7 %): строгий диктат (принципы чистоты, к примеру) при постоянном уничижении «греховного» образа человека, его «мирских» нужд и потребностей. Кроме того, выявлены техники дискредитации эмоциональных отношений с родными и близкими – 5,5 %, сопряженные с постепенным формированием негативной оценки своего прошлого – 3,7 %, и взращиванием чувства вины и долга перед НРО – 10,1 %. Догматически утверждается: «нам стоит всегда видеть свою зависимость от господа», добавим, что и от самой Церкви христиан веры евангельской.
И, наконец, последняя НРО – Фалуньгун или Фалунь Дафа.
Нами были проанализированы следующие статьи:
-
«Коротко о Фалунь Дафа» (http://ru.falundafa.org/introduction.html);
-
«Что такое ученик Дафа» (http://ru.minghui.org/articles/2011/11/22/57353.html);
-
«Что значит «помогать Учителю в Исправлении Законом?»» (http://ru.minghui.org/articles/2011/6/21/27079.html);
-
«Будьте бдительны» (http://ru.minghui.org/articles/2009/8/4/26935.html);
-
«Будьте еще более усердными» (http://ru.minghui.org/articles/2010/7/24/26945.html).
Таблица 6.
Оценка критериев манипулятивного психологического воздействия в статьях, предоставленных на ресурсе Фалуньгун (http://ru.falundafa.org)
Критерий* |
Статья 1 |
Статья 2 |
Статья 3 |
Статья 4 |
Статья 5 |
Итог |
%** |
Я1 |
|
5 |
|
|
2 |
7 |
3,1 |
М2 |
2 |
2 |
|
|
10 |
14 |
6,2 |
В3 |
2 |
3 |
2 |
|
|
7 |
3,1 |
Р4 |
2 |
7 |
1 |
4 |
1 |
15 |
6,6 |
Ли5 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
8 |
3,5 |
Сж6 |
|
|
|
1 |
|
1 |
0,4 |
Цсс7 |
|
3 |
|
1 |
|
4 |
1,8 |
Эс8 |
|
5 |
1 |
|
1 |
7 |
3,1 |
Мс9 |
|
4 |
|
1 |
3 |
8 |
3,5 |
|
|||||||
С10 |
1 |
|
|
|
|
1 |
0,4 |
О11 |
|
|
|
|
2 |
2 |
0,8 |
Д12 |
|
1 |
|
1 |
2 |
4 |
1,8 |
Фкс13 |
1 |
7 |
4 |
2 |
7 |
21 |
9,3 |
Исоп14 |
|
4 |
|
2 |
2 |
8 |
3,5 |
Ипм15 |
1 |
14 |
|
|
7 |
22 |
9,7 |
Ипд16 |
1 |
1 |
|
|
3 |
4 |
1,8 |
По17 |
|
|
|
|
5 |
5 |
2,2 |
Од18 |
|
9 |
1 |
|
|
10 |
4,4 |
Кв19 |
|
|
|
|
|
0 |
0 |
Ицпи20 |
1 |
4 |
|
2 |
|
7 |
3,1 |
Чвд21 |
|
8 |
1 |
1 |
10 |
20 |
8,8 |
Фноп22 |
|
3 |
1 |
1 |
2 |
7 |
3,1 |
Ис23 |
|
4 |
1 |
1 |
1 |
7 |
3,1 |
Иоси24 |
|
1 |
|
|
|
1 |
0,4 |
Ри25 |
|
5 |
|
|
4 |
9 |
3,9 |
К26 |
|
8 |
|
2 |
10 |
20 |
8,8 |
Еви27 |
1 |
4 |
|
|
2 |
7 |
3,1 |
Всего: |
227 |
|
|
|
|
|
|
*Принятые обозначения критериев оценки статей см. в табл. 1.
** Округленное процентное содержание по отношению к остальным критериям.
В проанализированных статьях (см. табл. 6) большое внимание уделено воздействию на я-концепцию (3,1 %) и сферу мышления (6,2 %): постулируется принцип обесценивания существования, заявляется, что «жизнь – это шелуха, а смерть – всего лишь потеря грубой оболочки»; применяются такие категории как «настоящий ты», «иллюзорный мир» и пр. Кроме того, говорится о неком феномене «открытости мыслей» – мысли якобы выставляются на всеобщее обозрение во вселенной, а о всех порочных мыслях сразу узнает учитель. К слову, такое заявление может привести к серьезным медицинским последствиям для психики человека.
Воздействие на я-концепцию достигается путем изменения представлений о себе «настоящем» (3,1 %): отмечается, что учеником дафа может стать далеко не каждый человек, а лишь группа избранных душ, которые приняли на себя ужасные страдания в прошлых воплощениях и которые пришли, чтобы совершенствоваться под началом учителя и спасать другие «мирские» души. Говорится, что тело каждого человека, а в особенности учеников обременено множеством кармических долгов и каждый человек пребывает в заблуждении – и только идеология Фалунь, а в частности предлагаемый метод исправления законом может способствовать духовному прогрессу.
«Каждый из учеников несет часть вины за все то, что стало плохим» – это не единственная апелляция к чувству вины, содержащаяся в текстах (8,8 %).
Также подвергаются изменению представления о мире в целом (9,7 %): активный словарный запас читающего обогащается множеством новых понятий (6,6 %), таких как энергия «фа», «исправление законом», «вэй дэй», «ученик дафа» и пр., с помощью которых осуществляются многочисленные псевдонаучные спекуляции. Например, объясняются циклы развития вселенной, пути совершенствования ученика дафа.
В текстах содержатся многочисленные посылы к формированию устойчивой и прочной кармической связи с гуру – Учителем (9,3 %), который помогает в исправлении законом и от которого зависит духовная эволюция всех учеников. Заявляется, что высшее тело учителя вырабатывает определенную субстанцию («фа»), которую он раздает своим ученикам (тем, кто действительно соблюдает все каноны), – так осуществляются техники контроля различных аспектов жизнедеятельности (8,8 %).
Социум представляется как изначально враждебный, населенный
глупыми, деградирующими людьми, некоторые из которых вредят идеологии и
именуются
«хаотическими демонами зла». Но так как они не осведомлены о методе исправления
законом, их непременно надо спасти (техники, побуждающие распространять учение,
– 3,9 %), даже если они активно сопротивляются этому, ибо потом, осознав
истину, они будут благодарить вас.
На основании вышеописанного нами были сделаны следующие выводы.
Несмотря на различия во взглядах НРО на религию, социум, вселенную и место в ней человека; несмотря на разницу в уровнях интеллектуальной сложности основополагающих учений, различие в тактических методах воздействия, в полученных результатах можно наблюдать интересную картину:
Рисунок. Общее процентное соотношение частоты употребления мишеней и техник по всем НРО
На представленной гистограмме в общем процентном соотношении видно: воздействие, осуществляемое посредством интернет-ресурсов, ведется преимущественно на сферу мышления (2) и на речевую сферу (4), я-концепцию (1) и восприятие (3). Что касается техник осуществляемого воздействия, в большинстве случаев преимущественно используются: формирование кармической связи с гуру (13), предоставление готовых образцов и смыслов (17), техники подмены понятий (14), а также апелляция к чувству вины и взращивание чувства долга перед НРО (21); различные техники контроля (26) и скрытые посылы к распространению идеологии (25).
Итак, нами был произведен содержательный анализ статей с пяти сайтов НРО. Полученные данные дают основание утверждать, что посредством активации некоторых мишеней определенными техниками НРО в состоянии осуществлять манипулятивное психологическое воздействие через интернет-ресурсы.
Кроме того, полученный в результате анализа материал являет собой богатую пищу для размышлений: в текстах статей, которые в масштабах всемирной сети представляют собой лишь относительно небольшое скопление информации, обнаружено довольно обширное количество манипулятивных техник, достаточное для того, чтобы задуматься над реальным положением дел, но недостаточное для того, чтобы представить себе возможный «радиус поражения» подобной информацией.
Литература
- Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. М.: ИФ РАН, 1999. Ч. 1. 151 с.
- Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76–82.
- Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. М.: Изд-во Христианская библиотека, 2006. 554 с.
- Кантеров И.Я. Современные нетрадиционные религии и культы // История религий / под ред. проф. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. Т. 2. 480 с.
- Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. 496 с.
- Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 576 с.
- Лири Т., Стюарт М. [и др.] Технологии изменения сознания в деструктивных культах / под ред. И. Митрофановой. СПб.: Экслибрис, 2002. 224 с.
- Олейник И.В., Соснин В.А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. М.: Генезис, 2005. 79 с.
- Основы религиоведения: учебник / под ред. проф. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. 368 с.
- Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 396 с.
- Хрюнова В. А. Психологические аспекты манипулятивного воздействия сект с использованием Интернета // Юридическая психология. 2010. № 1. С. 11–13.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3933
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 25
Скачиваний
Всего: 1091
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0