Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Стилевые особенности фиксации истории жизни в автобиографической памяти личности как результат внутрисемейной трансмиссии 1092

Алюшева А.Р., аспирант, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, annaalyusheva@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена изучению стилевых особенностей организации автобиографической памяти, потенциально значимых для понимания системы внутриличностных источников формирования склонности к девиантному поведению у молодежи. С позиций теории Л.С. Выготского проведено эмпирическое исследование 102 диад «родитель–юноша/девушка» с целью изучения механизмов культурной детерминации макроструктуры автобиографической памяти в аспекте освоения транслируемых жизненных сценариев. Проведена дифференциация разноуровневых социальных влияний на формирование системных характеристик автобиографической памяти, которые образуют индивидуальный стиль фиксации истории личного прошлого. Выявлены устойчивые семейно транслируемые показатели автобиографических воспоминаний, входящих в «семейный жизненный сценарий»; к их числу относится эмоциональный профиль воспоминаний о собственной жизни, уровень сценарности (фиксация социально одобряемых событий), представленность воспоминаний о других людях (социальная ориентированность). Низкие значения по этим показателям могут выступать факторами риска асоциального поведения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Очевидно, что не существует специфического гена преступности: с точки зрения биологии, нельзя наследовать противоправное поведение или какой-то особый «криминальный талант». Однако устойчиво наблюдается факт своеобразного «социального наследования» девиантности. Например, по результатам социологического исследования В.А. Лелекова и Е.В. Кошелевой, около 40% несовершеннолетних нарушителей воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей имел судимость [4]. Большинство исследователей едины во мнении о том, что существенное влияние на формирование паттернов асоциального поведения молодежи оказывает микросоциальное окружение – семья и референтные группы [12; 10]. Среди внутрисемейных факторов – предикторов подростковой и юношеской преступности выделяют такие, как алкоголизм, бедность, эмоциональная депривация, насильственные практики воспитания и пр. [11]. Установлено также, что криминальность молодежи связана с более общими характеристиками личности – мировоззрением, ценностями, представлением о своих жизненных перспективах [3; 5].

<...>

Литература
  1. Алюшева А.Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 25. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.03.2015).
  2. Алюшева А.Р. Общекультурная и внутрисемейная трансмиссия структуры автобиографической памяти // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. №4. С. 5–15.
  3. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 32. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.03.2015).
  4. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // СОЦИС. 2006. №1. С.103–113.
  5. Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 39. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.04.2015).
  6. Нуркова В.В. Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы исследования // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2011. №1. С. 79–91.
  7. Нуркова В.В., Митина О.В., Янченко Е.В. Сгущения в субъективной картине прошлого // Психологический журнал. 2005. № 2. С. 22–32.
  8. Нуркова В.В., Днестровская М.В., Михайлова К.С. Культурный жизненный сценарий как динамическая семантическая структура (ре)организации индивидуального жизненного опыта [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 25. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.04.2015).
  9.  Нуркова В.В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. C. 22–30.
  10. Ремеева А.Ф., Пальчиков И.А. Особенности иррациональных установок девиантных подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. №2. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61028.shtml (дата обращения: 05.04.2015).
  11. Самиулина Я.В. Семейное неблагополучие как причина преступности несовершеннолетних // Юридический аналитический журнал. 2005. № 3–4 (15–16). С.36–41.
  12. Сафуанов Ф.С., Васкэ Е.В. Определение мотивации преступного поведения несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. № 5(7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.03.2015).
  13. Berntsen D., Rubin D. C. Cultural life scripts structure recall from autobiographical memory // Memory and Cognition. 2004. Vol. 32. P. 427–443.
  14. Fivush R. Maternal Reminiscing Style and Children’s Developing Understanding of Self and Emotion // Clinical Social Work Journal. 2007. Vol. 35. P. 37–46.
  15. Habermas T. How to tell a life: The development of the cultural concept of biography across the lifespan // Journal of Cognition and Development. 2007. Vol. 8. P. 1–31.
  16. Habermas T., Hatiboğlu N. Contextualizing the self: The emergence of a biographical understanding in adolescence. In B. Schiff (Ed.). Re-reading Personal Narrative and Life Course. New Directions for Child and Adolescent Development, 2014. P. 29–41.
  17. Janssen S. M. J., Rubin D. C., St. Jacques P. L. The temporal distribution of autobiographical memory: Changes in reliving and vividness over the lifespan do not explain the reminiscence bump // Memory and Cognition. 2011. Vol. 39. P. 1–11. doi: 10.3758/s13421-010-0003-x
  18. Nelson K., Fivush R. The Emergence of Autobiographical memory: A Social Cultural Developmental theory // Psychological Review. 2004. Vol. 111 (3). P. 486–511.
  19. Pasupathi M., Weeks T. L. Integrating self and experience in narrative as a route to adolescent identity construction // New Directions for Child and Adolescent Development. 2010. Vol. 131. Р. 31–43.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика