Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Динамика моральных суждений у юношей-военнослужащих в период прохождения действительной службы 1069

Ошевский Д.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dso@rambler.ru
Фролова М.С., магистрант кафедры юридической психологии и права, ГОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, mari_fr@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования динамики развития уровня моральных суждений у военнослужащих. На базе 614 ВКО ПВО – ПРО обследованы две группы солдат на разных этапах службы: готовящиеся к демобилизации (n=30) и новобранцы (n=25). В качестве методик использовалось специально разработанное полуструктурированное интервью, моделирующее ситуации морального выбора, и анкета, включающая ряд параметров, описывающих социально-психологические особенности военнослужащих и их отношение к службе. У юношей-военнослужащих выявлена положительная динамика в развитии моральных суждений и большая дифференцированность в оценках. Показано, что старослужащих от новобранцев отличает интенсивное развитие более высоких уровней моральных суждений – группоцентрического и просоциального. Их сформированность позволяет предполагать успешную адаптацию военнослужащего к условиям действительной воинской службы, соблюдение требований устава, умение справляться с агрессивными побуждениями, гибкость и адекватность оценок при принятии решений. Отмечено, что при проведении воспитательной работы с юношами-новобранцами усилия должны быть направлены на повышение группового сплочения в армейской среде.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В соответствии со «Стратегией Социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» планируется реализация комплекса мер, направленных на поддержание боевой готовности армии. Среди наиболее важных задач, стоящих перед командным составом – высококачественная профессиональная подготовка военнослужащих. Поэтому вопрос комплектования частей является, пожалуй, центральным в военно-социальной сфере. Его решение требует углубленной диагностики личностной зрелости и развития морально-нравственного сознания военнослужащих.

<...>

Литература
  1. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. № 3. С.5-17.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: НПО МОДЭК, 1997. 352 с.
  3. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. – 1997. №5. С. 3-19.
  4. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 259-350.
  5. Дозорцева Е.Г. Комплексная судебная психолого-психиатрическая несовершеннолетних обвиняемых (психологический аспект). Дисс. … канд. психол. наук. М., 1988. 239 с.
  6. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. 352 с.
  7. Караяни А.Г. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
  8. Караяни А.Г. Введение в профессию военного психолога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия», 2007. 208 с.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  10.  Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект): автореф. … дисс. канд. психол. наук: 19.00.04 . М.: Московский научно-исследовательский институт психиатрии, 2006. 23 с.
  11. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской частя в мирное время: учеб. пособие. М.: ВУ, 2000. 152 с.
  12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности : избранные психологические труды. — М.; Воронеж: Институт практической психологии : НПО «Модек», 1996. — 512 с. 
  13. Gibbs J. Moral Maturity // Measuring the Development of Sociomoral Reflection. / Ed. Gibbs J., Basinger К., Fuller D. London: Lawrence Erlbaum associates, publishers, 1992. P. 20-31.
  14. Kohlberg L. Moral Stages and Moralization // Moral development and behavior. Theory, research, and social issues. / Ed. T. Lickona. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1976. P. 31-53.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика