Психология и право
2016. Том 6. № 4. С. 177–185
doi:10.17759/psylaw.2016060416
ISSN: 2222-5196 (online)
Проблемы организационно-штатного обеспечения психологической работы в подразделениях госавтоинспекции
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: госавтоинспекция, психологический отбор, психологическая подготовка
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060416
Для цитаты: Петров В.Е., Кокурин А.В., Юринова Ю.В. Проблемы организационно-штатного обеспечения психологической работы в подразделениях госавтоинспекции [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 177–185. DOI: 10.17759/psylaw.2016060416
Полный текст
В настоящее время выполнение служебных задач сотрудниками Госавтоинспекции отличается открытым и публичным характером профессиональной деятельности, интенсивностью и разнообразием межличностных отношений, противоречивым и конфликтным характером общения с участниками дорожного движения, высоким уровнем психической напряженности труда, что, несомненно, ведет к ужесточению требований к решительности, быстроте, осознанности и активности профессиональных действий, а также к психологическим и морально-нравственным качествам.
В сравнении с иными службами полиции Госавтоинспекция ориентирована на взаимодействие с особой категорией граждан, существенно отличающихся друг от друга. Если оперуполномоченный уголовного розыска постоянно готов к активному противодействию со стороны представителей криминального мира, то служебная деятельность сотрудника Госавтоинспекции более непредсказуема. Так, инспектор ДПС ГИБДД не может спрогнозировать, с каким типом водителя, с каким его поведением или состоянием ему придется иметь дело в текущей ситуации. Это может быть лицо, достаточно состоятельное, юридически грамотное, нормативное, демонстрирующее доброе отношение к сотруднику. Однако, к сожалению, ежедневно сотрудники Госавтоинспекции сталкиваются с негативным информационно-психологическим воздействием, провокационным поведением участников дорожного движения, откровенным хамством. Видеоматериалы психологически непрофессиональных действий личного состава размещаются в средствах массовой информации, нанося серьезный вред имиджу всей полиции. В этом случае на первый план выходит умение сотрудника определить психотип участника дорожного движения, дифференцировать подход при организации общения с ним. Интенсивная коммуникация сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения, речевая активность, важность умения убеждать собеседника, успешно вести дискуссию, не поддаваясь на провокации, обусловливают необходимость уделять внимание их специальный подготовке. Однако обучить сотрудника заранее и в исчерпывающем объеме, предусмотреть все варианты развития дорожной ситуации и взаимодействия с совершенно разными водителями невозможно. Профессиональное мастерство совершенствуется в ходе ежедневных инструктажей, специальных занятий и тренингов. Центральная роль в поддержании профессионализма сотрудников отводится психологам [Петров, 2009]. В условиях оптимизации структуры и штатной численности полиции мы провели функционально-сравнительный анализ деятельности штатных психологов подразделений Госавтоинспекции и психологов территориальных органов внутренних дел (при работе с сотрудниками ГИБДД).
По состоянию на 01.08.2016 г. штатная численность Госавтоинспекции составляла 98 505 сотрудников, из них 181 – в штатной должности психолога (0,18% от общей численности). Несмотря на столь небольшой штат психологов (нагрузка на одного специалиста составляет около 544 человека), ими выполняется значительный объем функций (согласно пп. 5.1-5.10 приказа МВД России от 02.09.2013 № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»), а именно:
-
проводятся в установленном порядке психологические обследования и специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел (на должности сотрудников Госавтоинспекции), стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности. Так, в 2015 г. количество кандидатов, оформляемых на службу в подразделения Госавтоинспекции, составило 3841 человек (при этом около 6% кандидатов имели различные факторы риска). В соответствии с требованиями приказа МВД России от 01.10.2014 № 840 проверка личных и деловых качеств кандидатов осуществляется психологами кадровых подразделений и предусматривает проведение тестирования по девяти обязательным методикам, психологического обследования в форме беседы и психофизиологического исследования с применением полиграфа (СПФИ). Трудозатраты психолога на одного кандидата, поступающего на службу, без учета времени, необходимого на проведение СПФИ специалистом-полиграфологом, составляет порядка 5 человеко-часов (проведение тестирования, беседы, обработка результатов, подготовка заключения). Таким образом, психологами подразделений Госавтоинспекции только в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу затрачено 19 205 человеко-часов или 2 400 человеко-дней;
-
ежеквартально осуществляется изучение, анализ и оценка социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава. Именно психологи конкретного подразделения, обладая максимальным объемом психологически значимой информации, наиболее точно способны прогнозировать динамику развития межличностных отношений, вероятность возникновения конфликтов;
-
проводятся занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава Госавтоинспекции. При этом тематика занятий охватывает специфику деятельности ГИБДД, выстраиваясь на знании типологии штатных и экстремальных ситуаций в профессиональной служебной деятельности (развитие коммуникативной компетентности сотрудников Госавтоинспекции и психологической устойчивости в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности, обучение навыкам защиты и противодействия негативному информационно-психологическому воздействию и провокационному поведению участников дорожного движения, формирование позитивного имиджа сотрудников, профилактика коррупционно опасного поведения сотрудников ГИБДД и др.), чем обеспечивается прикладная направленность подготовки;
-
осуществляются мероприятия, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, потенциально склонных к нарушению служебной дисциплины и законности, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности. Отнесение отдельных сотрудников Госавтоинспекции к группе лиц, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, требует системной и доверительной работы с ними, что объективно может сделать только психолог конкретного строевого подразделения ДПС ГИБДД;
-
проводится консультирование сотрудников Госавтоинспекции по проблемам деятельности, разрешению кризисных ситуаций; психологи оказывают психологическую помощь и осуществляют реабилитационные мероприятия с охватом 70–80% личного состава.
В условиях оптимизации организационно-штатной структуры подразделений ГИБДД значимо повышается функциональная и психологическая нагрузка на личный состав, отмечается рост психологической напряженности и количества межличностных конфликтов, девиаций поведения, что требует еще более качественной психологической поддержки со стороны психолога, профессиональной помощи в выработке навыков стрессоустойчивости и повышения психической работоспособности с учетом специфики деятельности ГИБДД [Мальцева, 2016].
Отдельным вопросом стоит проблема обеспечения профессиональной компетентности психологов. Подавляющее большинство психологов Госавтоинспекции прошли специализированное обучение в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова или на базе ГУОБДД МВД России, что позволяет им успешно выполнять поставленные задачи. Только обладая специальными навыками диагностики и психологического сопровождения деятельности сотрудников, психолог может отвечать на современные запросы психологической практики. Обучение психологов территориальных органов внутренних дел по профилю Госавтоинспекции повлечет дополнительные расходы бюджетных средств и временный отрыв специалистов от непосредственной служебной деятельности.
Имеющиеся факты передачи территориальному органу внутренних дел, в составе которого сформировано строевое подразделение ДПС, полномочий психологического обеспечения выявили круг актуальных проблем. Так, в мае 2014 г. в результате организационно-штатных мероприятий сформирован отдельный батальон ДПС ГИБДД УМВД России по г. Пензе, в штате которого не предусмотрена должность психолога, а психологическое обеспечение служебной деятельности батальона возложено на соответствующее подразделение психологического обеспечения УМВД России по г. Пензе.
Анализ состояния дисциплины и законности в регионе за истекший период позволил выявить негативную тенденцию. По данным ГИАЦ МВД России, количество сотрудников ГИБДД УМВД России по Пензенской области, совершивших преступления и дисциплинарные проступки, в 2014 г. составляло 50 человек, в 2015 году – 101 (АППГ +102%, при среднероссийском показателе +18,07%). Полагаем, что столь значительный рост количества нарушителей дисциплины и законности стал возможным в том числе вследствие недостаточности проводимой психологической работы, без учета специфики деятельности подразделений Госавтоинспекции. Ранее (2011–2014 гг.), при наличии штатного психолога, показатели нарушений дисциплины и законности среди сотрудников Госавтоинспекции региона находились в пределах среднероссийских показателей.
Можно предположить, что сокращение психологической службы Госавтоинспекции с передачей функций территориальному органу внутренних дел, в составе которого сформировано строевое подразделение ДПС, приведет к значительному увеличению нагрузки на психологов МВД по республикам, главных управлений и управлений МВД России – по иным субъектам Российской Федерации, территориальных подразделений МВД России – на городском и районном уровнях. Увеличение нагрузки не позволит психологам территориальных органов внутренних дел своевременно, в полном объеме и с учетом специфики деятельности различных служб оказывать качественную психологическую помощь и поддержку сотрудникам органов внутренних дел. Это может сказаться на состоянии исполнительской дисциплины и законности среди личного состава подразделений Госавтоинспекции, в частности, и МВД России в целом, что недопустимо в условиях повышенного общественного контроля к органам внутренних дел со стороны институтов гражданского общества.
Выборочный опрос штатных психологов подразделений Госавтоинспекции одиннадцати территориальных органов внутренних дел на региональном уровне, проведенный в августе 2016 г., показал, что существующий в настоящее время порядок организации профессионального психологического обследования кандидатов на службу в ОВД, в том числе на должности сотрудников подразделений ГИБДД, в большинстве строевых подразделений Госавтоинспекции на различном уровне предусматривает изучение особенностей личности и поведения граждан психологами, состоящими в штате территориальных органов внутренних дел, не относящимися к ГИБДД. То есть отбор кандидатов на службу в Госавтоинспекцию проводится централизованно в УРЛС (УМПО) сборной группой специалистов (силами всех штатных психологов территориального органа), включая психологов подразделений ГИБДД (однако, вероятность изучения личности кандидата профильным психологом составляет не более 10%). Установленный порядок проведения обследования ведет к снижению ответственности специалистов за результаты психологического отбора, не мотивирует их к качественному проведению обследований, не позволяет отслеживать успешность служебной деятельности и негативные изменения в личности сотрудников, прогнозировать и проводить профилактику возникновения чрезвычайных происшествий с личным составом. Практически все сотрудники Госавтоинспекции, кроме строевых подразделений, при любых перемещениях обследуются психологами МВД, ГУВД, УВД (т.е. личностные особенности, отклонения (девиации) поведения, проблемы психического развития сотрудников остаются вне контроля и ответственности психологов ГИБДД). Подобный подход отмечен в 54,5% подразделений (в 6 из 11), характеризующихся достаточно хорошей организацией психологической работы с личным составом. В регионах с низкой организационно-штатной обеспеченностью психологами Госавтоинспекции (отсутствием должностей) все диагностические мероприятия осуществляются психологами ОВД.
Особо остро стоит вопрос о привлечении психологов Госавтоинспекции к работе в особых условиях (командировки на территорию Северо-Кавказского региона или республики Крым, а также в иные регионы Российской Федерации при проведении массовых мероприятий, в том числе. олимпиад, универсиад, саммитов и т. п.). В 2015–2016 гг. в подобных мероприятиях принимали участие более 50 психологов ГИБДД из разных регионов Российской Федерации. Психологи, которые замещают должности работников (вольнонаемных) зачастую отказываются от направления их в подобные служебные командировки.
В рамках морально-психологического обеспечения служебной деятельности психологи систематически привлекаются к несению службы по охране общественного порядка, оказанию психологической помощи сотрудникам ГИБДД в сложных профессиональных ситуациях (например, в случае значимых конфликтов с участниками дорожного движения, ДТП с большим количеством раненых и погибших). Проводится оценка психического состояния сотрудников перед заступлением на службу, посещаются инструктажи, проводимые с личным составом строевых подразделений (например, в 6.30, 07.00, 10.00, 19.00, 22.00). Подобные выезды требуют оперативности и готовности к действиям на удалении более 50–100 км от места постоянной дислокации в любой день недели и время суток. Например, расстояние между подразделениями УГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области варьируется от 5 до
При отсутствии должности штатного психолога возникает необходимость решения вопроса о доступности и своевременности психологической помощи при территориальной удаленности постоянной дислокации подразделений органов внутренних дел. В ряде субъектов Российской Федерации удаленность подразделений ДПС от территориальных органов внутренних дел, в составе которых они сформированы, может привести к нарушению принципа доступности психологической помощи. Недопущение нарушения указанного принципа потребует дополнительных материальных затрат на оплату проезда сотрудников к месту дислокации психологов или психологов для проведения диагностических, коррекционных, обучающих, реабилитационных и иных мероприятий по месту службы сотрудников.
Актуальность приобретет вопрос об обслуживании оснащенных и оформленных кабинетов психологической регуляции в строевых подразделениях ГИБДД, на которые затрачены немалые материальные средства. Можно предположить, что при отсутствии в подразделении штатной должности психолога соответствующее помещение со временем будет использоваться под иные задачи. Следовательно, возможно возникновение нецелевого использования ранее вложенных в оснащение подразделений по работе с личным составом материальных средств.
Таким образом, в случае передачи полномочий психологического обеспечения территориальному органу внутренних дел, в составе которого сформировано строевое подразделение ДПС, помимо ожидаемого снижения эффективности психологического сопровождения деятельности подразделений ГИБДД, можно прогнозировать более высокие финансовые издержки (обучение, оплата проезда и др.) по сравнению с содержанием уже имеющейся психологической службы Госавтоинспекции.
Эпизодичность и фрагментарность психологической работы, унифицированность действий психологов, отсутствие персональной ответственности за результаты – это то, что будет отличать ситуацию в случае привлечения психологов ОВД к работе с личным составом Госавтоинспекции. В конечном счете, замена штатных психологов ГИБДД психологами МВД, ГУВД, УВД не будет равнозначной ни по объему проводимой работы, ни по ее качеству, что существенно ухудшит показатели служебной деятельности Госавтоинспекции.
Литература
- Мальцева Т.В., Петров В.Е. Перспективные направления психологической работы и психологических научных исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 1. С. 1–10. doi: 10.12737/18717.
- Петров В.Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. 222 с.Официальный сайт ФСИН РФ [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 27.02. 2016 г.)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3124
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 447
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0