Проблемы организационно-штатного обеспечения психологической работы в подразделениях госавтоинспекции

447

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем организационно-штатного обеспечения психологической работы в подразделениях Госавтоинспекции. Детализирован круг задач, которые необходимо реализовать психологам, и специфика деятельности Госавтоинспекции. Раскрыты особенности проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу, психологической подготовке, профилактике и иным видам обеспечивающей деятельности. Потенциально конфликтное взаимодействие инспекторов Госавтоинспекции с участниками дорожного движения, невозможность прогнозирования дорожных ситуаций и психотипов водителей обусловливают необходимость обращения к психологическому знанию и приложения постоянных усилий специалистов-психологов. Показано, что замена штатных психологов Госавтоинспекции психологами территориального органа внутренних дел не будет равнозначной ни по объему проводимой работы, ни по ее качеству. Психологическая работа с личным составом Госавтоинспекции должна осуществляться только психологами этого подразделения. В конечном счете деятельность психолога в Госавтоинспекции имеет выраженные перспективы и не может быть заменена деятельностью иных специалистов.

Общая информация

Ключевые слова: госавтоинспекция, психологический отбор, психологическая подготовка

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060416

Для цитаты: Петров В.Е., Кокурин А.В., Юринова Ю.В. Проблемы организационно-штатного обеспечения психологической работы в подразделениях госавтоинспекции [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 4. С. 177–185. DOI: 10.17759/psylaw.2016060416

Полный текст

В настоящее время выполнение служебных задач сотрудниками Госавтоинспекции отличается открытым и публичным характером профессиональной деятельности, интенсивностью и разнообразием межличностных отношений, противоречивым и конфликтным характером общения с участниками дорожного движения, высоким уровнем психической напряженности труда, что, несомненно, ведет к ужесточению требований к решительности, быстроте, осознанности и активности профессиональных действий, а также к психологическим и морально-нравственным качествам.

В сравнении с иными службами полиции Госавтоинспекция ориентирована на взаимодействие с особой категорией граждан, существенно отличающихся друг от друга. Если оперуполномоченный уголовного розыска постоянно готов к активному противодействию со стороны представителей криминального мира, то служебная деятельность сотрудника Госавтоинспекции более непредсказуема. Так, инспектор ДПС ГИБДД не может спрогнозировать, с каким типом водителя, с каким его поведением или состоянием ему придется иметь дело в текущей ситуации. Это может быть лицо, достаточно состоятельное, юридически грамотное, нормативное, демонстрирующее доброе отношение к сотруднику. Однако, к сожалению, ежедневно сотрудники Госавтоинспекции сталкиваются с негативным информационно-психологическим воздействием, провокационным поведением участников дорожного движения, откровенным хамством. Видеоматериалы психологически непрофессиональных действий личного состава размещаются в средствах массовой информации, нанося серьезный вред имиджу всей полиции. В этом случае на первый план выходит умение сотрудника определить психотип участника дорожного движения, дифференцировать подход при организации общения с ним. Интенсивная коммуникация сотрудников ГИБДД с участниками дорожного движения, речевая активность, важность умения убеждать собеседника, успешно вести дискуссию, не поддаваясь на провокации, обусловливают необходимость уделять внимание их специальный подготовке. Однако обучить сотрудника заранее и в исчерпывающем объеме, предусмотреть все варианты развития дорожной ситуации и взаимодействия с совершенно разными водителями невозможно. Профессиональное мастерство совершенствуется в ходе ежедневных инструктажей, специальных занятий и тренингов. Центральная роль в поддержании профессионализма сотрудников отводится психологам [Петров, 2009]. В условиях оптимизации структуры и штатной численности полиции мы провели функционально-сравнительный анализ деятельности штатных психологов подразделений Госавтоинспекции и психологов территориальных органов внутренних дел (при работе с сотрудниками ГИБДД).

По состоянию на 01.08.2016 г. штатная численность Госавтоинспекции составляла 98 505 сотрудников, из них 181 – в штатной должности психолога (0,18% от общей численности). Несмотря на столь небольшой штат психологов (нагрузка на одного специалиста составляет около 544 человека), ими выполняется значительный объем функций (согласно пп. 5.1-5.10 приказа МВД России от 02.09.2013 № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»), а именно:

  • проводятся в установленном порядке психологические обследования и специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел (на должности сотрудников Госавтоинспекции), стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности. Так, в 2015 г. количество кандидатов, оформляемых на службу в подразделения Госавтоинспекции, составило 3841 человек (при этом около 6% кандидатов имели различные факторы риска). В соответствии с требованиями приказа МВД России от 01.10.2014 № 840 проверка личных и деловых качеств кандидатов осуществляется психологами кадровых подразделений и предусматривает проведение тестирования по девяти обязательным методикам, психологического обследования в форме беседы и психофизиологического исследования с применением полиграфа (СПФИ). Трудозатраты психолога на одного кандидата, поступающего на службу, без учета времени, необходимого на проведение СПФИ специалистом-полиграфологом, составляет порядка 5 человеко-часов (проведение тестирования, беседы, обработка результатов, подготовка заключения). Таким образом, психологами подразделений Госавтоинспекции только в рамках профессионального психологического отбора кандидатов на службу затрачено 19 205 человеко-часов или 2 400 человеко-дней;
  • ежеквартально осуществляется изучение, анализ и оценка социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава. Именно психологи конкретного подразделения, обладая максимальным объемом психологически значимой информации, наиболее точно способны прогнозировать динамику развития межличностных отношений, вероятность возникновения конфликтов;
  • проводятся занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава Госавтоинспекции. При этом тематика занятий охватывает специфику деятельности ГИБДД, выстраиваясь на знании типологии штатных и экстремальных ситуаций в профессиональной служебной деятельности (развитие коммуникативной компетентности сотрудников Госавтоинспекции и психологической устойчивости в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности, обучение навыкам защиты и противодействия негативному информационно-психологическому воздействию и провокационному поведению участников дорожного движения, формирование позитивного имиджа сотрудников, профилактика коррупционно опасного поведения сотрудников ГИБДД и др.), чем обеспечивается прикладная направленность подготовки;
  • осуществляются мероприятия, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, потенциально склонных к нарушению служебной дисциплины и законности, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности. Отнесение отдельных сотрудников Госавтоинспекции к группе лиц, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, требует системной и доверительной работы с ними, что объективно может сделать только психолог конкретного строевого подразделения ДПС ГИБДД;
  • проводится консультирование сотрудников Госавтоинспекции по проблемам деятельности, разрешению кризисных ситуаций; психологи оказывают психологическую помощь и осуществляют реабилитационные мероприятия с охватом 70–80% личного состава.

В условиях оптимизации организационно-штатной структуры подразделений ГИБДД значимо повышается функциональная и психологическая нагрузка на личный состав, отмечается рост психологической напряженности и количества межличностных конфликтов, девиаций поведения, что требует еще более качественной психологической поддержки со стороны психолога, профессиональной помощи в выработке навыков стрессоустойчивости и повышения психической работоспособности с учетом специфики деятельности ГИБДД [Мальцева, 2016].

Отдельным вопросом стоит проблема обеспечения профессиональной компетентности психологов. Подавляющее большинство психологов Госавтоинспекции прошли специализированное обучение в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова или на базе ГУОБДД МВД России, что позволяет им успешно выполнять поставленные задачи. Только обладая специальными навыками диагностики и психологического сопровождения деятельности сотрудников, психолог может отвечать на современные запросы психологической практики. Обучение психологов территориальных органов внутренних дел по профилю Госавтоинспекции повлечет дополнительные расходы бюджетных средств и временный отрыв специалистов от непосредственной служебной деятельности.

Имеющиеся факты передачи территориальному органу внутренних дел, в составе которого сформировано строевое подразделение ДПС, полномочий психологического обеспечения выявили круг актуальных проблем. Так, в мае 2014 г. в результате организационно-штатных мероприятий сформирован отдельный батальон ДПС ГИБДД УМВД России по г. Пензе, в штате которого не предусмотрена должность психолога, а психологическое обеспечение служебной деятельности батальона возложено на соответствующее подразделение психологического обеспечения УМВД России по г. Пензе.

Анализ состояния дисциплины и законности в регионе за истекший период позволил выявить негативную тенденцию. По данным ГИАЦ МВД России, количество сотрудников ГИБДД УМВД России по Пензенской области, совершивших преступления и дисциплинарные проступки, в 2014 г. составляло 50 человек, в 2015 году – 101 (АППГ +102%, при среднероссийском показателе +18,07%). Полагаем, что столь значительный рост количества нарушителей дисциплины и законности стал возможным в том числе вследствие недостаточности проводимой психологической работы, без учета специфики деятельности подразделений Госавтоинспекции. Ранее (2011–2014 гг.), при наличии штатного психолога, показатели нарушений дисциплины и законности среди сотрудников Госавтоинспекции региона находились в пределах среднероссийских показателей.

Можно предположить, что сокращение психологической службы Госавтоинспекции с передачей функций территориальному органу внутренних дел, в составе которого сформировано строевое подразделение ДПС, приведет к значительному увеличению нагрузки на психологов МВД по республикам, главных управлений и управлений МВД России – по иным субъектам Российской Федерации, территориальных подразделений МВД России – на городском и районном уровнях. Увеличение нагрузки не позволит психологам территориальных органов внутренних дел своевременно, в полном объеме и с учетом специфики деятельности различных служб оказывать качественную психологическую помощь и поддержку сотрудникам органов внутренних дел. Это может сказаться на состоянии исполнительской дисциплины и законности среди личного состава подразделений Госавтоинспекции, в частности, и МВД России в целом, что недопустимо в условиях повышенного общественного контроля к органам внутренних дел со стороны институтов гражданского общества.

Выборочный опрос штатных психологов подразделений Госавтоинспекции одиннадцати территориальных органов внутренних дел на региональном уровне, проведенный в августе 2016 г., показал, что существующий в настоящее время порядок организации профессионального психологического обследования кандидатов на службу в ОВД, в том числе на должности сотрудников подразделений ГИБДД, в большинстве строевых подразделений Госавтоинспекции на различном уровне предусматривает изучение особенностей личности и поведения граждан психологами, состоящими в штате территориальных органов внутренних дел, не относящимися к ГИБДД. То есть отбор кандидатов на службу в Госавтоинспекцию проводится централизованно в УРЛС (УМПО) сборной группой специалистов (силами всех штатных психологов территориального органа), включая психологов подразделений ГИБДД (однако, вероятность изучения личности кандидата профильным психологом составляет не более 10%). Установленный порядок проведения обследования ведет к снижению ответственности специалистов за результаты психологического отбора, не мотивирует их к качественному проведению обследований, не позволяет отслеживать успешность служебной деятельности и негативные изменения в личности сотрудников, прогнозировать и проводить профилактику возникновения чрезвычайных происшествий с личным составом. Практически все сотрудники Госавтоинспекции, кроме строевых подразделений, при любых перемещениях обследуются психологами МВД, ГУВД, УВД (т.е. личностные особенности, отклонения (девиации) поведения, проблемы психического развития сотрудников остаются вне контроля и ответственности психологов ГИБДД). Подобный подход отмечен в 54,5% подразделений (в 6 из 11), характеризующихся достаточно хорошей организацией психологической работы с личным составом. В регионах с низкой организационно-штатной обеспеченностью психологами Госавтоинспекции (отсутствием должностей) все диагностические мероприятия осуществляются психологами ОВД.

Особо остро стоит вопрос о привлечении психологов Госавтоинспекции к работе в особых условиях (командировки на территорию Северо-Кавказского региона или республики Крым, а также в иные регионы Российской Федерации при проведении массовых мероприятий, в том числе. олимпиад, универсиад, саммитов и т. п.). В 2015–2016 гг. в подобных мероприятиях принимали участие более 50 психологов ГИБДД из разных регионов Российской Федерации. Психологи, которые замещают должности работников (вольнонаемных) зачастую отказываются от направления их в подобные служебные командировки.

В рамках морально-психологического обеспечения служебной деятельности психологи систематически привлекаются к несению службы по охране общественного порядка, оказанию психологической помощи сотрудникам ГИБДД в сложных профессиональных ситуациях (например, в случае значимых конфликтов с участниками дорожного движения, ДТП с большим количеством раненых и погибших). Проводится оценка психического состояния сотрудников перед заступлением на службу, посещаются инструктажи, проводимые с личным составом строевых подразделений (например, в 6.30, 07.00, 10.00, 19.00, 22.00). Подобные выезды требуют оперативности и готовности к действиям на удалении более 50–100 км от места постоянной дислокации в любой день недели и время суток. Например, расстояние между подразделениями УГИБДД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области варьируется от 5 до 250 км, четыре строевых подразделения из девяти находятся за пределами города. Зачастую, психологу с целью проведения психологической работы и оказания психологической помощи необходимо прибыть к разводу или началу заступления на службу, что способен выполнить только аттестованный сотрудник, который не считается с личным временем. Вольнонаемные психологи апеллируют к строго нормированному рабочему дню, поэтому привлечь их к работе в таком режиме крайне проблематично.

При отсутствии должности штатного психолога возникает необходимость решения вопроса о доступности и своевременности психологической помощи при территориальной удаленности постоянной дислокации подразделений органов внутренних дел. В ряде субъектов Российской Федерации удаленность подразделений ДПС от территориальных органов внутренних дел, в составе которых они сформированы, может привести к нарушению принципа доступности психологической помощи. Недопущение нарушения указанного принципа потребует дополнительных материальных затрат на оплату проезда сотрудников к месту дислокации психологов или психологов для проведения диагностических, коррекционных, обучающих, реабилитационных и иных мероприятий по месту службы сотрудников.

Актуальность приобретет вопрос об обслуживании оснащенных и оформленных кабинетов психологической регуляции в строевых подразделениях ГИБДД, на которые затрачены немалые материальные средства. Можно предположить, что при отсутствии в подразделении штатной должности психолога соответствующее помещение со временем будет использоваться под иные задачи. Следовательно, возможно возникновение нецелевого использования ранее вложенных в оснащение подразделений по работе с личным составом материальных средств.

Таким образом, в случае передачи полномочий психологического обеспечения территориальному органу внутренних дел, в составе которого сформировано строевое подразделение ДПС, помимо ожидаемого снижения эффективности психологического сопровождения деятельности подразделений ГИБДД, можно прогнозировать более высокие финансовые издержки (обучение, оплата проезда и др.) по сравнению с содержанием уже имеющейся психологической службы Госавтоинспекции.

Эпизодичность и фрагментарность психологической работы, унифицированность действий психологов, отсутствие персональной ответственности за результаты – это то, что будет отличать ситуацию в случае привлечения психологов ОВД к работе с личным составом Госавтоинспекции. В конечном счете, замена штатных психологов ГИБДД психологами МВД, ГУВД, УВД не будет равнозначной ни по объему проводимой работы, ни по ее качеству, что существенно ухудшит показатели служебной деятельности Госавтоинспекции.

Литература

  1. Мальцева Т.В., Петров В.Е. Перспективные направления психологической работы и психологических научных исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 1. С. 1–10. doi: 10.12737/18717.
  2. Петров В.Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. 222 с.Официальный сайт ФСИН РФ [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 27.02. 2016 г.)

Информация об авторах

Петров Владислав Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7854-4807, e-mail: v.e.petrov@yandex.ru

Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Московский государственный юридический университет (ФГБОУ ВО МГЮА) им. О.Е. Кутафина, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691, e-mail: kokurin1@bk.ru

Юринова Юлия Вячеславовна, инспектор по особым поручениям, отдел государсвтенной службы и кадров ГУОБДД МВД России, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3124
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 447
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0