Формирование жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних: программа и методологические принципы

749

Аннотация

В статье рассматривается возможность расширения психолого-педагогического инструментария исправления осужденных через создание программы формирования их жизненных стратегий. Дается определение понятия жизненной стратегии условно осужденного несовершеннолетнего. Раскрывается необходимость комплексного воздействия на личность осужденного с учетом различного рода условий и факторов. Подробно описываются методологические принципы организации психологической коррекционной работы. Обосновывается разработка и использование в образовательной сфере методологии субъектно-соучаствующего подхода. Наряду с рассмотрением различного рода программ коррекции личности осужденных, описываются цель, задачи приемы и техники программы формирования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних. Делается вывод о том, что программы психологического сопровождения и коррекции наряду с контролем и ограничениями играют одну из главных ролей в процессе исправления и ресоциализации условно осужденных несовершеннолетних, а их разработка и применение становятся одним из наиболее востребованных направлений современной пенитенциарной психологической науки и практики.

Общая информация

Ключевые слова: жизненная стратегия, несовершеннолетний условно осужденный, исправление, исправление личности осужденного

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070112

Для цитаты: Кожевникова Е.Н., Симакова Т.А. Формирование жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних: программа и методологические принципы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 144–153. DOI: 10.17759/psylaw.2017070112

Полный текст

Современные социально-политические события в стране и мире расширяют круг направлений профессиональной деятельности сотрудников психологических отделений ФСИН России. В соответствии с «Концепцией развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» особое внимание уделяется усилению психолого-педагогической работы с осужденными [Аксенова, 2012]. Перед психологами ставится важная психолого-педагогическая цель формирования законопослушного поведения у осужденных, правосудие в отношении несовершеннолетних осужденных должно обеспечивать их ресоциализацию. В этом контексте, наряду с формированием отдельных компонентов правопослушного поведения, особое значение имеет работа по формированию их жизненных стратегий.

Исправление осужденных подразумевает осуществление комплексного воздействия на личность с учетом различного рода условий и факторов, среди которых можно выделить: внешние (средовые) факторы – порядок отбывания уголовного наказания, макро- и микросреда, динамика адаптации к осуждению и внутренние (интрапсихические) факторы – особенности личности осужденных: смысложизненные и ценностные ориентации, особенности временного ориентирования, уровень нравственно-правовой надежности, локус контроля. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных не должна сводиться исключительно к послаблению режима содержания, поскольку это может спровоцировать «обогащение» криминогенной природы личности подростка новыми патологическими качествами, такими как приспособленчество, тунеядство, безответственность, иждивенчество [Симакова, 2013]. Эффективная гуманизация предполагает компенсацию дифицитарного психолого-педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего осужденного на предшествующих этапах развития.

В настоящее время изменилось представление и о формах оказываемой психологической помощи, значительно расширились границы консультационных и психотерапевтических направлений в работе с осужденными. Научно обосновано и доказано на практике, что внедрение новых подходов, методов и технологий в процесс психологического сопровождения осужденных способствует повышению эффективности исправительного воздействия и ресоциализации [Психологическая поддержка позитивных, 2013; Поздняков, 1997]. Анализ отечественного и зарубежного опыта пенитенциарной психологической практики позволяет заключить, что наиболее эффективными формами психологической помощи были и остаются индивидуальное консультирование и групповая терапия [Кожевникова, 2014, с. 109].

В пенитенциарной практике применяются различного рода программы коррекции личности осужденных: «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы» [Психологическая поддержка позитивных, 2013], «Осознание своей роли в семье» [Хачатурян, 2012] и др.

Однако типовых программ недостаточно для возможности их вариативного использования при индивидуализации процесса исправления, в связи с чем нами разрабатывается психологическая программа формирования жизненных стратегий несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Опираясь на теоретический анализ работ по проблеме жизненных стратегий и проведенное исследование в области проблемы формирования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних, в основу программы положено ключевое понятие «жизненная стратегия», определяющееся как интегративное личностное образование, включающее осознанность прошлого, настоящего и будущего, социально ориентированные нормы и ценности, позитивную активность, ответственность, навыки правопослушного поведения [Дебольский, 2005; Колесникова, 2008; Рубинштейн, 1982].

Основная цель программы - развитие личности несовершеннолетнего условно осужденного, включающее:

  • усвоение знаний о природе человеческой психики, об основах правопослушного поведения, о гражданских правах и обязанностях;
  •  формирование умений по постановке краткосрочных и долгосрочных целей, планированию задач их осуществления, нахождению алгоритма решения проблемных ситуаций;
  • формирование навыков саморегуляции (определения собственных эмоциональных состояний, самообладания, самоподдержки).

Этапы реализации программы: диагностический, формирующий (деятельностный) и рефлексивный (результативный).

В программе использовались основные психолого-педагогические технологии: информационные (лекционный метод, групповая дискуссия, метод беседы и др.); гностические (кейсы проблемных ситуаций, мозговой штурм и др.); социально-психологические (ролевые игры, кинотренинг, психогимнастические упражнения, ведение записей в дневниках и др.).

Процесс формирования жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних, с учетом специфики условий исполнения данного вида наказания, включает ряд общеметодологических принципов.

Базируясь на анализе трудов отечественных ученых (А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров, Ф.Е. Василюк, Б.С. Братусь, А.С. Горбатенко, В.П. Зинченко, В.В. Козлов, В.А. Мазилов, В.М. Поздняков, П.Н. Шихирев, A.M. Столяренко и др.), а также на результатах контент-анализа диссертационных работ и исследований по юридической и педагогической психологии по проблеме формирования жизненных стратегий, представляется важным в качестве методологических принципов организации психологической коррекционной работы рассматривать следующие.

Принцип системности в изучении и интерпретации психолого-педагогических явлений. Он ориентирует на анализ исследуемых явлений одновременно в структурном, функциональном и генетическом аспектах, со вскрытием их системной детерминации, психологических механизмов и наблюдаемых эффектов (закономерностей).

Принцип развития отражает факт двойственности становления человеческой индивидуальности в части касающейся жизненной стратегии, где одна сторона («внутренняя») базируется на закономерностях и механизмах индивидуализации, а другая («внешняя») – на социализации. В рассматриваемой программе этот принцип предполагает компенсацию дифицитарного психолого-педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего осужденного на предшествующих этапах развития. В связи с тем, что психика человека как открытая функциональная система в силу процессуальности функционирования способна порождать новые содержания (причем в контексте как позитивных, так и негативных элементов жизненной стратегии), требуется создавать в образовательной среде специальные условия для выработки фиксированных проявлений жизненной стратегии личности. Это необходимо для контроля и ограничения (в необходимых случаях) поведения участников рамками существующих социально-правовых норм в условиях психолого-педагогического сопровождения жизнедеятельности условно осужденных несовершеннолетних.

Принцип субъектности. Он выражает гуманистический взгляд на восприятие взрослеющего человека в качестве субъекта в учебно-социальной среде и жизнедеятельности в целом. Субъектность раскрывается в понимании человека в качестве распорядителя своего ресурсного потенциала (телесного, душевного, духовного), обладающего развитым чувством ответственности и инициативности. Реализация этого принципа в образовательном и коррекционном процессах требует изучения у респондента доминирующего вида активности (эгоцентрического, группоцентрического, просоциального или духовного), предопределяющего в итоге построение учебно-коррекционного процесса (выполнение заданий по предписаниям, выполнение рамочных заданий, сопровождающихся дифференцированным педагогическим контролем, выполнение заданий с использованием элементов самоконтроля).

Принцип комплексного подхода ориентирует на поиск адекватного методического инструментария и при решении практических задач в сфере учебно-воспитательного процесса, чтобы в процессе психолого-коррекционного сопровождения несовершеннолетних целостно учитывать взаимосвязь всех влияющих факторов развития (включая депривационные явления) и управлять их взаимодействием.

Принцип позитивности воздействий психологического сопровождения при личностной и групповой динамике обозначает центрированность педагогов, психологов, социальных работников и обучающихся на положительном опыте. Обращающиеся к психологу обучающиеся, с одной стороны, находятся в разбалансированном состоянии, а с другой – часто имеют негативные установки по отношению к опыту самопреобразований (любая попытка что-либо изменить приводит только к худшему, пусть все остается как есть – не лучший способ, но проверенный). Поэтому появление потребности во взаимодействии в коррекционном процессе «психолог (педагог, социальный работник) – несовершеннолетний», а также нахождение и изложение несовершеннолетним проблемной ситуации следует понимать в качестве первого шага позитивной трансформации.

Использование принципа позитивности не базируется на подбадривании несовершеннолетнего, но требует сонастройки его как субъекта с имеющимися личностными ресурсными возможностями, независимо от актуального состояния в настоящем времени, чтобы повысилась жизненная энергия в преодолении кризисной ситуации. Юношеский максимализм очень часто заставляет подростка утрировать степень негативного состояния: «Моя жизнь окончательно испорчена», «Мне остается только катиться под откос, «Ничего уже нельзя исправить» и т. д.. Игнорирование субъктного потенциала и фиксации позитивных сдвигов, пусть имеющих относительную величину, превращает коррекционную работу в безрадостную и бесперспективную работу, что является психологически неоправданным опытом и обречено на педагогическое фиаско. На позициях определения позитивной перспективы развития, приучения к гигиене и пошагового упражнения в правильном поведении была построена воспитательная работа А.С. Макаренко. Постепенно вырабатываются навыки самоактуализации и осуществляется тренировка их проявлени при неблагоприятных условиях социальной среды, ближайшего окружения и социума в целом.

Из содержания принципа единства сознания и деятельности вытекает, что не может быть развития деятельности без участия сознания и преобразования сознания вне деятельности. Реализация этого принципа предполагает видеть в каждом несовершеннолетнем не только объект, но субъект психолого-педагогического воздействия и саморазвития. Пассивное участие несовершеннолетнего в педагогическом процессе по принуждению, реализация психологических защит снижает до полного устранения позитивные влияния образовательно-коррекционной деятельности на подопечного. Вне деятельности не может происходить позитивных преобразований, важно помнить, что условия организации учебного процесса вторичны по отношению к процессам организации вовлеченности в нее обучающихся в общем контексте коррекционного процесса.

Принцип деятельности тесно связан с принципом единства сознания и деятельности. Разные виды деятельности требуют преимущественного участия определенных психических свойств, а разные психические свойства наиболее успешно реализуются в соответствующих им видах деятельности. Отсюда следует, что качественно различным видам ведущей деятельности соответствует определенный и своеобразный комплекс психических особенностей личности несовершеннолетнего. При этом следует подчеркнуть, что характерологические особенности личности лежат в основе формирования индивидуального стиля жизненной стратегии, не предопределяя фатально ее социальной направленности. Это означает, что индивидуально-психологические особенности, сами по себе не являясь причиной успешного или неуспешного поведения, участвуют в формировании способов его осуществления. Всякая человеческая деятельность есть деятельность в конкретных условиях той или иной социальной ситуации. Сама ситуация имеет динамический, изменяющийся в процессе и в результате деятельности характер. Изменение и смена ситуации соответствуют смене этапов или видов деятельности. Объективное содержание ситуации отражается действующим субъектом и приобретает для него субъективное значение (личностный смысл), подвергаясь оценке с точки зрения выполняемой деятельности. Более или менее адекватное отражение ситуации и ее оценка служат основой выбора того или иного варианта поведения путем принятия соответствующего решения.

Исходя из положения о ведущем виде (типе) деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) все системообразующие психические новообразования формируются в онтогенезе на определенных этапах развития благодаря целенаправленной деятельности. В сюжетно-ролевой игре дошкольника формируются зачатки рефлексии и самооценки, начальное обучение нацелено на развитие произвольности познавательных процессов, организованное общение подростков формирует конструктивные коммуникативные способности, обучение в старших классах способствует формированию мировоззрения, развитию профессиональной мотивации и осуществлению профессионального выбора, профессиональное образование нацелено на формирование профессионально важных качеств личности. Депривация развития личности на каждом из перечисленных этапов замедляет формирование, вплоть до полной остановки, перечисленных новообразований, что, в свою очередь, не может не сказываться на формировании позитивной жизненной стратегии.

Современная образовательная среда нуждается в реализации методологии субъектно-соучаствующего подхода (Аксенова Г.И., 

Василюк Ф.Е., Сластенин В.А.) [Аксенова, 2014]. В отличие от объектно-деятельностного подхода он ориентирует педагогов, психологов и социальных работников на рассмотрение каждого несовершеннолетнего и учебной группы как субъектов образовательно-коррекционной деятельности и признание у них психологического потенциала, позитивной ответственности за уровень сформированности жизненной стратегии. Так, при организации учебно-воспитательного процесса в рамках специальной коррекционной программы психолог, придерживающийся идей субъектно-соучаствующего подхода, на основе результатов комплексной индивидуальной психодиагностики разрабатывает программу психологического сопровождения (индивидуальную или групповую), в рамках которой, обеспечивается поэтапное повышение качества жизненной стратегии у несовершеннолетних, в том числе через систему учебно-воспитательных мероприятий (тренинги развития мотивации личностного роста и саморазвития, навыков позитивного целеполагания, развития познавательных процессов, обучающие занятия по развитию правосознания) на основе индивидуального подхода.

Реализация методологических принципов на этапах теоретического исследования проблемы и конструирования образовательного пространства лежит в основе создания условий для критической оценки его актуального состояния, с одной стороны, и творческого преобразования – с другой. Критическая ассимиляции достижений из других отраслей гуманитарного знания, практической психологии, отечественной и зарубежной пенитенциарной педагогики, валеологии обеспечит непротиворечивость применяемых методов и методик исследования и психологического воздействия, что в свою очередь обеспечивает расширенный ресурс разработки комплексного методического инструментария, адекватного задачам учебно-воспитательного коррекционного процесса в рамках разрабатываемой программы.

Подводя итог вышесказанному, можем заключить, что программы психологического сопровождения и коррекции, наряду с контролем и ограничениями, играют одну из главных ролей в процессе исправления и ресоциализации условно осужденных несовершеннолетних, а их разработка и применение становятся одним из наиболее востребованных направлений современной пенитенциарной психологической науки и практики.

Литература

  1. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 28–36.
  2. Аксенова Г.И., Кожевникова Е.Н. Теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 39–47.
  3. Дебольский М.Г. Социология и психология осужденных в местах лишения свободы: учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. проф. О.Г. Ковалева. М: ГУ НИИ УИС Минюста России, 2005. 161 с.
  4. Кожевникова Е. Н. Выбор жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних как средство их самореализации // Психологические проблемы самореализации современной молодежи: материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов 23 апреля 2014 г.    Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. С. 48–53.
  5. Колесникова З. А., Штефан Е. Ф. Психокоррекционная программа «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы. М.: Международная уголовная реформа, 2008. 169 с.
  6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://фсин.рф. (дата обращения: 10.11.2016).
  7. Психологическая поддержка позитивных трансформаций личности несовершеннолетних осужденных в облегченных условиях содержания (воспитательных центрах): монография / Под общ. ред. Д.В. Сочивко. Рязань: Академия ФСИН России, 2013. 160 с.
  8. Поздняков В.М. Методологические и теоретические основы юридической психологии: Методологические и теоретические основы юридической психологии. Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1997. 44с.
  9. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. 1982. Т1. №2. С. 127–132.
  10. Симакова Т. А. Некоторые теоретико-методологические аспекты гуманизации и ресоциализации несовершеннолетних осужденных: постановка проблемы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 11–15.
  11. Хачатурян С. Д. Психокоррекционная работа с несовершеннолетними, осужденными к наказанию без лишения свободы, по программе «Осознание своей роли в семье»: практическое пособие / С.Д. Хачатурян, Федеральная служба исполнения наказаний, Владимирский юридический ин-т Федеральной службы исполн. наказаний. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2012. 11 с.

Информация об авторах

Кожевникова Екатерина Николаевна, Адъюнкт очной формы факультета научно-педагогических кадров Академии ФСИН России, Федеральное казенное учреждение высшего образования Академия федеральной службы исполнения наказаний; Академия ФСИН России., Рязань, Россия, e-mail: katekozhevnikova@mail.ru

Симакова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования, Академия ФСИН России, Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5715-0291, e-mail: simakovatanea@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3202
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 749
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1