Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Комплексная модульная система предупреждения профессиональных деструкций следователей в ходе их профессионального становления 487

Ковальчишина С.В., кандидат психологических наук, психолог роты конвойной службы полиции, ДГУ МВД ДНР, Донецк, Донецкая Народная Республика, lanessa88@mail.ru
Полный текст

Анализ литературы по вопросам профессионального развития личности и вопросам технологий формирования необходимых профессиональных качеств свидетельствует, что достаточно большое количество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов посвящено моделям, которые использовались для получения наглядного и адекватного представления о профессиональной деятельности того или иного специалиста и проектирования эффективных технологий соответствующей подготовки к ней.

В основе большинства современных моделей лежит понятие «ключевые компетенции», введенное в научный оборот Международной организацией труда в начале 90-х гг. Это понятие трактуется, как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать имеющиеся модели поведения для выполнения профессиональных действий. Вместе с тем отмечается, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность и уже поэтому не могут быть узкоспециализированными.

Итоги многолетних исследований нашли отражение в рекомендациях Совета Европы и сформулированы в пяти ключевых положениях, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества полученного образования. Здесь речь идет о политических и социальных компетенциях, касающихся жизни в поликультурном обществе и определяющих владение устным и письменным общением, а также способностью и желанием учиться в течение всей жизни (P.M. Шамионов, 2002).

Это связано, прежде всего, с распространением и легким доступом информации в обществе и служит основой непрерывной профессиональной подготовки. Например, исследуя аспекты моделирования подготовки и профессиональной деятельности специалистов, Г.В. Суходольский указывает на то, что для профессиографических моделей личности характерен выбор базовых свойств «профессии», основанной на системе требований, предъявляемых к специалисту, и специальных способностей, которыми в определенной степени должен обладать представитель определенной профессии (Г.В. Суходольский, 2004).

В частности, при подготовке следователей, например, не учитывается многообразие задач, которые он должен решать: начатое дело во многих случаях отличается даже от типично сопоставимых предыдущих. Бывает не вполне достаточно опираться на собственный опыт или на знания, почерпнутые из специальной литературы.

Не случайно в понятие высокого уровня профессионализма входят и умение использовать оригинальный метод работы, обоснованно рискнуть, проявить интуицию, но при этом имеется в виду, что деятельность не должна выходить за пределы правового регулирования. Применение власти во имя закона накладывает свой отпечаток, повышая ответственность за последствия принимаемых решений, ведь каждый раз речь идет о человеческих судьбах, о поиске и нахождении истины (В.Л. Васильев, 2003).

Говоря о трудностях этой работы, нельзя забывать об ее эмоциональном (напряженном и стрессовом) фоне, о возможности противодействия следователю со стороны сообщников обвиняемых в нарушении закона. В таких обстоятельствах, как бы ни было сложно, нельзя пренебрегать принципами профессиональной этики.

Отметим, что проблеме профессионального становления следователя и адаптации молодых специалистов к условиям профессиональной деятельности посвящены работы Д.Л. Аграната, А.М. Бандурки, С.П. Безносова, В.Л. Васильева, П.С. Демина, В.А. Лукова, Н.Э. Милорадовой, Г.В. Поповой, С.С. Соловьева, В.С. Медведева и др.

Компонентами общей направленности личности (работа над развитием которых не только возможна, но и необходима в процессе подготовки специалистов) указанные авторы называют систему нравственных ценностей, обращая особое внимание на культивирование патриотизма, честности, гуманности и принципиальности, а также развитое экологическое сознание. Специальная направленность, по нашему мнению, предполагает профессиональное саморазвитие: понимание сущности и социальной значимости своей специальности, самореализацию с помощью профессиональной деятельности

Профессиональная компетентность следователей представляет собой достаточно широкий перечень компетенций:

• специальная – знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие;

• коммуникативная (один из доминирующих аспектов деятельности следователей) – умение поддерживать общение и располагать к себе собеседника, делая общение взаимоприятным процессом;

• аутокомпетентность – владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферами, технологиями преодоления профессиональных деструкции;

• навыки устной и письменной речи (для следователя является важным умение кратко и точно изложить в письменной форме суть сказанного или того, что произошло, своевременно и грамотно сформулировать вопрос, большое значение имеет и мастерство ведения диалога);

• организаторская – позволяет следователю выступать организатором расследования, борьбы с преступностью в своем районе;

• поисково-реконструктивная – связана с умениями вести поисковую деятельность, обрабатывать найденную информацию, выдвигать гипотезы, моделировать (реконструировать) процессы и события, принимать решения в различных (часто неопределенных) условиях.

Профессиональная компетентность, как общая, так и специальная, во многом обеспечивается развитием профессионально важных качеств: памяти, логического и творческого мышления, рефлексии, организованности, собранности, настойчивости, аккуратности и пунктуальности, эмоциональной устойчивости, наблюдательности, любознательности, внимания, решимости, контактности. Развитие названных выше качеств в сочетании с устойчивой системой нравственных ценностей служит основой формирования компонентов, необходимых для обучения в вузе МВД (В.Л. Васильев, 2003).

К наиболее важным психофизиологическим обобщенным свойствам можно отнести:

•  гибкость (пластичность) – способность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации;

• абстрагирование – способность успешно обобщать конкретные факты, умение опираться на абстрактные слова, образы в процессе мышления;

• рефлективность – способность долго удерживать в памяти информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, тщательное продумывание своих действий.

К специальным психофизиологическим свойствам, характерным для профессии следователя, относятся:

• вербализация – легкость речи, способность без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях;

• эмоциональная стабильность – отсутствие склонностей к тревожному состоянию, фрустрации, агрессивности, возбудимости, хорошая приспособляемость к различным условиям, адекватная самооценка.

Заметим, что распределение ключевых квалификаций на обобщенные и специальные является условным и проводится исключительно в соответствии с педагогическими целями организации образовательного процесса.

С учетом результатов проведенного исследования, анализа литературы по вопросам разработки концептуальных подходов к профессиональному развитию специалиста и факторов, угрожающих профессиональному развитию следователя, нами разработана комплексная модульная система предупреждения профессиональных деструкций работников следственного управления.

Основной задачей этой модульной системы является создание условий для: развития и саморазвития профессионально важных качеств следователя; осознанного отношения к собственному профессиогенезу для эффективного освоения профессиональными знаниями, навыками и умениями; предупреждение и преодоление явлений профессиональной деструкции следователей.

Создание таких условий предполагает комплексный подход со стороны правового обеспечения рабочего процесса, организации труда и кадрового распределения рабочих единиц, качества образования и педагогического воздействия, а также психологического сопровождения служебной деятельности следователей. Поэтому в модульную систему были включены четыре модуля: правовой, организационно-кадровый, образовательно-педагогический и психологический.

Правовой модуль: составляет систему правовых норм, регулирующих деятельность всей правоохранительной системы, правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность следователя. В связи с изменениями, которые происходят сегодня в политической, правовой, экономической и общественной жизни республики этот модуль объективно находится в стадии трансформации.

Организационно-кадровый модуль: предусматривает изменения организационно-штатной структуры, порядок назначения на должность, на руководящую должность, обязательные периоды ротации (каждые 5-7 лет).

Образовательно-педагогический модуль: предусматривает систему предоставления необходимых профессиональных знаний, формирование профессиональной этики следователя, профессионально-важных ценностей.

Психологический модуль: охватывает систему психологических мероприятий, направленных на укрепление адаптационного, мотивационного, эмоционального потенциала специалиста и формирования целостной адекватной профессиональной идентичности, формирование «Я-концепции».

Организация взаимодействия указанных модулей и их влияние на личность следователя происходит на следующих уровнях: теоретическом, эмпирическом и результативном. Теоретический уровень базируется на принципах целенаправленности, комплексности, системности и систематичности, непрерывности, единства диагностики и коррекции. Эмпирический уровень заключается в систематическом мониторинге профессионального и психологического статуса курсантов следственных факультетов. Систематическое использование психотренинговых технологий, направленное на успешный профессиогенез, позволяет наблюдать позитивную трансформацию личности будущих следователей и способствует преодолению проявлений профессиональных деструкций. Результативный уровень описывает: готовность работника к профессиональной деятельности; высокий уровень сформированности у него мотивационного, содержательно-операционного, рефлексивного компонентов; успешное преодоление у работника и курсанта проявлений деструкций, результатом чего является наличие у них учебно-профессиональной адаптированности и развитой профессиональной идентичности.

В рамках психологического модуля наряду с другими методами психологического сопровождения профессиональной деятельности следователя мы предлагаем разработанную и апробированную нами комплексную психопрофилактическую тренинговую программу «Психологическая поддержка следователя (ППС)», которая состоит из двух частей. Первая часть программы представляет собой тренинг для курсантов следственных факультетов, вторая часть – тренинг для сотрудников следственного управления.

По результатам проведенного нами исследования, общей тенденцией развития профессиональной деструкции для курсантов и следователей явились изменения в ценностно-мотивационной сфере, профессиональном Я-образе и отрицательном эмоциональном отношении к профессии. Указанные результаты, прежде всего, свидетельствуют об увеличении ролевой дистанции между личностью курсанта, следователя и их профессиональной ролью, что может привести к развитию такого явления, как «профессиональная маргинальность», которая выступает как основная форма и ведущий фактор социальной маргинальности. Отметим, что в профессиональном поле сдвиг баланса между идентичными специалистами и маргиналами в сторону маргинальности (является актуальным в современном обществе) снижает порог социальной приемлемости качества профессионального труда, что в сфере социально значимых профессий означает переход черты безопасности специалистов для общества.

Следует подчеркнуть, что при разработке концепции комплексной профилактической программы мы опирались на положения теории социальных ролей. Известно, что уровень адаптационного потенциала прямо пропорционально зависит от количества социальных ролей в личном репертуаре субъекта. Чем больше социальных ролей способен играть индивид, тем лучше он приспосабливается к жизни. Роли формируют поведение индивида, в результате чего социальная роль существенно влияет на него. Как отмечает Э. Роттердамский, человек может делать то, что он хочет, но становится тем, что он делает (А.Н. Джуринский, 1998).

В случае сильного влияния социальной роли на человека возникает феномен поглощения личности ее социальной ролью. Лицо теряет контроль над индивидуальностью (процесс деформации личности).

В ролевом поведении могут возникать межролевые конфликты, когда человеку необходимо выполнять одновременно две или более ролей, и внутренне ролевые, когда к носителю одной роли предъявляются различные требования от представителей различных социальных групп.

Во время проигрывания формальной (профессиональной) роли, формальные отношения могут дополняться неформальными, в которых индивид проявляет свою эмоциональность, ведь в результате восприятия и оценивания другого человека у него формируется определенное субъективное отношение. Процесс усвоения человеком новой социальной роли сопровождается усвоением определенных стандартов поведения, человек учится оценивать себя с другой стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает тем механизмом, который позволяет интегрировать собственное «Я» в свою жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку собственных действий и находить свое место в жизни.

Поведение человека состоит из определенных действий в рамках определенной социальной роли. Сама социальная роль существует независимо от того, кто ее осуществляет. Однако человек привносит свою индивидуальность в характер воспроизводства роли.

Ролевое поведение можно использовать и как инструмент адаптации к различным социальным ситуациям. Д.А. Леонтьев в своих работах уделяет внимание исследованию вопросов усвоения новых социальных ролей. Он выделяет два аспекта этого процесса: смысловой и технический. Технический аспект представляет собой восприятие субъектом сути роли и усвоение ее содержания. Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли (Д.А. Леонтьев, 2008).

Прежде всего, индивид должен овладеть техническим аспектом роли. Чаще это происходит путем копирования роли из выбранного образца авторитета, наставника. Некоторые роли усваиваются легко, другие требуют определенных усилий и способностей. Выбор делается или сознательно, или бессознательно. Выбор образца для усвоения профессиональной роли осуществляется по внутреннему зову, на основе симпатий того, кто выбирает, и зависит от моральных, личностных ценностей и мотивов деятельности. Если такого образца не было найдено в профессиональной среде, тогда процесс усвоения роли усложняется.

Смысловая сторона социальной роли характеризует процесс внутреннего принятия человеком роли для себя. В процессе усвоения смысловой стороны роли могут возникать определенные трудности: когда содержательная часть роли усвоена, однако внутренне человеком не принимается, тогда человек стремится доказать себе и другим, что он больше чем его роль. С другой стороны, роль может настолько сильно захватывать, что индивид полностью подчиняет себя роли.

По мнению Д.А. Леонтьева, в процессе усвоения роли, могут возникать три главные проблемы: трудности усвоения роли, проблема внутреннего неприятия роли и проблема меры усвоения роли.

Тренинговая работа по профилактике и коррекции профессиональной деструкции следователя, на наш взгляд, имеет два направления. Первое направление охватывает тенденции, связанные с техническим усвоением профессиональной роли, и решает вопрос психологической готовности усвоения будущей профессиональной роли, выбора профессионального эталона и необходимых профессиональных компетенций, формирование мотивов и ценностей, адекватных избранной специальности.

Второе направление связано с трансформацией препятствий смысловых компонентов усвоения профессиональной роли. Оно направлено на решение вопросов ролевой дистанции и устранение последствий ее дисгармоничного изменения: профессиональной идентификации, профессиональной маргинализации, профессиональной деформации.

Главной задачей комплексной программы является построение и восстановление в сознании курсанта и следователя аутентичного профессионального «Я-образа» с учетом профессионально важных компетенций, указанных выше, и регулирования ролевой дистанции между личностью курсанта, следователя и их профессиональной ролью. Ведущим инструментом осуществления этой программы является социально-психологический тренинг. Психопрофилактическую тренинговую работу со следователями и курсантами мы направили на поддержание и развитие у них необходимых профессиональных компетенций и адекватного восприятия собственной профессии.

Анализируя вышеизложенное, отметим, что психологической основой предотвращения развития профессиональных деструкций следователей является целенаправленное психологическое воздействие на развитие основных профессиональных компетенций сотрудников следственных управлений и поддержка их личностных ресурсов в период профессиональной деятельности. Действующим инструментом такого воздействия является использование психопрофилактической тренинговой программы, которая совмещает в себе эти два направления. Как показывает анализ применения тренинговых технологий в практике психолого-педагогического сопровождения правоохранительной деятельности, этот метод с каждым годом приобретает популярность в системе служебной подготовки правоохранителей. Исследование эффективности тренинговых программ позволило установить, что такой метод активного профессионального обучения одобряется сотрудниками (участниками тренингов), они проявляют заинтересованность и желание принимать участие в подобных мероприятиях. Кроме этого, экспериментально доказано положительное влияние тренинга на развитие необходимых профессиональных компетенций.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. 656 с.
  3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998. 272 с.
  4. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: монография. Воронеж: Научная книга, 2010. 260 с.
  5. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65.
  6. Суходольский Г.В. Метапсихология как новый подход к пониманию научной психологии // Вестник Харьковского университета. 2000. № 498. С. 140–143.
  7. Шамионов P.M. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации: дисс. … докт. психол. наук. Саратов, 2002. 362 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика