Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Проектирование личностно развивающих педагогических систем с учетом образовательных потребностей обучающихся и факторов социокультурной макросреды 71

Ходякова Н.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и организации работы с кадрами, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, Hodyakova@rambler.ru
Митин А.И., доктор педагогических наук, профессор, кафедра прикладной информатики и мультимедийных технологий факультета информационных технологий, Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), Москва, Россия, mitin_ai@mail.ru
Хухлаева О.В., доктор педагогических наук, доцент,профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ovc54@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемные вопросы проектирования личностно развивающих педагогических систем: недооценка в проектах обучения роли образовательных потребностей обучающихся, а также стимулов и возможностей социокультурной макросреды. Названы субъективные (потребности и мотивы, цели, индивидуальный опыт) и объективные (требования, противоречия и риски, коммуникативные и деятельностные возможности среды) факторы влияния на развитие личности. Приведена модель развития личности во взаимодействии с образовательной средой – последовательная смена ролевых позиций обучающегося, его образовательных потребностей и требуемых ему условий среды. На основе данной модели предложен вариант анкеты по изучению образовательных потребностей обучающихся. Кратко описан процесс апробации анкеты. Приведены и проанализированы результаты анкетирования обучающихся образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования. Сделаны практически значимые выводы для педагогического проектирования личностно развивающих образовательных систем.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Личность обучающегося выступает и ведущей целью, и базовой ценностью современного отечественного образования. Любой подход к проектированию образовательных систем, элиминирующий, недооценивающий или всего лишь декларирующий роль личности, обречен на неадекватность конструируемых исследователями моделей педагогического процесса и неполноту учета влияющих на его протекание факторов. Как показывают наши исследования [6, 10, 12], проектирование личностно развивающих систем образования невозможно как без учета детерминирующих личностный рост субъективных факторов: актуальных мотивов, потребностей, интересов, целей, накопленных обучающимся когнитивного, эмоционально-чувственного, ценностно-смыслового и креативно-деятельностного видов опыта, так и без учета влияющих на развитие личности объективных (средовых) факторов: внешних требований к обучающемуся, социокультурных норм и образцов, представленных в среде трудностей, рисков, противоречий и проблем, а также вариативных возможностей деятельности и коммуникации.

<...>

Литература
  1. Бурлачук Л.Ф.  Психодиагностика. СПб: Питер, 2006. 351 с.
  2. Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. C. 56–69. doi: 10.17759/pse.2015200306
  3. Дворянчиков Н.В., Калашникова Т.В., Печникова Л.С., Фролова Н.В. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 76-83. doi: 10.17759/pse.2016210209
  4. Королева Д.О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 28–37.
  5. Кудрявцев В.Т. Культура как самоотношение // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 113—128. doi:10.17759/chp.2016120307
  6. Митин А.И. Развитие акмеолого-педагогических средств информатизации профессионального обучения государственных служащих (автоматизированные рабочие места): дисс. … доктора педагогических наук. М., 2003.
  7. Рубцов В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 4-14. doi:10.17759/chp.2016120301
  8. Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Филимонов О.В. Социально-психологические факторы педагогики партнерства общества и полиции // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 93–100. doi: 10.17759/pse.2017220413
  9. Ульянина О.А. Психологическая диагностика в образовательных организациях МВД России. [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018(8). №2. С. 61-76. doi: 10.17759/psylaw.2018080205
  10. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дисс. … доктора педагогических наук. Волгоград, 2013.
  11. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография. Волгоград: Перемена, 2012. 170 c.
  12. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. … доктора педагогических наук. М., 2001.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика