Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания 90

Проничева М.М., младший научный сотрудник, ФГБУ «НМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия, mariya_pronichev@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей отдельных механизмов социальной перцепции у педагогов с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания. Было обследовано 111 педагогов общеобразовательных школ в возрасте от 21 до 72 лет (средний возраст 45,03 ± 11,49). Диагностический комплекс включал следующие методики: методику диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); «Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников); «Комплексную оценку проявлений стресса» (Ю.В. Щербатых); «Тест эмоционального интеллекта (ЭИ) Люсина»; «Шкалу эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эпштейн); методику «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии»; опросник «Ситуации конфликта»; ранговые решетки стереотипизации; Шкалу социальной дистанции (Э. Богардус). Было показано, что основными характеристиками педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания являются низкие показатели уровня самооценки онтогенетической рефлексии, высокая эмоциональность, а также низкая способность к пониманию своих эмоций и управлению ими.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бокуть Е.Л. Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2012. 28 с.
  2. Бохан Н.А., Аксенов М.М., Белокрылова М.Ф., Ветлугина Т.П. и соавт. Клинико-биологические закономерности и социально-психологические предпосылки формирования непсихотических психических расстройств у лиц, проживающих в регионе Сибири // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук: Томск, 2015. С. 9—18.
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: Практикум. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
  4. Волкова И.В. Подростковый буллинг и стиль общения педагога // Научное мнение. 2017. № 5. С. 56—63.
  5. Гаврилова Н.С., Вяленкова Л.В. Укрепление и сохранение психического здоровья школьников // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: педагог-психолог в мире школы» (г. Москва, 25—26 апреля 2017 г.). М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2017. С. 32—34.
  6. Дикова В.В. Феномен педагогической агрессии: теория и практика. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2011. 80 с.
  7. Дыненкова Е.Н. Профессиональный стресс и пути его преодоления: метод. пособие для педагогов [Электронный ресурс] // Полевской: реабилитационный отдел ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Ладо”»: Методические материалы Центра, 2012. 48 с.
  8. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб: Питер, 2012. 469 с.
  9. Кузнецова Л.Э., Чеботарев В.П. Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 452—455.
  10. Мещерякова И.А., Федорова Л.Н. Неуспевающий ученик глазами одноклассников, учителей и родителей // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 12—33.
  11. Фомиченко А.С. Восприятие и понимание учителями агрессивного поведения учащихся: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 28 с.
  12. Ames C. Classrooms: Goals, Structures, and Student Motivation // Journal of Educational Psychology. 1992. № 84(3). P. 261—271.
  13. Caroli M.E., Sagone E. Professional Self representation and risk of burnout in school teachers // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 46. P. 5509—5515.
  14. Rimm-Kaufman S.E. et al. The Contribution of Children’s Self-Regulation and Classroom Quality to Children’s Adaptive Behaviors in the Kindergarten Classroom // Developmental Psychology. 2009. № 45(4). P. 958—972.
  15. Ryan A.M., Patrick H. The classroom social environment and changes in adolescents’ motivation and engagement during middle school // American Educational Research Journal. 2001. № 38. P. 437—460.
  16. Sadeghia K., Khezrloub S. Burnout among English Language Teachers in Iran: Do Sociodemographic Characteristics Matter? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 98. P. 1590—1598.
  17. Saiiari A., Moslehi M., Rohollah V. Relationship between emotional intelligence and burnout syndrome in sport teachers of secondary schools // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. № 15. P. 1786—1791.
  18. Sakiz G., Pape S.J., Woolfolk Hoy A. Does perceived teacher affective support matter for middle school students in mathematics classroom? // Journal of School Psychology. 2012. № 50. P. 235—255.
  19. Skinner, E.A., Belmont, M.J. Motivation in the classroom: Reciprocal effects of teacher behavior and student engagement across the school year // Journal of Educational Psychology. 1993. № 85(4). P. 571—581.
  20. Stewart K. The Mediating Role of Classroom Social Environment between Teacher Self-efficacy and Student Adjustment. Graduate Theses and Dissertations. For the degree of Education Specialist Department of Psychological and Social Foundations College of Education University of South Florida, 2014. 154 p.
  21. Yusofa R., Ishaka N.M. et al. Identifying Emotional Intelligence Competencies among Malaysian Teacher Educators // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 159. P. 485—491.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика