Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Социально-психологические особенности установления межличностного контакта пенитенциарного психолога с несовершеннолетним осужденным 81

Ушков Ф.И., Управление воспитательной, социальной и психологической работы , ФСИН, Москва, Россия, ushkov.f.i@yandex.ru
Миронова О.И,, доктор психологических наук, Профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии , Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, mironova_oksana@mail.ru
Полный текст

Введение. Психологическое обеспечение несовершеннолетних осужденных неотъемлемая часть исправительного процесса на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Для пенитенциарных психологов в воспитательных колониях создаются необходимые условия для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Установление межличностного контакта пенитенциарным психологом с несовершеннолетним осужденным является обязательным условием для успешной с ним психологической работы и дальнейшей его ресоциализации. Межличностный контакт несовершеннолетнего осужденного и психолога исправительного учреждения, несомненно, носит вынужденный характер и требует от психолога высокого уровня развития профессиональных компетенций [7], поэтому знания о социально-психологических особенностях установления межличностного контакта позволяют психологу грамотно его устанавливать, развивать и поддерживать.

Психологические исследования проблемы межличностного контакта в психологии (Е.Л. Доценко [2], В.Н. Куницина [3], О.И. Миронова [4], Б.Д. Парыгин [5], Е.Т. Соколова [6], Л.Б. Филонов [8], Е.П. Чечельницкая [6], M. Brubaker [10], M. Goldstein [11], L. Huang [9], O. Schilke [9], R. Simpkins [11], L. Montgomery [10], G. Richardson [10]) углубляют его изучение как явления психологического сближения людей на эмоциональном, смысловом, ценностном уровнях, когда межличностный контакт представляет собой процесс, способствующий развитию взаимопонимания, доверительных отношений, созданию совместных смысловых структур. Вместе с тем установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным как психологический феномен является мало изученным в современной психологической науке.

Цель исследования – выявить социально-психологические особенности установления межличностного контакта пенитенциарного психолога с несовершеннолетним осужденным.

Задачи исследования:

· раскрыть признаки, функции, условия, стадии установления межличностного контакта;

· установить качества психолога, способствующие установлению межличностного контакта;

· определить способы установления межличностного контакта;

· выявить влияние на установление межличностного контакта таких условий, как время, пол и возраст психолога, криминальная зараженность подростка.

В качестве гипотезы исследования были выдвинуты предположения о том, что:

межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным обусловливает успешность профессиональной деятельности психолога;

существенное количество респондентов в межличностном контакте акцентируют внимание на его внешней составляющей (позе осужденного, его вербальной активности и т.д.) и меньше уделяют внимание психическому состоянию подростка;

на установление межличностного контакта оказывают влияние личностные особенности подростка и профессиональные качества психолога, уровень развития у него компетенций в области межличностного взаимодействия, психологической работы с трудным подростком.

Метод. Выборку исследования составили 50 психологов воспитательных колоний России (42 женщины, 8 мужчин) в возрасте от 22 до 54 лет.

Методика исследования. В качестве основного инструмента исследования использовалась специально разработанная анкета «Проблемно-психологическое содержание межличностных контактов психолога с несовершеннолетним осужденным», которая включала в себя 26 вопросов открытого характера. Содержание вопросов анкеты выявляло следующую информацию:

· признаки установления межличностного контакта – вопросы 1-5;

· функции межличностного контакта – вопросы 6-10;

· условия осуществления межличностного контакта – вопросы 11-15;

· знания психологов по проблеме установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным – вопросы 16-20;

· социально-демографические сведения о респондентах – вопросы 21-26.

Обработка данных, полученных в ходе исследования, осуществлялась с помощью табличного редактора Microsoft Office Excel 2007 и компьютерной программы SPSS Statistic 17.0

Производился частотный анализ высказываний психологов, расчет процентных долей, наглядное представление данных в форме графиков и таблиц.

Результаты исследования.

1. Установлено, что наиболее существенными признаками, свидетельствующими об установлении контакта с несовершеннолетним осужденным, являются (рис. 1): контакт глаз и открытая поза подростка (16,7%); достижение доверия в отношениях (16,2%); отсутствие формальных ответов на вопросы (15,7%); преобладание сообщений подростка в беседе (15,2%); снижение напряженности в отношениях (12,6%); готовность к общению, контактность (12,1%); интерес к работе с психологом (8,1%), инициативность (3,5%).

Рис. 1 . Признаки, влияющие на установление контакта (в %)

В группу ответов «контакт глаз и открытая поза подростка» вошли следующие утверждения психологов: контакт глаз, визуальный контакт, заинтересованный взгляд; открытая и свободная поза; отсутствие зажимов; открытые жесты.

«Открытость и доверие в общении» включает в себя формулировки: открытость; доверие; откровенность; искренность; подросток рассказывает личное, сокровенное; воспитанник готов делиться своими проблемами и переживаниями.

Под «преобладанием сообщений подростка в беседе» понимается: преобладание собственных воспоминаний подростка; сокращение пауз в разговоре, после вопросов; связный рассказ о себе; объяснение, дополнение подростком сказанного; подросток говорит развернуто; легкость рассказа подростка о себе; подросток поддерживает разговор.

В категорию «отсутствие формальных ответов» вошли ответы: отсутствие односложных, однозначных ответов; подросток не задумывается над ответами; подробные, развернутые ответы; отсутствие реактивных вопросов; подросток быстро отвечает; осужденный понимает вопросы.

Группа ответов «снижение напряженности» объединяет следующие высказывания психологов: снижение напряжения; расслабленность; раскрепощенность; снижение тревожности; стабильное эмоциональное состояние; разговор без принуждения.

«Готовность к общению, контактность», содержит утверждения: согласие на следующую встречу; мотивация на продолжение работы; желание выполнять задания психолога; готовность к беседе, желание общаться.

В группы ответов «интерес к работе с психологом» и «инициативность» вошли: интерес к общению, теме разговора; внимание; концентрация внимания; стремление искать новое; проявление инициативы; инициативность в общении, беседе; просьба о совете; обращение за помощью.

Обращает на себя внимание тот факт, собственная инициативность подростка, его заинтересованность во взаимодействии, готовность к общению не столь важна для психологов (23,3%), а также то, что психологи редко обращают внимание на напряженность, тревожность, эмоциональное состояние воспитанников (12,6%).

Основной упор в контакте с подростком психологи делают на вербальную его составляющую. Подросток должен четко и сразу отвечать на поставленные вопросы, смотреть в глаза психологу, быть открытым и доверять ему (63,8%).

Таким образом, предварительное предположение о том, что существенное количество респондентов основное внимание в межличностном контакте уделяют внешней его составляющей (позе подростка, его вербальной активности и т.д.) и меньше эмоциональному состоянию подростка, его переживаниям, подтверждается.

2. Большинство психологов утверждает, что на установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным они тратят минуты (63,8%).

Реже психологи указывают на то, что на этот процесс у них уходят дни (10,6%) и встречи (10,6%). Затруднились ответить на вопрос – 14,9% опрошенных сотрудников (рис 2.).

Рис. 2 . Время, затрачиваемое на установление контакта (в %)

Установлено, что количество минут, необходимое психологам для установления межличностного контакта с воспитанником, не превышает 65 и составляет в основном 20 минут (рис 3).

Рис. 3 . Время, затрачиваемое на установление межличностного контакта (в %)

В отведенные временные рамки трудно представляется возможным осуществление полноценного межличностного контакта, возможность прохождения всех его этапов [9].

Вместе с тем, отвечая на вопрос анкеты «Как часто Вам удается установить межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным?» (рис. 4) респонденты в подавляющем большинстве отметили, что всегда (53,3%) и часто (33,3%).

Рис. 4 . Как часто Вам удается установить межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным? (в %)

Заявление психологов о том, что они устанавливают контакт в отведенные временные рамки, будет носить скорее декларативный характер, чем отражать реальное положение дел.

3. Описание факторов, влияющих на сокращение времени установления межличностного контакта с подростком показало, что их условно можно разделить на три группы: внешние условия, особенности психолога и подростка (рис. 5).

Рис. 5 . Факторы, влияющие на сокращение времени

установления межличностного контакта (в %)

К внешним условиям были отнесены – обстановка в кабинете, время дня, место проведения, загруженность психолога, внеплановые мероприятия (14,7%).

К особенностям психолога были отнесены – опыт, стиль поведения и приемы работы, коммуникативные способности (49,3%); к особенностям подростка – психоэмоциональное состояние и личностные особенности (36,0%) (рис. 6).

Рис. 6 . Факторы, влияющие на сокращение времени установления контакта (в %)

Таким образом, предположение о том, что на время установления межличностного контакта приблизительно в равной степени оказывают влияние профессиональные качества психолога и личностные особенности подростка, подтвердилось.

Эти результаты согласуются с предыдущими данными, где одними из показателей установления межличностного контакта с подростком были стабилизация его эмоционального состояния, отзывчивость, доверчивость, заинтересованность (36,9% утверждений респондентов).

4. По мнению психологов, межличностный контакт с подростком оказывает влияние на результаты их деятельности (100%).

Психологи употребляют следующие прилагательные для описания данного влияния: существенное, непосредственное, прямое, большое, сильное, положительное. Они отмечают, что установление контакта повышает качество проводимых мероприятий, помогает снять у подростков психологические защиты, обеспечивает лучшую их включенность в психологическую работу.

Данная точка зрения согласуется с ответами на вопросы о том, насколько важно установление межличностного контакта с подростком для профессиональной деятельности психолога и возможно ли достижение положительного результата в работе без установления межличностного контакта с подростком.

Все психологи (100%) отметили важность контакта с подростком для их профессиональной деятельности: очень важно; исключительно важно; крайне важно; важно с первых минут прибытия осужденного в ВК; это важная часть, условие и направление работы и т.п.

Подавляющее большинство психологов отмечает, что без установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным не возможно, достичь положительного результата в работе (91,3%). Остальная часть респондентов утверждает, что положительный результат в работе возможен (8,7%), но для этого потребуется больше времени.

Конкретизируя важность контактов с подростком, респонденты отметили, что они составляют суть их работы, условие реализации профессионального общения. Без установления контакта невозможно достигнуть с воспитанником взаимопонимания и помочь ему.

Таким образом, подавляющая часть психологов отмечает, что межличностные контакты с подростком оказывают влияние на их работу, имеют большое значение в их профессиональной деятельности.

5. Отвечая на вопрос «Как вы считаете для чего необходимо установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?» психологи ответили (рис. 7):

для осуществления работы: для успешного взаимодействия, для положительного результата в работе, для эффективной, продуктивной, конструктивной, успешной работы – 42,2%;

для проведения психологической коррекции с подростком: для повышения эффективности, успешности коррекции, для дальнейшей коррекции поведения и личностных особенностей – 24,4%;

для консультирования: для того, чтобы общение не вызывало отрицательного эффекта, способствовало психологической помощи, для построения доверительных отношений при проведении консультирования и т.п. – 20,0%;

для проведения психологической диагностики: для сбора информации, диагностики, для выявления личностных особенностей – 13,3%

Рис. 7 . Как вы считаете, для чего необходимо установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным? (в %)

Данные результаты тесно связаны с ответами на вопрос «Какие задачи позволяет Вам успешно реализовывать установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?» (рис. 8).

Рис. 8 . Задачи, реализуемые межличностным контактом (в %)

Из вышесказанного следует, что предположение о том, что положительное влияние межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным в той или иной мере будет проявляться во всех сферах профессиональной деятельности психолога (диагностической, консультативной и коррекционной), подтверждается.

6. Большинство психологов отрицают влияние возраста на установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным – 70,2% (рис. 9).

Рис. 9 . Влияние возраста на установление межличностного контакта (в %)

Незначительная часть респондентов (21,3%) отметили, что возраст психолога сказывается на установлении межличностного контакта с подростком: если психолог молодой, подростки более разговорчивы; чем старше психолог, тем больше опыта, знаний; эффективное взаимодействие возникает в ситуации общения «взрослый-ребенок»; если сотрудник слишком молод, то несовершеннолетние не воспринимают его серьезно.

Влияние гендерных представлений на установление межличностного контакта, по мнению психологов, также незначительно (рис. 10).

Рис. 10 . Влияние гендерных представлений на установление межличностного контакта (в %)

Психологи (46,7%), которые отметили влияние пола на установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, отметили, что влияние возможно при особенных убеждениях осужденного, женщине подростки доверяют больше.

Большинство психологов (70,9%) сходятся во мнении, что криминальная зараженность подростка оказывает влияние на установление с ним межличностного контакта (рис. 11).

Рис. 11. Влияние криминальной субкультуры на установление межличностного контакта (в %)

Данное влияние будет проявляться в следующем: нежелании идти на контакт, замкнутости подростка, подозрительности, настороженности, недоверии, отказе от работы с психологом, протестных реакциях, негативном, враждебном отношении и т.д.

Таким образом, предположение о том, что на установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным оказывает влияние возраст и пол психолога, криминальная зараженность подростка, подтвердилось частично. Возраст и пол психолога не имеют решающего влияния, по мнению психологов, тогда как криминальная зараженность подростка существенно влияет на установление межличностного контакта.

Вместе с тем, подростковый возраст является пубертатным периодом развития человека, а в условиях социальной изоляции, невозможности общения с противоположным полом данное влияние будет существенно возрастать. Разница в возрасте так же не может не сказаться на установлении межличностного контакта, т.к. изначально психолог занимает по отношению к подростку доминирующую позицию и выступает перед ним в роли взрослого [1]. Поэтому требуется более углубленное изучение данного вопроса.

7. Перечень профессионально важных качеств, которые способствуют установлению межличностного контакта с подростком, является достаточно широким и охватывает все сферы личности психолога: эмоциональную, волевую, интеллектуальную, коммуникативную и морально-нравственную (рис. 12)

 

Рис. 12. Профессионально значимые качества необходимые
для межличностного контакта (в %)

Помогают установить контакт с подростком развитые коммуникативные качества (33%), к которым мы отнесли коммуникабельность и эмпатические способности.

Далее по значимости следует блок морально-нравственных качеств (20,7%), объединивший в себе следующие качества: доброжелательность, открытость, гуманизм, искренность, честность, тактичность, вежливость, корректность.

Не маловажное значение, по мнению психологов, для межличностного контакта имеют и эмоционально-волевые качества (17,1%): толерантность, самообладание, психоэмоциональная устойчивость, спокойствие, стрессовая устойчивость, самоконтроль.

Таким образом, предположение о том, что умение устанавливать межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным зависит в первую очередь от развитых коммуникативных и морально-нравственных качеств психолога, подтвердилось.

8. При взаимодействии с несовершеннолетним осужденным психологи используют широкий набор способов установления межличностного контакта с ним (рис. 13).

Респонденты используют следующие способы установления контакта с подростком (в порядке убывания частоты встречаемости): беседа (20,2%), активное слушание (14,9%), поиск общих интересов (12,8%), снятие напряженности и барьеров общения (12,8%), отзеркаливание (10,6%), поощрение (10,6%), визуальный контакт (7,4%), перефразирование (6,4%), внушение (4,3%).

Рис. 13. Способы установления контакта (в %)

Данные результаты хорошо дополняются ответами на вопрос «Какие эффективные приемы установления межличностного контакта вам известны?» (рис. 14).

Рис. 14. Приемы установления межличностного контакта (в %)

Так, среди дополнительных приемов психологами были выделены: привлечение внимания (11,3%), изменение дистанции общения (10,3%), психологическая поддержка (9,3%), самопрезентация психолога (5,2%).

Из вышесказанного следует, что предположение о том, что при взаимодействии с несовершеннолетним осужденным психологи используют широкий набор способов и приемов установления межличностного контакта, подтвердилась.

9. В качестве условий, способствующих установлению межличностного контакта психологи отметили (рис. 15): комфортную обстановку в кабинете и наличие отдельного помещения (47,2%), уединенную обстановку при проведении психологических мероприятий (30,2%), внешний вид психолога, а именно ношение гражданской формы одежды (11,3%), достаточное время для оказания психологической помощи (11,3%).

Рис. 15. Психологические условия, способствующие установлению межличностного контакта (в %)

Таким образом, предположение о том, что установлению межличностного контакта будет способствовать наличие отдельного оборудованного помещения и уединенная обстановка, подтвердилось.

10. Установлено, что психологи имеют слабое представление о стадиях установления межличностного контакта, их последовательности и специфике. Знания психологов носят поверхностный характер, основаны на жизненном опыте, интуиции, внутренней убежденности в своей правоте и не подкреплены теоретическими знаниями.

Значительная часть респондентов (47,3%) дает общую характеристику стадий межличностного контакта психолога с воспитанником, а именно установление, осуществление и завершение межличностного контакта, без конкретизации того, какие процессы на этих стадиях происходят и в какой последовательности они сменяют друг друга (табл. 1).

Таблица 1

Стадии установления контакта

%

1

Адаптация к партнеру по общению

8,0

2

Выявление качеств, которые препятствуют контакту

6,3

3

Нахождение совпадающих интересов

15,2

4

Определение принципов общения

10,7

5

Снятие напряжения, барьеров общения

12,5

6

Установление, осуществление, завершение контакта

47,3

Всего

100

Остальные психологи (52,7%) в своих ответах указывают на отдельные стадии межличностного контакта без уточнения их последовательности и конечных результатов: выявление качеств подростка, которые могут препятствовать установлению контакта (6,3%), определение принципов общения (10,7%), снятие напряжения и барьеров общения (12,5%), нахождение совпадающих интересов, сближение (15,2%), адаптация к партнеру по общению (8%).

Проведенный анализ показывает, что применение выделенных стадий установления межличностного контакта не дает возможности прогнозировать дальнейшее развитие взаимодействия психолога и осужденного.

Заключение

Проведенное эмпирическое исследование подтвердило выдвинутые гипотезы.

Существенное количество респондентов в качестве признаков установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным указывает на внешне наблюдаемые в процессе общения поведенческие проявления подростка (поза, вербальная активность и т.п.).

Время, затрачиваемое психологами на установление контакта с несовершеннолетним осужденным, будет недостаточным для установления устойчивого межличностного контакта, прохождения всех необходимых его стадий.

На время установления межличностного контакта приблизительно в равной степени оказывают влияние профессиональные качества психолога и личностные особенностям подростка.

Подавляющая часть психологов отметила, что межличностные контакты с подростком оказывают влияние на их работу, имеют большое значение в их профессиональной деятельности.

Установление межличностного контакта с подростком влияет на все сферы профессиональной деятельности психолога: диагностическую, консультативную и коррекционную работу.

Большинство психологов отмечает влияние на установление межличностного контакта с подростком криминальной субкультуры.

Перечень профессионально важных качеств, которые способствуют установлению межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, охватывает все сферы личности психолога. Умение устанавливать контакт с воспитанником зависит в первую очередь от развитых коммуникативных и морально-нравственных качеств специалиста.

При взаимодействии с несовершеннолетним осужденным психологи используют широкий набор способов и приемов установления межличностного контакта с ним.

Установлению межличностного контакта с подростком способствует наличие отдельного оборудованного помещения и уединенная обстановка.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. М.: Эксмо, 2018. 368 с.
  2. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения: дисс. … докт. психол. наук. М., 2000. 202 с.
  3. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. … д-ра психол. наук. СПб., 1991. 347 с.
  4. Миронова О.И. Социально-психологическая концепция вынужденных контактов: дисс. … докт. психол. наук. М., 2014. 361 с.
  5. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 352 с.
  6. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Моделирование тактик психотерапевтического взаимодействия при основных типах личностных расстройств. // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С. 61-80.
  7. Ушков Ф.И. Психологические характеристики осуществления межличностных контактов психологов ФСИН России и несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 7. С. 22-26.
  8. Филонов Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми: (Методика контакт. взаимодействия). Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982. 40 с.
  9. Schilke O., Huang L. Worthy of swift trust? How brief interpersonal contact affects trust accuracy. // The Journal of applied psychology. 2018. Vol. 103 (11). P. 1181-1197. doi: 10.1037/apl0000321
  10. Richardson G., Montgomery L., Brubaker M. Interpersonal contact and attitudes toward adolescents who abuse substances. // Journal of drug education. 2016. Vol. 46 (3-4). P. 113-130. doi: 10.1177/0047237917744330
  11. Goldstein M., Simpkins R. Attitude changes toward juvenile delinquents as a function of interpersonal contact. // Psychological reports, 1973. Vol. 32 (3) P. 1220. doi: 10.2466/pr0.1973.32.3c.1220
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика