Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Пилотажное исследование когнитивных способностей у детей при помощи набора компьютерных методик ДИНА-ОКС 1845

Казьмин А.М., кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии раннего детства, профессор кафедры, куратор учебного центра специализации клинической психологии раннего детства, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mgppukprd@gmail.com
Егоров А.В., педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, egorovfamily@gmail.com
Захаренко Н.В., студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, zakharenko.nataliya@gmail.com
Дунайцева В.А., педагог-психолог, Специальная общеобразовательная школа YIII вида №162 , Москва, Россия, skam77@mail.ru
Казаков А.М., педагог-психолог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего №2281, г. Москва, Москва, Россия, skam77@mail.ru

Аннотация

В статье приводится краткое описание разработанного авторами набора компьютерных тестов ДИНА-ОКС, направленных на оценку общих когнитивных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся результаты предварительного исследования детей с типичным развитием (27 детей, возраст 5-6 лет), с задержкой психического развития (16 детей, возраст 7 лет), с легкой (9 детей, возраст 11-15 лет) и умеренной (9 детей, возраст 13-16 лет) умственной отсталостью при помощи этих тестов. По 4 из 8 субтестов набора ДИНА-ОКС были получены значимые различия между группами, указывающие на возможности использования компьютерного тестирования в определении тяжести и характера нарушений когнитивных процессов у детей.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 2009.
  2. Белопольская Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР. // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 19-26.
  3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М., 2004.
  4. Воронин Н.А. Асимметрия зрительного внимания у детей 5-7 лет в норме и при синдроме дефицита внимания и гиперактивности // Автореферат дисс. на соискание уч. ст. кандидата психол. наук. М., 2010.
  5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.
  6. Забрамная С.Д.  Психолого-педагогическая диагностика умственно развития детей. М., 1995.
  7. Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития. // Дефектология. 1989. №1. С. 3-9.
  8. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М., 1989.
  9. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
  10. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993.
  11. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – М., 2004.
  12. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1992. №3. С. 31.
  13. Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. 1993. № 1. С.77-82.
  14. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 1994. № 5. С.62-66.
  15. Обухова Е.Ю., Строганова Т.А. Возрастная динамика регуляции зрительно-пространственного внимания детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 2006. № 6. С. 134-142.
  16. Обухова Е. Ю., Строганова Т. А., Грачев В. В. Нарушения внимания у детей с особенностями развития // Вопросы психологии, 2008. № 3. С. 61-70.
  17. Army Mental Tests. By Yoakum and Yerkes. Published by Henry Holt and Company, New York, 1920. Pp. 303.
  18. Bunge S.A., Zelazo P.D. A Brain-Based Account of the Development of Rule Use in Childhood Current Directions in Psychological Science (2006), Volume: 15, Issue: 3, Pages: 118-121.
  19. Halford, G., Wilson, W. H., & Phillips, S. (1998). Processing capacity defined by relational complexity: Implications for comparative, developmental, and cognitive psychology. Behavioral and Brain Sciences, 21, 803-864.
  20. Harlow, H. F. I 1949 The formation of learning sets, Psychological Review, 56. 51-65.
  21. Heaton, R. K., Chelune, G. J., Talley, J. L., Kay, G. G., & Curtiss, G. (1993). Wisconsin Card Sorting Test Manual: Revised and Expanded. New York: Psychological Assessment Resources.
  22. Kaufman Assessment Battery for Children, Second Edition (KABC-II) http://psychcorp.pearsonassessments.com/HAIWEB/Cultures/en-us/Productdetail.htm?Pid=PAa21000.
  23. D. F. Lohman, E. P. Hagen, R.L. Thorndike. CAT digital// Adapted by GL Assessment http://www.gl-assessment.co.uk/education/resources/cat3/cat3.asp
  24. Luciana M, Nelson CA. Assessment of neuropsychological function through use of the Cambridge Neuropsychological Testing Automated Battery: performance in 4- to 12-year-old children. Dev Neuropsychol. 2002;22(3):595-624.
  25. Piaget J. 1954 (1937). The Origins of Intelligencein Children. New York: Basic Books.
  26. Pritchard, V. E., Woodward, L. J. Preschool executive control on the Shape School task: Measurement considerations and utility //Psychological Assessment, Vol 23(1), Mar 2011, 31-43.
  27. Stiers P, van den Hout BM, Haers M, et al. The variety of visual perceptual impairments in pre-school children with perinatal brain damage. Brain Dev 2001; 23: 333–48.
  28. Treisman, A., & Gelade, G. (1980). A feature-integration theory of attention. Cognitive Psychology, 12, 97-136.
  29. Wolfe J.M., Cave K.R., Franzel S. L. , Guided Search: An Alternative to the Feature Integration Model for Visual Search/ Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance 1989, Vol. 15, No. 3, 419-433.
  30. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children/Nature Protocols 1, 297 - 301 (2006).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика