Нейрокогнитивный дизонтогенез и клиническая нейропсихология детского возраста

3617

Аннотация

Предлагается новый подход к анализу нарушенного познавательного развития детей с врожденным повреждением головного мозга. Парциальную неравномерность в развитии отдельных когнитивных функций при разных видах церебральной патологии можно описывать как варианты нейрокогнитивного дизонтогенеза, которые обусловлены двумя группами биологических факторов: общих для всех индивидов свойств (возраст и пол) и специфических особенностей нейрохирургической патологии (вид, латерализация и локализация). Применение термина «нейрокогнитивный дизонтогенез» позволяет рассматривать нарушения психических функций при церебральной патологии не изолированно, а с учетом детерминированности их морфогенетическими факторами.

Общая информация

Ключевые слова: нейрокогнитивный дизонтогенез, нейропсихологические синдромы, локальные поражения головного мозга, детский возраст

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез и клиническая нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n3/55172 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А.,. Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.
  2. Васерман И.И., Чередникова Т.В.  Детская нейропсихология и общая теория психических процессов Л.М. Веккера // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии . М., 2012.
  3. Гнитеева Л.Н. Особенности организации внимания у детей 5-16 лет с поражениями задних отделов головного мозга // Молодые ученые - московскому образованию: Материалы IХ городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010.
  4. Гогберашвили Т. Ю., Микадзе Ю.В.  Нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии // Вестн. Моск. Ун-та.  Сер. 14. Психология. 2008. №3.
  5. Гогберашвили Т. Ю. Синдромы нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии // Канд. дис. М.,  2009.
  6. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
  7. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Развитие идей А.Р.Лурии в концепции психологии дизонтогенеза // Культурно-историческая психология. 2012. № 2.
  8. Красовская О. А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской, Е. Ю. Артемьевой. М., 1980.
  9. Корсакова Н.К.,  Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 1988.
  10. Лассан Л.П.  Влияние фактора пола на психические процессы в онтогенезе при локальных поражениях головного мозга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки.  2007. № 9 (42).
  11. Лассан Л.П.  Влияние латерализации локального поражения головного мозга на психические функции детей школьного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки. 2008. № 10 (52).
  12. Лассан Л.П. Влияние фактора возраста на нарушения когнитивных функций больных с локальными повреждениями мозга различного генеза // Альманах «Новые исследования». 2010. № 1 (22).
  13. Лассан Л.П.  Нейрокогнитивный дизонтогенез при органических поражениях головного мозга  // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.  2011.  N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 20.09.2011).
  14. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции.  СПб. 2000.
  15. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб., 2008.
  16. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  17. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
  18. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
  19. Строганова Т.А., Гнитеева Л.Н., Воронин Н.А., Власова Е. Ю. Особенности когнитивного развития и исполнительных функций при нейроонкологических заболеваниях в детском возрасте // IY Международный Конгресс «Нейрореабилитация – 2012». Материалы конгресса. 27-28 февр. 2012. М., 2012.
  20. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб., 2006.
  21. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Проблема фактора в нейропсихологии детского возраста // Вопросы психологии. 2008.  № 6.
  22. Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями мозга в разные возрастные  периоды // Канд. дис. М., 2005.
  23. Cuevas M, Patel SK. Attention dysfunction as a central deficit in brain tumor survivors // Archives of Clinical Neuropsychology. 2008.
  24.  Schmahmann J.D., Caplan D.  Cognition, emotion and the cerebellum // Brain. 2006.

Информация об авторах

Лассан Людмила Павловна, кандидат психологических наук, Профессор кафедры клинической психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lassan@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2860
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 3617
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 17