Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нейрокогнитивный дизонтогенез и клиническая нейропсихология детского возраста 2301

Лассан Л.П., кандидат психологических наук, Профессор кафедры клинической психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), Санкт-Петербург, Россия, lassan@mail.ru

Аннотация

Предлагается новый подход к анализу нарушенного познавательного развития детей с врожденным повреждением головного мозга. Парциальную неравномерность в развитии отдельных когнитивных функций при разных видах церебральной патологии можно описывать как варианты нейрокогнитивного дизонтогенеза, которые обусловлены двумя группами биологических факторов: общих для всех индивидов свойств (возраст и пол) и специфических особенностей нейрохирургической патологии (вид, латерализация и локализация). Применение термина «нейрокогнитивный дизонтогенез» позволяет рассматривать нарушения психических функций при церебральной патологии не изолированно, а с учетом детерминированности их морфогенетическими факторами.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А.,. Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.
  2. Васерман И.И., Чередникова Т.В.  Детская нейропсихология и общая теория психических процессов Л.М. Веккера // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии . М., 2012.
  3. Гнитеева Л.Н. Особенности организации внимания у детей 5-16 лет с поражениями задних отделов головного мозга // Молодые ученые - московскому образованию: Материалы IХ городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2010.
  4. Гогберашвили Т. Ю., Микадзе Ю.В.  Нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии // Вестн. Моск. Ун-та.  Сер. 14. Психология. 2008. №3.
  5. Гогберашвили Т. Ю. Синдромы нарушения высших психических функций у детей с парциальными формами эпилепсии // Канд. дис. М.,  2009.
  6. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
  7. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Развитие идей А.Р.Лурии в концепции психологии дизонтогенеза // Культурно-историческая психология. 2012. № 2.
  8. Красовская О. А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской, Е. Ю. Артемьевой. М., 1980.
  9. Корсакова Н.К.,  Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 1988.
  10. Лассан Л.П.  Влияние фактора пола на психические процессы в онтогенезе при локальных поражениях головного мозга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки.  2007. № 9 (42).
  11. Лассан Л.П.  Влияние латерализации локального поражения головного мозга на психические функции детей школьного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Психолого-педагогические науки. 2008. № 10 (52).
  12. Лассан Л.П. Влияние фактора возраста на нарушения когнитивных функций больных с локальными повреждениями мозга различного генеза // Альманах «Новые исследования». 2010. № 1 (22).
  13. Лассан Л.П.  Нейрокогнитивный дизонтогенез при органических поражениях головного мозга  // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.  2011.  N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 20.09.2011).
  14. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции.  СПб. 2000.
  15. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб., 2008.
  16. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  17. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
  18. Симерницкая, Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
  19. Строганова Т.А., Гнитеева Л.Н., Воронин Н.А., Власова Е. Ю. Особенности когнитивного развития и исполнительных функций при нейроонкологических заболеваниях в детском возрасте // IY Международный Конгресс «Нейрореабилитация – 2012». Материалы конгресса. 27-28 февр. 2012. М., 2012.
  20. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб., 2006.
  21. Цветкова Л.С., Цветков А.В. Проблема фактора в нейропсихологии детского возраста // Вопросы психологии. 2008.  № 6.
  22. Челышева М.В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями мозга в разные возрастные  периоды // Канд. дис. М., 2005.
  23. Cuevas M, Patel SK. Attention dysfunction as a central deficit in brain tumor survivors // Archives of Clinical Neuropsychology. 2008.
  24.  Schmahmann J.D., Caplan D.  Cognition, emotion and the cerebellum // Brain. 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика