Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Формирование позитивных ценностей и соответствующих «сильных» свойств характера как фактор предупреждения эмоционального выгорания педагога и сохранения здоровья субъектов педагогического процесса 1139

Грисенко Н.В., кандидат психологических наук, доцент, Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, Днепропетровск, Украина, nataly.grisenko@gmail.com
Носенко Э.Л., доктор психологических наук, член-корреспондент Национальной Академии педагогических наук Украины, профессор кафедры педагогической и возрастной психологии Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, Россия, Enosenko2001@mail.ru

Аннотация

На основе сравнения иерархических структур так называемых «сильных» свойств характера, диагностированных с помощью нового опросника «Ценности в действии», на выборке 125 педагогов установлено, что ведущую роль в предупреждении эмоционального выгорания педагога играет уровень сформированности его когнитивных способностей и «сильных» свойств характера, которые развиваются под влиянием ценности «Мудрость». При наличии упомянутых внутренних условий педагог испытывает удовлетворенность собой как субъектом профессиональной деятельности, что обуславливает его субъективное благополучие и гуманное отношение к ученикам.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Булатевич Н.М. Синдром емоційного вигорання вчителя: Автореф. дис….канд. психол. наук: 19.00.04.Київ, 2004.
  2. Джелілова Л.Р. Психологічні особливості розвитку професійного мислення майбутніх вчителів початкових класів: Автореф. дис…..канд. психол. наук: 19.00.07. Київ, 2008.
  3. Зайчикова Т. В.Психологічні особливості прояву синдрому емоційного вигорання у студентів // Психологічна теорія і технологія навчання. Актуальні проблеми психології Том 8. Випуск 2. За ред. С.Д.Максименка, М.Л.Смульсон. Київ, 2006.
  4. Знанецька О.М. Методика дослідження феномену психологічного благополуччя: опис, адаптація, застосування // Вісник Дніпропетр. ун-ту. Сер. Педагогіка і психологія. Д., 2006. Вип. 9.
  5. Карамушка Л. М., Зайчикова Т. В. Проблема синдрому “професійного вигорання” в педагогічній діяльності в зарубіжній та вітчизняній психології // Актуальні проблеми психології: Наукові записки Ін-ту психології ім. Г. С. Костюка АПН України. К., 2001. Вип. 21.
  6. Максименко С.Д. Генеза здійснення особистості. К., 2006.
  7. Носенко Е. Л., Аршава І. Ф. Сучасні напрями зарубіжної психології: психологія особистості: підручник. Д., 2010.
  8. Орел В. Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1.
  9. Райгородский В.Г. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Уч. пособие. Самара,1998.
  10. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания педагога: Дис….канд.психол. наук. Ярославль, 2001.
  11. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. с англ. М., 2006.
  12. Скворцова Ю.В. Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности // Ярославский психологический вестник. - Вып. 14. - М. - Ярославль, 2005.
  13. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросыпсихологии. 1994. №6.
  14. Abu-Hilal MM, el-Emadi AA. Factor structure andreliability of burnout among Emirate and Palestinianteachers. Psychol Rep. 2000 Oct; 87(2).
  15. Beck, C.L., & Gargiulo,R.M. (1983). Burnout in teachers of retarded and nonretarded children. Journal of Educational Research. №76.
  16. Demirel Y., Güler N., Toktamis A. Burnout among high school teachers in Turkey.// Professional Med J Sept 2005; 12(3).
  17. Dückers-Klichowski S. (2005). Burnout bei Lehramtsanwärternim Primar bereich [Burnout in teachers on probationin primary schools]. Berlin: Logos.
  18. Evers, W. J. G., Brouwers, A., &Tomic, W. (2002). Burnout and selfefficacy: A study on teachers’ beliefs when implementing an innovativeeducational system in the Netherlands. British Journal of Educational Psychology, vol. 72.
  19. FarberB.A. Stress and burnout in suburban teachers // Journal of Educational Research. 1984.Vol.77. №6.
  20. Flugel, J.C. Studies in feeling and desire. London, 1985.
  21. Frederickson B. L. Positive emotions broaden the scope of attention and thought-action repertoires: cognition and emotions / B. L. Fredrickson, C.Braningan. – American Psychologist. 2005. № 19.
  22. Gaines J.,Jermier J. M. Emotional exhaustion in a high stress organization // Academy of Management Journal. 1983. №26.
  23. Gold Y. Does teacher burnout begin with student teaching // Education. 1985. Vol.105, №3.
  24. Maslach, C., Jackson, S.E, &Leiter, M.P.MBI: The Maslach Burnout Inventory: Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1996.
  25. Nosenko E. On the syndromological approach to studying the personality aspects of teaching stress//Abstracts of the XXIX International Congress of psychology. Berlin. Germany. July 20-25, 2008. In Introductional Journal of psychology.Vol 43. Issue ¾. June – August 2008.
  26. Nosenko E., Grisenko N. The experience of following Cattell´s ´specification formulai ´ to define the role of character strengths in preventing teacher´s burnout // Abstracts of the Second World Congress of Positive Psychology, Philadelphia, 2011, July 23-26.
  27. Pedrabissi L, Rolland JP, Santinello M. Stress and burnout among teachers in Italy and France. J Psychol.1993 Sep; 127(5).
  28. Peterson, C., & Seligman, M. E. P. (2004). Character strengths andvirtues: A handbook and classification. Washington, DC: American Psychological Association.
  29. Peterson, C., and Seligman, M.E.P (2004) Character strengths and virtues: A handbook and classification. New York: Oxford university Press.
  30. Schwarzer, R., Schmitz G. S., & Tang, C. (2000). Teacher burnout inHong Kong and Germany: a cross- cultural validation of the Maslach Burnout Inventory. Anxiety, Stress & Coping, vol. 13, no. 3.
  31. Schorn, N. K. & Buchwald, P. (2007). Burnout in Student Teachers. In P. Roussi, E. Vasilaki, K.Kaniasty, & J. D. Barker (Eds.), Electronic Proceedings of the 27th Conference of the STAR Society,13-15 July 2006, University of Crete, Rethymnon.
  32. Van Horn JE, Schaufeli WB, Greenglass ER, Burke RJ.A Сanadian-Dutch comparison of teachers' burnout.PsycholRep. 1997 Oct; 81(2).
  33. Zimmermann L., Wangler J., Unterprink T., Pfeifer R., Wirschung M., Bauer J. Mental health in a sample of German teachers at the beginning of their occupational career// Abstracts of the XXIX International Congress of psychology. Berlin. Germany. July 20-25, 2008. In Introductional Journal of psychology. Vol 43. Issue ¾. June – August 2008.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика