Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Рисунок как метод подготовки к школе 942

Кинтанар Л., координатор магистратуры по нейропсихологической диагностике и реабилитации факультета психологии Автономного Университета г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, lquinr@siu.buap.mx
Соловьева Ю., преподаватель-исследователь магистратуры по нейропсихологической диагностике и реабилитации, факультета психологии Автономного Университета г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, lquinr@siu.buap.mx

Аннотация

Дошкольный возраст является чрезвычайно важным периодом для психологического развития ребенка и подготовки к школе. Школьные успехи тесно связаны с достижениями на этапе дошкольного образования. В частности, успешность в овладении письмом связана с уровнем развития зрительных и пространственных функций. Рисование представляет собой тот вид деятельности, который позволяет включить эти функции как для оценки уровня, так и упражнения, оно может быть также применено и для их формирования. Статья знакомит с оригинальной программой пошагового обучения рисованию для младших дошкольников. Программа применялась в дошкольных учреждениях Мексики и Колумбии, были получены положительные результаты. Психологическая оценка глобальной и аналитической перцептивной стратегии до и после применения программы выявила значительные качественные изменения в графической деятельности рисования детей. Мы полагаем, что эта программа может быть использована в образовательных программах для дошкольников с целью развития необходимого уровня зрительных и пространственных функций.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников. М., 2008.
  2. Ахутина Т. В., Камардина И. О., Пылаева Н. М. Нейропсихолог в школе. М., 2012.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.
  4. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. М., 2009.
  5. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. М., 2008.
  6. Лебедева Л. Д. Рисование в психологической диагностике и арт-терапии // Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Национальный психологический журнал, 2011.
  7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2006.
  8. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа умножения. М., 2006. 
  9. Салмина Н. Г., Глебова А. О. Учимся рисовать. Анализ форм и создание образа. М., 2005.
  10. Салмина Н. Г., Глебова А. О. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. М., 2005.
  11. Салмина Н. Г. Учимся думать. Часть I и II. М., 2009.
  12. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М., 1995.
  13. Akhutina T. V. (2002). Diagnóstico y corrección de la escritura [Диагностика и коррекция письма]. Revista Española de neuropsicología, 4, 2-3: 236-261.
  14. Akhutina T. V. & Zolotariova E. V. (2007). Acerca de la disgrafia visuo-espacial: Análisis neuropsicológico y métodos de corrección [Очерк о зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции]. En: Quintanar L. y Solovieva Yu. (Eds.) Métodos de intervención en la neuropsicológica infantil [Методы интервенции в области нейропсихологии детского возраста]. México.
  15. Akhutina T. V. & Pilayeva N. M. (2012a). Escuela de la atención: material didáctico para niños con problemas de la atención [Школа внимания: дидактически материалы для детей с проблемами внимания]. México.
  16. Akhutina T. V. & Pilayeva N. M. (2012b). Overcoming learning disabilities. A Vigotskian-Lurian neuropsychological approach [Преодолевая трудности обучения. Нейропсихологический подход Выготского-Лурии]. Cambridge.
  17. Cisneros N. (2010). Características neuropsicológicas del proceso de la escritura en niños con problemas en el aprendizaje de 7 a 12 años [Нейропсихологические характеристики функции письма в случае детей с трудностями обучения в возрасте от семи до двенадцати лет]. México: Universidad Autónoma de Puebla.
  18. Elkonin D.B. (2009). Hacía el problema de la periodización del desarrollo en la edad infantil [К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте]. En: L. Quintanar & Yu. Solovieva. Las funciones psicológicas en le desarrollo del niño [Роль психических функции в развитии детей]. Trillas: México.
  19. Escobar M. & Romero K. (2003). Desarrollo de la representación del cuerpo humano y la familia en el niño preescolar a través de las artes: reflexiones teóricas [Развитие представления о человеческом теле и семье у дошкольников с творческим уклоном: теоретические размышления]. Educere, 6 (21), Universidad de las Andes, Venezuela.
  20. Ferreiro E. & Teberosky A. (2005). Los sistemas de escritura en el desarrollo del niño [Системы обучения письма и развитие детей]. México.
  21. Fortuna J. (1998). Cuadernos de pedagogía. El dibujo como expresión de pensamiento [Педагогические тетради. Рисунок как выражение ума]. En M. Moreno, Ciencia, aprendizaje y comunicación. Barcelona.
  22. Galperin P. (1992). Stage-by-stage formation as a method of psychological investigation [Поэтапное формирование как метод психологического исследования]. Journal of Russian and East European Psychology, 30, (4), 60-80.
  23. Goodenough F. & Harris D. B. (1963). The Goodenough – Harris drawing test [Рисуночная методика Гудинаф-Харриса]. New York: Harcourt, Brace, and World.
  24. Kellogg R. (1987). Análisis de la expresión plástica del preescolar [Анализ деятельности лепки в случае дошкольника]. Bogotá.
  25. Mata A. (2011). Aplicación del programa de la formación dirigido del dibujo en niños con problemas de aprendizaje [Внедрение программы управляемого формирования рисуночной деятельности у детей с трудностями обучения]. Tesis para obtener el grado de Maestría en Rehabilitación Neurológica, México: Universidad Autónoma de México.
  26. Medina Ramirez A. F. (2003). El juego de los trazos [Игра линий]. Un análisis de la dinámica lúdica en la expresión gráfica y literaria infantil [Анализ игровой динамики в изобразительном и литературном творчестве детей]. México.
  27. Merino C., Honores L., García W. & Salazar G. (2008) Prueba de habilidad intelectual para el dibujo de una persona en niños, adolescentes y adultos [Проверка интеллектуальной сноровки, необходимой для изображения человека, у детей, подростков и взрослых] (DAP: IQ), Repsi, 17, 9-13.
  28. Quintanar L. & Solovieva Yu. (2007). Neuropsicología y aprendizaje escolar [Нейропсихология и обучение в школе]. Ciencia y Desarrollo. 33, 212: 61-65.
  29. Quintanar L., Solovieva Yu. & Bonilla R. (2006). Analysis of Visuospatial Activity in Prescholar Children with Attention Deficit Disorder [Анализ визуально-пространственной функции в случае дошкольников с расстройством дефицита внимания]. Human Physiology, 32, 1: 43-46.
  30. Quintanar L., Solovieva Yu., Lázaro E., Bonilla R., Mejía L. & Eslava J. (2009). Dificultades en el proceso lectoescritor [Затруднения в процессе чтения и письма]. México.
  31. Rocha J., Quintanar L. & Solovieva Yu. (2005). El desarrollo de las imágenes internas en niños con alteraciones del lenguaje [Развитие внутренних образов у детей с нарушениями речи]. Cuadernos hispanoamericanos de psicología, 5, 1: 15-26.
  32. Rojas J. H. (2011). Caracterización de los cuadros clínicos en niños escolares con problemas en el aprendizaje [Описание клинической картины в случае школьников с трудностями обучения]. Tesis para obtener el grado de Maestría en Diagnóstico y Rehabilitación Neuropsicológica, México.
  33. Salmina N. G. & Filimonova O. G. (2001). Diagnostico y corrección de la actividad voluntaria en niños preescolares y escolares [Диагностика и коррекция произвольности в школьном и дошкольном возрастах]. México.
  34. Salmina N. G. (2010). Indicadores de preparación de los niños para la escuela [Критерии  готовности ребенка к школе]. En: Yu. Solovieva & L. Quintanar (2010). Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad preescolar [Антология психологического развития детей дошкольного возраста]. México.
  35. Solovieva Yu., Quintanar L. & Lázaro E. (2002). Evaluación neuropsicológica de escolares rurales y urbanos desde la aproximación de Luria [Нейропсихологическое обследование городских и сельских школьников на основе подхода Лурии]. Revista Española de Neuropsicología. 4, 2-3: 217-235.
  36. Solovieva Yu. y Quintanar L. (2008). Educación neuropsicológica infantil [Нейропсихологическое обследование детей]. México.
  37. Solovieva Yu. y Quintanar L. (2009) Evaluación neuropsicológica infantil breve [Краткое нейропсихологическое обследование детей]. México.
  38. Solovieva Yu., Ortiz G., & Quintanar L. (2010). Formación de conceptos numéricos iniciales en una población de niños mexicanos [Формирование понятия числа в группе мексиканских детей]. Cultura y educación 3, 22: 345-361.
  39. Solovieva Yu., Pelayo H. & Quintanar L. (2011). Método para la formación de la lectura diseñado desde las propuestas de L.S. Vigotsky [Метод формирования навыка чтения, основывающийся на идеях Л.С. Выготского]. Entre maestras. Universidad Pedagógica Nacional. 11 (38) pp.58-65.
  40. Solovieva Yu. & Quintanar L. (2012) Formation of Drawing Activity in Mexican Pre-school Children [Формирование рисуночной деятельности в группе мексиканских детей дошкольного возраста]. Psychology Research, 2 (8), 479-489.
  41. Talizina N.F. (2009). Teoría de la actividad aplicada a la enseñanza [Деятельностный подход к обучению]. México.
  42. Vigotsky L.S. (1995) Obras escogidas [Избранные труды]. Tomo 3. Madrid.
  43. Vigotsky L.S. (1996). Obras escogidas [Избранные труды]. Tomo 4. Madrid.
  44. Vigotsky L.S. (2001). La imaginación y el arte en la infancia [Воображение и творчество в детском возрасте]. México.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика