Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 1
ISSN: 2304-0394 (online)
Ранняя помощь в системе дошкольного образования Москвы: от экстенсивного развития к внедрению стандартов качества
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: стандартизация , менеджмент качества, системный подход, ранняя помощь ребенку
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Казьмин А.М. Ранняя помощь в системе дошкольного образования Москвы: от экстенсивного развития к внедрению стандартов качества [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58916 (дата обращения: 22.12.2024)
Полный текст
Введение
Первая служба ранней помощи детям от рождения до 3 лет с выраженными нарушениями развития и их семьям в системе государственных образовательных учреждений города Москвы была открыта в 1995 году в Психолого-медикосоциальном центре Северного административного округа, сотрудники которого прошли курс обучения в рамках международного проекта, поддерживаемого правительством Восточной Фландрии (Бельгия). В 2001 году специалисты этой службы в сотрудничестве с кафедрой клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета при поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундэйшн» (CAF), разработали новую модель ранней помощи - «Российская лекотека». В лекотеке дети и их родители смогли уже получать помощь до поступления ребенка в школу. С 2006 года, после утверждения Департаментом образования города Москвы положений о службе ранней помощи и лекотеке, началось стремительное открытие этих подразделений в составе детских садов. К сентябрю 2012 года в Москве функционировало около 100 служб ранней помощи и около 100 лекотек, расположенных во всех округах и в большинстве муниципальных районов. Однако, несмотря на подготовку специалистов по программе высшего профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, большинство сотрудников служб ранней помощи и лекотек приступили к работе, не имея предварительного опыта в этой области. Возникла проблема разработки стандарта оказания услуг целевым группам потребителей и системы многоуровневого повышения квалификации, включая супервизию.
Разработка стандартов образовательных услуг детям и их родителям в службах ранней помощи и лекотеках вошло в перечень мероприятий на 2013 год по реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) Развитие образования города Москвы («Столичное образование») [Постановление Правительства Москвы]. В Указе президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей» поддержка развития служб ранней помощи и лекотек зафиксирована в перечне мер по обеспечению доступности дошкольного образования [Указ президента Российской].
Основные принципы и практика разработки стандартов качества услуг ранней помощи
Принципы менеджмента качества
Согласно ГОСТ 52614.2 — 2006, идентичному международному стандарту IWA 2:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в сфере образования» (IWA 2:2003 «Quality management systems — Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education») [ГОСТ 52614.2, 2006], основными принципами менеджмента качества любой организации являются:
1) ориентация на заказчика - все действия организации должны быть направлены на выявление, понимание и удовлетворение потребностей заказчиков;
2) лидерство руководства - руководители создают условия, содействующие максимальному вовлечению сотрудников в достижение целей организации;
3) вовлечение сотрудников - содействие участию всех сотрудников в процессе непрерывного улучшения работы организации;
4) процессный подход - улучшения работы можно добиться, если деятельность управляется как процесс, имеющий начало, результат, ресурсы, операции и их взаимосвязь;
5) системный подход к управлению - идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, способствующих результативности и эффективности организации;
6) постоянное улучшение - то, что является неизменной целью организации;
7) подход к принятию решений, основанный на фактах - оценка эффективности решений основывается на анализе информации, постоянно проводимых исследований;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками - взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обоих организаций по созданию ценности.
Современное понятие инвалидности
Всемирной организацией здравоохранения в 2002 году была обновлена Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (WHO International Classification of Functioning, Disability and Health - ICF, 2002)[WHO International Classification], в которой было переформулировано понятие «инвалидность». Согласно новой концепции, рекомендовано учитывать нарушения функций организма (impairments), ограничения жизнедеятельности (activity), средовые факторы, влияющие на возможности или ограничения участия (participation) человека в жизни сообщества и состояние здоровья. Разработана версия этой классификации для детей - ICF-CY (International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version, 2007, 2011) [Simeonsson].
Рекомендации Европейского агентства по специальному образованию в сфере раннего вмешательства
Европейское агентство по специальному образованию (EASE, далее - Агентство) осуществляет мониторинг состояния и совершенствования раннего вмешательства (далее - РВ, синоним понятия «ранняя помощь») в странах Европейского союза [Alisauskiene]; [Early Childhood Intervention]. Последний отчет, включающий анализ изменений состояния РВ в странах-участниках мониторинга и рекомендации по его совершенствованию, был опубликован в 2010 году [European Agency for, 2010]. В представленном документе констатируется приверженность пяти ключевым элементам, обеспечивающим поддержку развития ребенка, повышение компетентности семьи, социальное включения ребенка и семьи:
• наличие служб РВ во всех регионах во всех регионах;
• близость расположения служб РВ к местам компактного проживания потенциальных потребителей;
• безвозмездность услуг служб РВ, насколько это возможно, что гарантирует их доступность для семей с любым уровнем дохода;
• междисциплинарность работы - участие в реализации РВ специалистов разного профиля;
• диверсификация - обеспечение доступности всех необходимых услуг ребенку и семье: образовательных, социальных, медицинских.
При создании и развитии систем РВ Агентство рекомендует сконцентрировать усилия в областях:
• раннее выявление детей, нуждающихся в РВ и раннее начало предоставления услуг (включая развитие законодательной базы, адекватное информационное обеспечение и организацию межведомственного взаимодействия);
• введение стандартов качества услуг РВ (общие для служб разной ведомственной принадлежности, обеспечивающие непрерывность услуг, соответствие пяти ключевым элементам, перечисленным выше, включающие мониторинг достижения результатов и качества услуг, систему повышения профессиональной компетентности сотрудников);
• уважение ребенка и семьи, предполагающее использование семейно-центрированной модели, обеспечивающей участие семьи во всех этапах предоставления услуг, оказание, при необходимости, поддержки всей семье;
• уважение специфики семьи и её культурных особенностей, включая бабушек и дедушек, братьев и сестер и других членов расширенной семьи;
• нормативно правовое обеспечение системности и доступности РВ;
• развитие координации предоставления услуг между организациями систем образования, здравоохранения и социальной защиты.
Действующие государственные стандарты раннего вмешательства
Среди действующих государственных стандартов РВ мы коротко рассмотрим два детально проработанных образца, имеющих существенные различия, отражающие национальные особенности становления РВ, стандарты РВ США и Испании.
В США практика и система финансирования РВ зародилась в системе здравоохранения, хотя первый закон, легализующий РВ в США, касался прав детей 03 с нарушениями развития на образование (Education for All Handicapped Children Act, версия 1986 г.). В настоящее время РВ в США регулируется Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями - Individuals with Disabilities Education Act (IDEA, Part C). Для исполнения данного закона каждый штат разрабатывает планы улучшения предоставления услуг РВ, осуществляет мониторинг и составляет ежегодные отчеты по их реализации. В каждом штате создается межведомственный координационный совет. Утвержденные 14 индикаторов качества, позволяют сосредоточить внимание региональных властей на ключевых аспектах, определенных федеральной программой по РВ [New Jersey Early]; [New York State]. В целом национальной особенностью РВ в США, является строгая ограниченность возрастным диапазоном детей от 0 до 3 лет, сопровождаемая возможностью получения широкого спектра услуг РВ на межведомственной основе. Индикаторы, значения которых приводятся в ежегодных годовых отчетах, позволяют отслеживать соблюдение временного регламента начала и окончания РВ, процент детей, получающих помощь в натуральной среде, рассмотрение жалоб семьи, результативность РВ в отношении ребенка и семьи, возрастной состав детей, получающих услуги РВ [15, 16].
В Испании РВ развивалось параллельно в системах здравоохранения, социального обеспечения и образования, а также в виде вневедомственных общественных инициатив. В отличие от США, РВ в Испании практически в любой сфере рассматривается как комплексная помощь детям от 0 до 6 лет и их семьям [Gutíez]. В 2002 рабочей группой, созданной в рамках программы INTER - IMSERSO, при активном общественном обсуждении было разработано руководство по стандартам качества РВ в Испании [Ponte]. В этом документе стандарты, оцениваемые по значениям индикаторов, объединены в 5 уровней: «сообщество», «семья», «детство», «центр РВ», «программа РВ». Стандарты уровня «сообщество» отражают разработанность системы выявления детей, нуждающихся в РВ и направления их в соответствующие службы. Стандарты уровня «семья» направлены на обеспечение прав семьи и на получение адекватных её потребностям услуг. Стандарты уровня «детство» призваны обеспечить оптимальные условия для развития и социального включения ребенка. Группа стандартов «центр ранней помощи» определяет организационные, материально-технические, концептуальные аспекты центра РВ, качество командной работы. На уровне «программа ранней помощи» представлены стандарты планирования, годовой отчетности, родительского и внешнего контроля, обеспечения качества подготовки специалистов. В формулировках стандартов отчетливо прослеживается субъектно-ориентированный подход к взаимодействию с ребенком и членами семьи, направленность на поддержку развития их самостоятельности и социального включения, на обеспечение супервизии в команде специалистов, стремление к открытости, прозрачности и улучшению качества услуг, профессиональному развитию и межведомственному партнерству на благо детей.
Некоторые современные тенденции и решения в сфере стандартизации раннего вмешательства
В настоящее время во многих странах завершился первичный этап накопления опыта в сфере РВ и появляются проекты стандартов, разрабатываемые на основе известных достижений в мировом сообществе. При этом группы разработчиков производят анализ существующих практик, национальных особенностей развития РВ, релевантных теоретических моделей.
В 2009 специалисты из Австралии опубликовали подробный аналитический обзор состояния и мировых тенденций развития РВ, подготовленный с целью разработка подходов к реформированию РВ в Австралии [Kennedy]. Разработчики пришли к выводу, что предпочтительная модель РВ в Австралии должна иметь следующие черты:
• семейно-центрированная модель для детей от рождения до 8 лет;
• приоритет в использовании средовых ресурсов, включая инклюзивное образование;
• разработка индикаторов качества процесса оказания услуг;
• непрерывное профессиональное развитие сотрудников и проведение исследований;
• формирование образовательных компетенций детей, начиная с младенчества [Mitchell];
• повышение компетентностей и активности родителей;
• развитие самосознания и качества жизни детей и семьи;
• переход от обследования, ориентированного на возрастные нормы, к обследованию в натуральной деятельности, ориентированному на развитие компетенций [McWilliam]; [Mitchell];
• непрерывная ранняя помощь ребенку в образовательном пространстве;
• бесплатность или минимальная плата;
• трансдисциплинарное взаимодействие специалистов;
• прозрачность включения в службу;
• уважение к уникальности семьи и ребенка;
• соответствие подготовки специалистов стандарту оказания услуг РВ;
• среда и ресурсы направлены на целостное развитие ребенка, обучение и благополучие;
• эффективное рабочее взаимодействие с другими службами и организациями;
• единые принципы и подходы для всех служб.
Несколько важных предложений, соотносящихся с общими тенденциями в области стандартизации РВ, представлены в работах известного австрийского эксперта A. Pretis (А. Претис) [Pretis, а]; [Pretis, а1]; [Pretis, б1]; [Pretis, а2].
Содействие совершенствованию РВ в пяти ключевых элементах, принятых Агенством, A. Pretis предлагает осуществлять путем введению стандартов РВ на 5 уровнях [Pretis, б1]:
1) концептуальный уровень (правовая основа, принципы, ключевые понятия, индикаторы и т.п.);
2) структурный уровень (описание условий деятельности, включая организацию среды и подготовку персонала);
3) уровень процессов (описание процедур и регламентов, обеспечивающий прозрачность и обратную связь с семьями);
4) уровень результатов (измеряемые результаты деятельности должны соотноситься с ключевыми понятиями и индикаторами);
5) уровень устойчивости влияния.
В качестве системообразующих критериев качества работы центров РВ A. Pretis приводит [Pretis, а2]:
• максимальную прозрачность процессов предоставления услуг в центрах РВ;
• максимальное участие родителей во всех процессах центра РВ;
• максимальную рефлексивность в самом центре РВ.
Стандартные формы для измерения качества услуг РВ, разработанные A. Pretis, размещены на сайте Международного сообщества по раннему вмешательству (International Society on Early Intervention - ISEI) [Pretis, а2].
В России Ассоциацией раннего вмешательства и психического здоровья детей в рамках проекта «Действуем вместе в интересах детей», поддержанного Европейской комиссией были разработаны «Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства» [Стандартные требования к]. В этом документы выделены 12 разделов: «Целевая группа раннего вмешательства», «Организация и управление», «Специалисты службы раннего вмешательства», «Документирование», «Доступ к службе раннего вмешательства», «Вход в службу раннего вмешательства», «Оценка», «Составление индивидуальной программы», «Реализация индивидуальной программы», «Завершение индивидуальной программы и переход», «Результаты деятельности службы».
Профессиональные стандарты в сфере раннего вмешательства
Реализация стандартов РВ невозможна без адекватной системы подготовки и профессионального роста сотрудников, которые должны основываться на регулярно обновляемых профессиональных стандартах, включающих уровни подготовки, перечни формируемых компетенций, объем, содержание и формы обучения. В мировой практике в настоящее время осуществляется множество вариантов обучения сотрудников: неформальные тренинги, программы подготовки специалистов с соответствующей специализацией, курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки на базе университетов, магистерские программы [Curriculum for the]; [Dimova]; [New York State]; [Pretis]; [Pretis, б]; [Pretis M .]; [Professional Resources in];[WHO International Classification].
В рамках выполнения пилотного проекта Leonardo da Vinci, поддержанного Европейским союзом и Федеральным министерством образования, науки и культуры Австрии [Pretis]; [Pretis M .], разработаны рекомендации
для стран Европейского Союза по составлению программ подготовки сотрудников служб РВ на основе системы кредитных единиц (European Credit Transfer System, ECTS) в объеме 120 кредитных единиц. Рекомендовано обеспечивать формирование компетенций в 8 ключевых областях, объединенных в 3 группы:
1) компетенции, непосредственно связанные с реализацией процесса оказания услуги с момента начала до его полного завершения («идентификация», «вовлечение родителей», «работа в команде», «индивидуальная работа с клиентом»);
2) функциональные компетенции («управление», т.е. организация деятельности и «академические способности», т.е. проведение исследований, анализа, подготовка выступлений, публикаций и т.п.);
3) персональные компетенции («саморефлексия», «практика»).
Были определены следующие ключевые области: «научные исследования», «выявление детей целевой группы», «работа с семьей», «работа в команде», «методология индивидуальной помощи», «персональные компетенции», «интернатура и практика», «магистерская диссертация».
Модель для разработки стандарта качества образовательных услуг детям и их родителям в службах ранней помощи и лекотеках города Москвы
Анализ основных принципов и практики разработки стандартов качества услуг РВ стал основой для проектирования модели стандартизации деятельности в службах ранней помощи и лекотеках города Москвы, включающей в себя структуру стандарта и ключевые принципы стандартизации, представленные ниже (таблицы 1 и 2, рисунок 1).
Структура стандарта
Ключевые принципы стандартизации образовательных услуг в службах ранней помощи и лекотеках
При составлении перечня стандартов образовательных услуг в службах ранней помощи и лекотеках предполагается руководствоваться следующими принципами:
• отражение системного подхода к определению инвалидности, согласно международной классификации ICF-CY;
• приоритет формирования компетентностей личности, социальной инклюзии и повышения качества жизни потребителей услуг;
• обеспечение прозрачности деятельности подразделения;
• обеспечение уважения и возможности участия родителей, других членов семьи, заинтересованных лиц во всех этапах жизненного цикла услуг и их влияния на концепцию, ресурсы и управление подразделения;
• поддержка рефлексии и саморефлексии всех процессов всеми участниками;
• обеспечение стремления к повышению качества услуг и измерения этих изменений;
• включение в систему управления качеством механизмов обратной связи;
• обеспечение принятия решений по изменению концепции, ресурсов, управления процессами, взаимодействия с сообществом, основанных на исследованиях;
• обеспечение развития взаимодействия с сообществом для обеспечения большей доступности и более высокого качества услуг.
Литература
- ГОСТ 52614.2 — 2006. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования.
- Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 450-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (20012-2012 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).
- Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства. Ассоциация раннего вмешательства. http://raeci.ru/index.php
- Указ президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года № 671«О национальной стратегии действий в интересах детей».
- Alisauskiene S. (2009). Key aspects and recommendations in early childhood intervention. Conference paper, European Conference of Quality in Early Childhood Intervention. Budapest.
- Curriculum for the professional training in Early Childhood Intervention (2006) http://www.atenciontemprana.com/EIDocumentsAT/Formacion_Early_Childhood_Intervention_Draft_Curriculum.pdf
- Dimova A. (2005) Professional Education in Early Intervention Systems in Europe. An overview. Project EBIFF.
- Early Childhood Intervention – Analysis of Situations in Europe (2005). Key Aspects and Recommendations Summary Report European Agency for Development in Special Needs Education. http://www.european-agency.org/eci/eci.html
- European Agency for Development in Special Needs Education, 2010. Early Childhood Intervention –Progress and Developments 2005–2010, Odense, Denmark: European Agency for Development in Special Needs Education.
- Gutíez P. (2010) Early Childhood Intervention in Spain: Standard Needs and Changes. In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. byM. Pretis.
- International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version. Geneva: World Health Organization Ellingsen, K. & Simeonsson, R. (2011).
- Kennedy A., McLoughlin J., Moore T., Gavidia-Payne S., Forster J. DEECD Early Childhood Intervention Reform Project http://www.eduweb.vic.gov.au/edulibrary/public/earlychildhood/intervention/ed-intervention-literature-review.pdf
- McWilliam R. A. (2002) Routines-Based Early Intervention Supporting Young Children and Their Families
- Mitchell D. (1993). Quality of life for infants and toddlers. Australia and New Zealand Journal of Developmental Disabilities, 18, 229–234.
- New Jersey Early Intervention System// http://www.njeis.org/
- New York State Part C Early Intervention Program. State Performance Plan FFY 2005 – 2012 – Revised February 2011 http://www.health.ny.gov/community/infants_children/early_intervention/
- Ponte J., Cardama J., Arlanzón J.L., Belda J.C., Gonzalez T., Vived E. (2009) Early Intervention Quality Standarts Guide. Asociación Galega de Atención Temperá. http://www.atenciontemprana.com/EIDocumentsAT/guidequalitystandardsei.pdf
- Pretis, M. (2006) Professional training in early intervention: an european perspective. Journal of Practice in Intellectual Disabilities, 3(1).
- Pretis M. (2009) Early Childhood Intervention in Austria. In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. By M. Pretis.
- Pretis M. (2009) PRECIOUS Professional Resources in Early Childhood Intervention: Online Tools and Standards In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. By M. Pretis.
- Pretis M . (2009) European Curriculum for Professional Training in Early Childhood Intervention In: European Developments in Early Childhood Intervention Edited by Barry Carpenter, Jacques Schloesser and Jo Egerton.
- Pretis M. (2009) The quality management process in early childhood intervention. Conference paper, European Conference of Quality in Early Childhood Intervention. Budapest.
- Pretis M. (2010) Respecting Diversity and Introducing Standards: In: Early Childhood Intervention Across Europe Towards Standards, Shared Resources and National Challenges, Ed. By M. Pretis.
- Pretis A. (2010) Assesing Transparecy, Participation and Reflexivity in Early Childhood Intervention Centetes// Professional Training Resource Library/International Society on Early Intervention http://depts.washington.edu/isei/ptrl/SearchRetrieval.php?x=131
- Professional Resources in Early Childhood Intervention: Online Utilities and Standards, www.precious.at
- WHO International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF, 2002) http://www.who.int/classifications/icf/en
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2656
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1846
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0