Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 1
ISSN: 2304-0394 (online)
Чувствительность к подкреплению и семейные факторы как предикторы проблем психологического здоровья детей и подростков в разных возрастных группах
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое здоровье, чувствительность к подкреплению, семейный фактор, дети, подростки
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кузнецова В.Б. Чувствительность к подкреплению и семейные факторы как предикторы проблем психологического здоровья детей и подростков в разных возрастных группах [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58919 (дата обращения: 27.12.2024)
Полный текст
Исследование выполнено в рамках научно-исследовательских проектов РФФИ № 13-06-00156 и РГНФ № 11-06-00517
Исследования психологических отклонений среди детей и подростков во всем мире свидетельствуют о стойкой тенденции их роста и снижения уровня психологического здоровья [Борисова, 2005]; [Collishaw, 2004]. Согласно И. В. Дубровиной, под психологическим здоровьем мы понимаем полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства, которое является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека, обеспечивает гармонию между различными сторонами личности человека и между человеком и обществом [Дубровина, 2009].
Проблемы приспособления, вслед за Т. Ахенбахом [Achenbach, 1991] и Р. Гудманом [Гудман, 2008], мы разделяем на интернальные и экстернальные. Интернальные и экстернальные проблемы представляют более широкий круг проявлений, чем просто психические расстройства детского и подросткового возраста, и включают трудности в области эмоций, поведения, взаимоотношений и развития [Гудман, 2008]. Первый тип проблем характеризуется страхами, психосоматическими симптомами, тревожностью и депрессивностью; для второго - типичны реакции, направленные вовне: делинквентное и агрессивное поведение [Гудман, 2008]. Они препятствуют успешному развитию и образованию и могут привести к социальным и психологическим трудностям на протяжении всей жизни [Roberts, 2001].
Лонгитюдные исследования психологического здоровья свидетельствуют о том, что наличие проблем устойчиво сохраняется в детстве и переходит во взрослый возраст [Caspi, 2003]. Основным диагностическим критерием устойчивого антисоциального поведения во взрослом возрасте являлось раннее начало деструктивного поведения, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Другой пик деструктивного поведения приходится на подростковый возраст, но ближе к тридцати годам уровень проблем у этой группы снижается. Интернальные проблемы менее заметны, но они тоже сопровождаются снижением самореализации и приспособленности, а также последующим формированием психосоматических симптомов [Гудман, 2008].
Однако в целом данные исследований свидетельствуют о том, что большинство детей характеризуются возрастающей в процессе развития зрелостью самоконтроля и социальной компетентностью [Roberts, 2001].
Устойчивость и изменения интернальных и экстернальных проблем обусловлены множеством факторов, среди которых наиболее важны биологические и средовые [Rutter, 2006].
В настоящее время одной из наиболее влиятельных теорий в сфере изучения биологических основ психологического здоровья, а именно свойств темперамента, является теория чувствительности к подкреплению (ТЧП) [Corr, 2008], ведущая начало от работ И. П. Павлова и его школы. Эта теория, разработанная на основе экспериментальных и клинических исследований, оказалась чрезвычайно ценной для объяснения индивидуальных особенностей, часто встречающихся отклонений поведения и эмоций [Bijttebier, 2009]. Чувствительность к подкреплению рассматривается здесь как психофизиологическая основа индивидуальных различий и фактически является теорией темперамента в его традиционном понимании, когда свойства темперамента обусловлены различиями в возбудимости систем мозга, интегрирующих поведение индивида, его эмоции и вегетативные функции [Strelau, 1998].
В ТЧП выделяют нейропсихологические системы, контролирующие эмоции, научение и мотивацию - систему торможения поведения (СТП), чувствительную к наказанию, и систему поведения приближения (СПП), чувствительную к вознаграждению. Понятия вознаграждения и наказания относятся к привлекательным и неприятным событиям в окружающей среде; на их основе формируются побудительные мотивации, имеющие универсальное биологическое значение и во многом определяющие поведение на протяжении всей жизни [Corr, 2008]. Их использование в практике родительского воспитания опирается на значимость вознаграждения и наказания для подкрепления желательного и уменьшения нежелательного поведения детей. Показано, что СТП лежит в основе интернальных проблем (страхов, тревоги, психосоматических симптомов), а СПП - в основе экстернальных (отклонений в поведении, гиперактивности и нарушений внимания) [Colder, 2004]; [Slobodskaya, 2007].
Семейные факторы также оказывают значительное влияние на развитие нарушений психологического здоровья. Существенную роль играет социально-экономический статус, включающий образование, профессиональный статус и уровень доходов [Bourdon, 2005]. Установлено значение структуры семьи для психологического здоровья ребенка, а также выявлен вклад семейной атмосферы и методов воспитания [Dunn, 1998]; [Margolin, 2000], социальной поддержки друзей и родственников [Dunn, 1998].
Данные, полученные в срезовых исследованиях, не позволяют судить о причинных влияниях в отличие от лонгитюдных исследований, однако продолжительное изучение интернальных и экстернальных проблем российских детей и подростков в разных возрастных группах с применением стандартизованных методов практически отсутствует. В исследованиях последних лет показано, что родительские опросники обладают наибольшей прогностической валидностью по сравнению с другими источниками информации о детском темпераменте, включая структурированные наблюдения [Putnam, 2006]; [Putnam, 2001].
Цель настоящей работы - оценить и сравнить вклад чувствительности к подкреплению и семейных факторов в изменения экстернальных и интернальных проблем детей и подростков в разных возрастных группах.
Методика
Выборка. Лонгитюдное исследование охватило 477 детей (51% - девочки), диапазон между исследованиями составил от одного до пяти лет (3.4±.8 года). Статистический анализ проводился под контролем изменения этого диапазона. В сельской местности проживало 43% респондентов. Большинство респондентов - матери (около 90%). Возраст детей при первом исследовании составил от 2 до 14 лет (8.4±2.8 года). При втором - от 5 до 18 лет (11.7±2.8 года). Для изучения возрастных различий выборку разделили на четыре группы: дошкольники (3 - 6 лет), младшие школьники (7 - 10 лет), младшие подростки (11 - 14 лет), старшие подростки (15 - 18 лет).
Работа была одобрена Этическим комитетом НИИ физиологии СО РАМН. Исследование охватило детей и подростков из широких социально-экономических слоев населения городской и сельской местности. К участникам обращались через школы, дошкольные учреждения и непосредственно. После получения информированного согласия родителям предлагали заполнить комплект опросников.
Инструменты. Для оценивания семейных характеристик семьи использовали опросник «Стиль жизни» [Слободская, 2008]. Участников просили указать пол и возраст ребенка, размер и состав семьи, уровень образования и профессиональный статус родителей. Также изучали достаток семьи, сплоченность семьи, семейное насилие, жесткость воспитания. Кроме того, оценивали помощь в заботах о ребенке, безопасность местожительства, проживание в городе или сельской местности и занятия ребенка спортом.
Для оценивания проблем психологического здоровья использовали Опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ) [Goodman, 2005], который охватывает распространенные интернальные и экстернальные проблемы детей от 3 до 17 лет. Первая часть опросника содержит 20 утверждений о трудностях и положительных свойствах ребенка за последние шесть месяцев. Ответы распределяются по пяти шкалам: эмоциональные симптомы, проблемы с поведением, гиперактивность /невнимательность, проблемы со сверстниками и просоциальное поведение. Сумма первых четырех шкал составляет общую оценку проблем. Русская версия ССТ была адаптирована и валидизирована на рандомизированной стратифицированной выборке школьников [Goodman, 2005]. Интернальные проблемы (а=.68) включали эмоциональные симптомы и проблемы со сверстниками, а экстернальные (а=.78) - проблемы с поведением и гиперактивность/невнимательность.
Для изучения чувствительности к подкреплению использовали Родительский опросник чувствительности к наказанию и чувствительности к вознаграждению у детей (SPSR scales) [Colder, 2004], состоящий из 33 вопросов, которые образуют две шкалы - чувствительности к наказанию (а=.81) и чувствительности к вознаграждению (а=.79).
Статистическая обработка данных производились с помощью статистических пакетов SPSS 19 и AMOS 17.
Результаты
Был проведен регрессионный анализ вклада чувствительности к подкреплению и семейных факторов в динамику психологического здоровья детей в разных возрастных группах (табл. 1). Предыдущий уровень проблем играл значительную роль в нарастании всех видов проблем в подавляющем числе возрастных групп.
Таблица 1. Прогностическая значимость демографических, семейных характеристик и чувствительности к подкреплению для проблем психологического здоровья в разных возрастных группах
Зависимая переменная |
Шаг в регрессии |
R |
R2,% |
Прогностическая переменная |
в |
F |
Интернальные проблемы |
Дошкольники |
|||||
4 |
.57 |
33 |
Чувствительность к наказанию |
.26*** |
4.7* |
|
Младшие школьники |
|
1 |
.46 |
21 |
Интернальные проблемы (1) |
.39*** |
53.3*** |
4 |
.57 |
33 |
Чувствительность к наказанию |
.26*** |
7.1*** |
|
Младшие подростки |
||||||
1 |
.55 |
30 |
Интернальные проблемы (1) |
.49*** |
37.5*** |
|
Эмоциональные симптомы |
Младшие школьники |
|||||
1 |
.39 |
15 |
Эмоциональные симптомы (1) |
.32*** |
34.3*** |
|
2 |
.42 |
18 |
Возраст |
-.14* |
2.0 |
|
4 |
.57 |
33 |
Чувствительность к наказанию |
.34*** |
12.9*** |
|
Младшие подростки |
||||||
1 |
.60 |
36 |
Эмоциональные симптомы (1) |
.60*** |
49.2*** |
|
4 |
.69 |
47 |
Чувствительность к наказанию |
.21* |
2.4 |
|
Проблемы со сверстниками |
Дошкольники |
|||||
3 |
.57 |
33 |
Проживание в сельской местности |
.41** |
2.4** |
|
Младшие школьники |
||||||
1 |
.36 |
13 |
Проблемы со сверстниками (1) |
.34*** |
29.3*** |
|
3 |
.42 |
18 |
Проживание в сельской местности |
.21* |
.73 |
|
Младшие подростки |
||||||
1 |
.33 |
11 |
Проблемы со сверстниками (1) |
.23* |
10.4** |
|
3 |
.59 |
35 |
Проживание в |
.29* |
1.4 |
|
|
|
|
сельской местности |
|
|
Экстернальны е проблемы |
Дошкольники |
|||||
1 |
.59 |
35 |
Экстернальные проблемы (1) |
.37*** |
50.6*** |
|
3 |
.68 |
47 |
Образование родителей |
-.21* |
1.1 |
|
|
|
|
|
Проживание в городе |
.28* |
|
|
4 |
.74 |
55 |
Чувствительность к вознаграждению |
.32*** |
6.7** |
Зависимая переменная |
Шаг |
R |
R2,% |
Прогностическая переменная |
в |
F |
|
Младшие школьники |
|||||
1 |
.62 |
38 |
Экстернальные проблемы (1) |
.55*** |
119.7*** |
|
2 |
.64 |
41 |
Возраст |
-.13* |
2.7* |
|
Младшие подростки |
||||||
1 |
.66 |
43 |
Экстернальные проблемы (1) |
.54*** |
66.6*** |
|
Проблемы с поведением |
Дошкольники |
|||||
4 |
.58 |
34 |
Чувствительность к вознаграждению |
.41*** |
7.6*** |
|
Младшие школьники |
||||||
1 |
.44 |
20 |
Проблемы с поведением (1) |
.37*** |
47.4*** |
|
3 |
.46 |
21 |
Занятия спортом |
.15* |
1.5 |
|
|
|
|
Насилие в семье |
.17* |
|
|
Младшие подростки |
||||||
1 |
.62 |
38 |
Проблемы с поведением (1) |
.53*** |
53.3*** |
Гиперактивность |
Дошкольники |
|||||
1 |
.61 |
37 |
Гиперактивность (1) |
.45*** |
55.4*** |
|
3 |
.62 |
39 |
Образование родителей |
-.20* |
.97 |
|
|
|
|
Проживание в городе |
.26* |
|
|
|
|
|
Безопасный район |
.22* |
|
|
4 |
.74 |
55 |
Чувствительность к вознаграждению |
.23* |
3.4* |
|
Младшие школьники |
||||||
1 |
.63 |
40 |
Гиперактивность (1) |
.58*** |
129.0*** |
|
2 |
.66 |
44 |
Пол |
.14* |
4.4** |
|
3 |
.72 |
51 |
Сплоченность семьи |
-.17** |
1.9* |
|
4 |
.73 |
54 |
Чувствительность к вознаграждению |
.18*** |
5.3** |
|
Младшие подростки |
||||||
1 |
.63 |
40 |
Гиперактивность (1) |
.50*** |
58.2*** |
|
Общее число проблем |
Дошкольники |
|||||
1 |
.45 |
21 |
Общее число проблем (1) |
.22* |
24.5*** |
|
3 |
.59 |
35 |
Поддержка семьи |
.20* |
1.1 |
|
4 |
.69 |
47 |
Чувствительность к вознаграждению |
.38*** |
8.8*** |
|
Младшие школьники |
||||||
1 |
.55 |
30 |
Общее число проблем (1) |
.50*** |
82.8*** |
|
2 |
.57 |
32 |
Возраст |
-.16* |
2.4 |
|
3 |
.61 |
37 |
Жесткие практики воспитания |
-.13* |
.99 |
Зависимая переменная |
Шаг |
R |
R2,% |
Прогностическая переменная |
в |
F |
|
Младшие подростки |
|||||
1 |
.63 |
39 |
Общее число проблем (1) |
.54*** |
55.2*** |
|
2 |
.67 |
45 |
Возраст |
.18* |
2.6 |
|
Влияние проблем на жизнь |
Дошкольники |
|||||
2 |
.45 |
20 |
Пол |
.29* |
2.5 |
|
Младшие школьники |
||||||
1 |
.34 |
11 |
Влияние проблем на жизнь (1) |
.33*** |
24.3*** |
|
3 |
.45 |
20 |
Неполная семья |
-.15* |
1.1 |
|
4 |
.52 |
27 |
ЧН |
.27*** |
7.4** |
|
Младшие подростки |
||||||
1 |
.46 |
21 |
Влияние проблем на жизнь (1) |
.33** |
22.7*** |
|
4 |
.68 |
46 |
Чувствительность к вознаграждению |
.43*** |
9.98*** |
*p < .05, ** p < .01, *** p < .001. Единица в скобках обозначает первое исследование.
Нарастание интернальных проблем и эмоциональных симптомов у дошкольников, младших школьников и младших подростков в основном определялось чувствительностью к наказанию. Для развития проблем со сверстниками для всех возрастных групп имело значение проживание в сельской местности.
Нарастание экстернальных проблем у дошкольников и младших школьников, проблем с поведением у младших школьников, а также гиперактивности с нарушениями внимания у дошкольников и младших школьников определялось чувствительностью к вознаграждению. Фактором риска для экстернальных проблем у дошкольников было проживание в городе, у младших школьников - жесткие практики воспитания, в то время как сплоченность семьи являлась фактором защиты для этих возрастных групп. Проблемы с поведением у младших школьников, помимо чувствительности к вознаграждению, были связаны с семейным насилием. Проживание в городе являлось фактором риска в отношении гиперактивности у дошкольников, а образование родителей и проживание в безопасном районе играло защитную роль. Мужской пол был фактором риска в отношении гиперактивности у младших школьников, в то время как сплоченность семьи являлась фактором защиты.
Динамика общего числа проблем психологического здоровья у дошкольников определялась чувствительностью к наказанию, а поддержка семьи близкими и друзьями оказывала защитное влияние; у младших школьников жестокость оказывала негативный эффект в отношении общего числа проблем; у младших школьников и младших подростов проблемы с возрастом снижались.
Чувствительность к наказанию являлась фактором риска в отношении влияния проблем на жизнь у младших школьников и младших подростков; неполная семья являлась фактором защиты влияния проблем на жизнь у младших школьников.
Обсуждение
Проведенное лонгитюдное исследование детей и подростков позволило оценить вклад чувствительности к подкреплению и факторов семьи в изменения экстернальных и интернальных проблем детей и подростков в разных возрастных группах.
Исследование подтвердило данные литературы, указывающие на то, что проблемы психологического здоровья, однажды возникнув, имеют тенденцию сохраняться на протяжении продолжительного времени [Caspi, 2003], так как основным предиктором текущего уровня психологического здоровья был уровень соответствующего показателя при первом исследовании.
Чувствительность к подкреплению, как биологическая составляющая, была наиболее важным фактором изменений проблем психологического здоровья после учета уровня предыдущих проблем: чувствительность к наказанию предрасполагает к интернальным проблемам, а чувствительность к вознаграждению - к экстернальным, что согласуется с литературными данными [Colder, 2004]; [Corr, 2008]; [Slobodskaya, 2007]. Однако в старшей возрастной группе это влияние ослабевало, обозначая в целом тенденцию к благополучному развитию.
Регрессионный анализ также позволил выделить прогностические семейные характеристики, наиболее существенные для последующего психологического здоровья детей в разных возрастных группах.
Для интернальных проблем семейные факторы не играли значительной роли, и только для проблем со сверстниками проживание в сельской местности являлось фактором риска. Этот результат требует дальнейшего изучения, так как некоторые исследования, наоборот, свидетельствуют о том, что у городских детей выше уровень проблем психологического здоровья [Гудман, 2008]; [Achenbach, 2001]. Возможное объяснение связано с однородностью круга общения ребенка и невозможностью найти друзей в других сферах жизни, кроме школы, из-за изолированности и недостаточной инфраструктуры.
Проживание в городе и неблагополучном районе являлось фактором риска для развития экстернальных проблем у дошкольников, а фактором защиты являлось образование родителей, которое, согласно литературе, усиливает их вовлеченность в процесс обучения и ответственность за успехи детей и свидетельствует об их компетентности [Kim, 2013].
Сплоченность семьи - фактор защиты для экстернальных проблем и гиперактивности у младших школьников. В американском исследовании показано, что доверительные и теплые отношения в семье связаны с успешным активным совладанием со стрессом, в то время как плохие взаимоотношения ребенка с родителями вели к избеганию трудных ситуаций [Lohman, 2000]. Воспитание без применения наказаний и силы способствует принятию родительских ожиданий в отличие от воспитания с применением наказаний [Guzman, 2004], которое, в свою очередь, является фактором риска. Так, Х. Мельтцер с коллегами отмечают, что у 60% детей, живущих в семьях с нездоровой атмосферой, отмечались устойчивые проблемы с поведением [Meltzer, 2003]. Значение этих семейных факторов именно для младших школьников, вероятно, связано с тем, что дети, воспитывающиеся в семьях со здоровой, поддерживающей атмосферой, где они имеют возможность научиться регулировать свои эмоции и поведение, лучше справляются со школьной адаптацией.
Полученная величина эффектов семейных факторов соответствует медицинским и психологическим исследованиям [Roberts, 2007]. Оценивая их значимость, следует учесть, что семейные факторы действуют непрерывно на протяжении всего детства, затрагивают всю популяцию в целом, и поэтому могут оказывать значимое влияние, так как их эффекты накапливаются со временем.
Выводы
Для всех возрастных групп нарастание интернальных и экстернальных проблем в основном определялось чувствительностью к подкреплению и предыдущим уровнем проблем. Семейные факторы были наиболее значимы для развития экстернальных проблем и гиперактивности у дошкольников и младших школьников, проживание в сельской местности имело значение для проблем со сверстниками во всех возрастных группах.
Таким образом, в процессе развития устойчивые индивидуальные особенности постоянно взаимодействуют с факторами ближайшего окружения, которые могут смягчать или усиливать воздействие биологических факторов на психологическое здоровье.
Результаты подтверждают современные представления о развитии психологического здоровья, свидетельствующие о влиянии защитных факторов, противодействующих развитию отклонений при наличии индивидуальных факторов риска или неблагополучия в семье [Magnusson, 1992]. Средовые воздействия могут изменять свойства нейропсихологических систем, усвоенный в процессе обучения контроль поведения приобретает физиологическую основу [Susman, 1993]. В благоприятной обстановке ребенок с высокой чувствительностью к вознаграждению может научиться контролировать поведение и достичь хороших успехов в социально приемлемых сферах жизни, достичь самореализации и сохранить психологическое здоровье.
Литература
- Борисова Л. Г., Князев Г. Г., Слободская Е. Р., Солодова Г. С., Харченко И. И. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. Новосибирск, 2005.
- Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. Москва, 2008.
- Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. 3.
- Слободская Е. Р., Ахметова О. А., Кузнецова В. Б., Рябиченко Т. И. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. 2008. 1.
- Achenbach T., Howell C., Quay H., Conners C. National survey of problems and competencies among four- to sixteen-year-olds: parents' reports for normative and clinical samples // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1991. 56(3).
- Achenbach T., Rescorla L. Manual for ASEBA School-Age Forms and Profiles. - Burlington, 2001.
- Bijttebier P., Beck I., Claes L., Vandereycken W. Gray's Reinforcement Sensitivity Theory as a framework for research on personality – psychopathology associations // Clinical Psychology Review. 2009. 29.
- Bourdon K., Goodman R., Rae D., Simpson G., Koretz D. The Strengths and Difficulties Questionnaire: U.S. normative data and psychometric properties // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2005. 44(6).
- Caspi A., Harringtonet H., Milne B., Amell J., Theodore R., Moffitt T. Children’s behavioral styles at age 3 are linked to their adult personality traits at age 26 // Journal of Personality. 2003. 71(4).
- Colder C., O'Connor R. Gray's Reinforcement Sensitivity Model and child psychopathology: Laboratory and questionnaire assessment of the BAS and BIS // Journal of Abnormal Child Psychology. 2004. 32(4).
- Collishaw S., Maughan B., Goodman R., Pickles A. Time trends in adolescent mental health // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. 45.
- Corr P. (Ed.). The Reinforcement Sensitivity Theory of personality. New York, 2008.
- Dunn J., Deater-Deckard K., Pickering K., O'Connor T., Golding J. Children's adjustment and prosocial behaviour in step-, single-parent, and non-stepfamily settings // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1998. 39(8).
- Eccles J. The development of children ages 6 to 14 // The future of children. 1999. 9(2).
- Goodman R., Slobodskaya H., Knyazev G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. 2005. 14.
- Guzman M., Carlo G. Family, peer, and acculturative correlates of prosocial development among Latinos // Great Plains Research. 2004. 14.
- Kim E., Sheridan S., Kwon K.,Koziol N. Parent beliefs and children's social-behavioral functioning: The mediating role of parent–teacher relationships // Journal of School Psychology. 2013, in press.
- Lohman B., Jarvis P. Adolescent stressors, coping strategies, and psychological health studied in the family context // Journal of Youth and Adolescence. 2000. 29(1).
- Magnusson D. Individual development: a longitudinal perspective // European Journal of Personality. 1992. 6.
- Margolin G., Gordi E. The effects of family and community violence on children // Annual Review of Psychology, 2000. 51.
- Meltzer H., Gatward R., Corbin T., Goodman R., Ford T. Persistence, onset, risk factors and outcomes of childhood mental disorders. London, 2003.
- Putnam S. P., Gartstein M. A., Rothbart M. K. Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: The Early Childhood Behavior Questionnaire // Infant Behavior and Development. 2006. 29 (3).
- Putnam S. P., Ellis L. K., Rothbart M. K. The structure of temperament from infancy through adolescence // Advances in research on temperament / A. Eliasz, A. Angleitner (Eds.). Lengerich, 2001.
- Roberts B., Caspi A., Moffitt T. The kids are alright: Growth and stability in personality development from adolescence to adulthood // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. 81(4).
- Roberts B., Kuncel N., Shiner R., Caspi A., Goldberg L. The power of personality: The comparative validity of personality traits, socio-economic status, and cognitive ability for predicting important life outcomes // Perspectives on psychological science. 2007.
- Rutter M., Taylor E. Child and Adolescent Psychiatry (4th Ed.), 2006.
- Slobodskaya H. The associations among the Big Five, Behavioural Inhibition and Behavioural Approach systems and child and adolescent adjustment in Russia // Personality and Individual Differences. 2007. 43(4).
- Strelau J. Temperament: A psychological perspective. New York: Plenum, 1998.
- Susman E. Psychological, contextual, and psychobilogical interactions: A developmental perspective on conduct disorder // Developmental Psychopathology. 1993. 5.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3225
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1454
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 6