Нейропсихологический статус детей, часто болеющих респираторными заболеваниями

2669

Аннотация

Данное исследование посвящено изучению степени сформированности высших психических функций у детей, часто болеющих респираторными заболеваниями, и сравнению результатов с данными, полученными в группе здоровых сверстников. Проведена попытка определения механизмов, лежащих в основе функциональной недостаточности, несформированности отдельных ВПФ. Исследование проводилось батареей нейропсихологических методик, модифицированной для детского возраста, что позволило исследовать несформированную функцию на различных уровнях ее организации: мозговом, психофизиологическом, психологическом, а также поставить топический и дифференцированный диагноз и наметить пути коррекционной работы.

Общая информация

Ключевые слова: нейропсихологическое исследование, высшие психические функции (ВПФ), респираторные заболевания

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Горячева Т.Г. Нейропсихологический статус детей, часто болеющих респираторными заболеваниями [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n2/62053 (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Под редакцией Л.С.Цветковой. М., 2001.
  2. Арина Г.А., Коваленко Н.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т.2, №3.
  3. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: Междисциплинарное исследование. М., 1993.
  4. Артюхина С.В. Соматические и нейропсихологические изменения при нарушениях мочеиспускания у детей. Автореферат диссертации  на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 2004.
  5. Антропов Д.Ф., Шевченко Ю.С. Этиология и патогенез психосоматических расстройств // Психопатология детского возраста. Хрестоматия / Под ред.А.Ю.Егорова. СПб., 2002.
  6. Бадалян Л.С. Невропатология. М., 1982.
  7. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при психосоматических расстройствах в детском возрасте // Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков / Под ред. проф. Ю.С.Шевченко. СПб., 2003.
  8. Горячева Т.Г. Программа групповой работы с детьми при проведении сенсомоторной коррекции // «Психолог в детском саду». 2006, №3
  9. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. СПб., 1993.
  10. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000.
  11. Ковалевский В.А. Подходы к анализу специфики психического развития соматически больного ребенка / Материалы докладов на российской научно-практической конференции. Казань, КГУ: Центр инновационных технологий, 2005.
  12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2003.
  13. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. М., 1999.
  14. Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1995, №2.
  15. Румянцев А.Г., Касаткин В.Н. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд // Школа здоровья. 1996, №2.
  16. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.
  17. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  18. Скворцов И.А. Внутриутробный период структурного и функционального созревания нервной системы // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н.Васина. М., 2005.
  19. Скворцов И.А. Постнатальный период структурного и функционального созревания нервной системы. // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н.Васина. М., 2005.
  20. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М., 2001.
  21. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.2-е, исправленное и дополненное. М., 1998.

Информация об авторах

Горячева Татьяна Германовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет Н.И. Пирогова», доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1440-3065, e-mail: goriatcheva_tg@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3786
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 2669
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6