Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Об истории обучения слепоглухих детей в Московском регионе 3532

Басилова Т.А., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета "Клиническая и специальная психология" МГППУ, Москва, Россия, bassilova@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена истории обучения слепоглухих детей в Московском регионе и приурочена к 70-летию начала экспериментального обучения слепоглухих в Институте дефектологии АПН СССР и 50-летию работы Детского дома слепоглухих в Сергиевом Посаде. В ней подробно рассказывается о малоизвестном московском периоде деятельности педагога И. А. Соколянского, о том, как драматично складывалась его работа в Москве после переезда из Харькова, где школа его была разгромлена, а сам он арестован; о том, как и кем продолжалась заложенная им традиция обучения слепоглухих в Москве и Московской области.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Как научить глухого ребенка с тяжелыми нарушениями зрения чтению и письму по системе Брайля. М., 2006.
  2. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Формирование первоначальных математических представлений у детей со сложными сенсорными нарушениями. М., 2006.
  3. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. М., 2008.
  4. Апухтина А.Д., Басилова Т.А., Васина Г.В., Чулков В.Н.Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей//Дефектология.1994.№6.
  5. Басилова Т. А. О Соколянском и его методе обучения глухих и слепоглухих, так интересовавшем Выготского // Культурно-историческая психология. 2006. № 3.
  6. Басилов, Т. А. 100 лет обучения слепоглухих в России: некоторые итоги и перспективы // Другое детство: сб. науч. ст. МГППУ, 2009.
  7. Басилова Т.А. Теоретическая разработка и практическая реализация системы обучения слепоглухих А.И.Мещеряковым // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
  8. Басилова Т.А. Об изменении этиологии и структуры нарушений при слепоглухоте за 35 лет наблюдений // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2011.№2(12).
  9. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Как помочь малышу со сложным нарушением развития. М., 2008.
  10. Бертынь Г.П., Певзнер М.С., Мареева Р.А. Синдром Маршалла и Ушера – наследственные формы слепоглухоты (клинико-психолого-педагогическо изучение) // Дефектология,1988.
  11. Гончарова Е.Л., Акшонина А.Я., Васина Г.В. Прочитай, подумай, ответь. Учебное пособие для слабовидящих глухих детей. М., 1990.
  12. Гончарова Е.Л., Акшонина А.Я., Васина Г.В. Тексты и упражнения для уроков чтения в начальных классах школы слепоглухих детей: Метод.пособие. М., 1990.
  13. Гончарова Е.Л. Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей).М.,2009.
  14. Ильенков Э.В. Что же такое личность. В  кн.: С чего начинается личность. М.,1979.
  15. Лурия А.Р. Научное значение опыта И.А. Соколянского: стеногр. выступления на науч. конф. Гос. пед. ин-та дефектологии, 10 марта 1940 г. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.  М.,1980.
  16. Мареева Р.А. Проект программы воспитания и обучения слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, 1,2 классов. М.,1982.
  17. Мареева Р.А. Проект программы воспитательной работы со слепоглухими учащимися начальных классов. (Препринт). М., 1990.
  18. Мареева Р.А. Проект программы обучения слепоглухих учащихся третьего класса (Препринт). М.,1990.
  19. Мареева Р.А. Проект программы обучения слепоглухих учащихся четвертого класса (Препринт).М,1990.
  20. Мещеряков. А.И. Слепоглухонемые дети [Текст] / А.И. Мещеряков. М., 1974.
  21. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе  : метод.руководство для работников социальной сферы / Под ред. Т.А. Басиловой. М., 2008.
  22. Пашенцева Л.В.Подготовка ребенка со сложным сенсорным нарушением к овладению словесным языком // Коррекционная педагогика. 2008. №4 (28).
  23. Пашенцева Л.В.Начало обучения словесному языку ребенка со сложным сенсорным нарушением // Коррекционная педагогика. 2008. №5 (29).
  24. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Этиологическая и клиническая дифференциация слепоглухоты. В кн. Наследственные формы олигофрении и других аномалий развития у детей. М., 1983.
  25. Письмо Соколянского И.А. к А.Н Граборову от 4 ноября 1947 года (архив ИКП РАО)
  26. Письмо Соколянского к  Хильченко от 11.10.1955 г. (архив ИКП РАО)
  27. Письмо И.А.Соколянского к А.М.Железному  от 17.01.1957 г. (архив ИКП РАО)
  28. Письмо  Соколянскому к Скачеку от 22.11.1957 г. (архив ИКП РАО)
  29. Письмо И.А.Соколянского к Н.Н.Миронову от 26.12.1959 г. (архив ИКП РАО)
  30. Рау Ф.А.О воспитании и обучении слепоглухонемых:стеногр. выступления на науч. конф. Гос. пед. ин-та дефектологии, 10 марта 1940 г // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1980.
  31. Сироткин С.А.,Шакенова Э.К. Слепоглухие. М., 1987.
  32. Скороходова О. И. Как я воспринимаю окружающий мир; предисл. И.А.Соколянского. М., 1947.
  33. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. Под. ред А. И. Мещерякова. М.,1972.
  34. Слепоглухонемота: Исторические и методологические аспекты, мифы и реальность. М., 1969.
  35. Соколянский И.А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производственному труду в условиях домашнего воспитания // Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред.: И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.
  36. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Доклады АПН РСФСР. - Т. 1. - 1959. - С. 121-124. – То же // Дефектология. 1999. № 2.
  37. Соколянский И.А. Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых восприятий // Общее собрание Академии наук СССР, посвященное тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. М., Л.,1948.
  38. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред.: И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.
  39. Соколянский И.А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику  // Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред.: И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.
  40. Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М.,1996.
  41. Суворов А.В. Достоинство: лирико-психологическое самоисследование. М., 1997.

 

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика