Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 31 место — направление «Психология» 0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,649 — двухлетний импакт-фактор ![]() Клиническая и специальная психология Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2304-0394 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2012 года Периодичность: 4 номера в год Формат: электронное издание Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Клиническая и специальная психология Проблема осознания когнитивных нарушений у больных с мнестическими дефектами 1090
Каверина М.Ю., ФГБУ «НИИ нейрохирургии им.акад.Н.Н.Бурденко» РАМН, младший научный сотрудник отделения нейрореабилитации, Москва, Россия, Telli777@gmail.com
Кроткова О.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения нейрореабилитации, ФГБУ «НИИ нейрохирургии им.акад.Н.Н.Бурденко» РАМН, Москва, okrotkova@nsi.ru АннотацияВ статье обсуждается проблема осознания когнитивных дефицитов у больных с очаговыми поражениями мозга. Клинические наблюдения и экспериментальные исследования авторов позволяют говорить о том, что дефекты осознания когнитивных дефицитов не всегда являются результатом снижения критики, нарушения программирования и контроля деятельности. У больных с выраженными нарушениями мнестической функции дефекты осознания связаны с невозможностью удержать в памяти, обобщить и проанализировать опыт их повседневной жизни. При этом у больных не только нарушаются процессы осознания, но и не формируются новые (компенсаторные) стратегии в текущей деятельности. Второй круг обсуждаемых в статье вопросов связан с задачами коррекционных воздействий и восстановительного обучения, основанного на постепенном доведении до осознания больного механизмов сформировавшихся у него затруднений. Третий аспект обсуждаемой проблемы связан с квалификацией мнестических нарушений. В ряде случаев экспериментальные данные не позволяют с уверенностью говорить об общей тяжести когнитивного дефицита. Дополнить интегративную оценку мнестической функции больного может исследование процессов авторефлексии. Ключевые слова: нарушения памяти, осознание когнитивных дефектов, компенсаторные стратегии поведения, коррекционное обучение, авторефлексия Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Хаустов А.В., Шумских М.А. Клиническая психология | Рицци Д., Дибари А. Специальная психология | Хаустов А.В. Экспериментальная психология | Туровская Н.Г. Педагогическая психология | Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Борисова О.В. Формирование умения решать арифметические задачи у детей, страдающих аутизмом |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |