Рисковое поведение в юности: отклонение или норма?

5614

Аннотация

Целью исследования является изучение факторов рискового поведения в юности. Представлены результаты исследования особенностей личности и стратегий совладания у юношей, занимающихся экстремальными видами спорта, в сравнении с молодыми людьми, не занимающимися экстремальными видами спорта. Анализируется взаимосвязь склонности к риску и макиавеллизму, гендерные особенности склонности к риску и выраженность основных причин рискового поведения у юношей. Обнаружены различия в факторах рискового поведения у юношей и девушек. Статистический анализ данных показал значимую связь между уровнем склонности к риску и стремлением к взрослости и самостоятельности для юношей. Значимая связь была также обнаружена между уровнем склонности к риску и недооценкой исходов в качестве причины риска для девушек. Рисковой поведение связано с такими характеристиками личности, как практичность, низкая экспрессивность, высокая саморегуляция, жесткость в отношениях, доверчивость. Обнаружена значимая положительная двусторонняя связь между уровнем макиавеллизма и склонностью к риску для юношей и для девушек.

Общая информация

Ключевые слова: рисковое поведение, риски , рискованное поведение, качества личности, юношество, стратегии совладания, макиавеллизм, гендерные особенности

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В. Рисковое поведение в юности: отклонение или норма? [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64016 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

 

Теоретическое обоснование проблемы исследования

Рисковое поведение можно охарактеризовать как целостную активность человека, которая направлена на удовлетворение психологических, биологических, физиологических и социальных потребностей, связанных с повышенным риском. Социологические исследования и сообщения в СМИ изобилуют данными о рисковом поведении молодых людей, которое часто ведет к серьезным последствиям для здоровья и нередко представляется как вариант отклонения от нормы, пограничного поведения или даже проявления определенных патологических черт. Лонгитюдное исследование поведения, опасного для здоровья, проведенное среди подростков 35 стран мира Международной организацией здравоохранения, показало, что в возрасте до 15 лет почти 30% молодых людей включены в ту или иную модель рискового поведения [9]. Кроме того, эмпирически выявлено, что участие в одном поведении риска с высокой долей вероятности ведет к включению в другие модели рискового поведения [5]. Склонность к поведению риска не реализуется изолированно, а кластеризуется, включая все более широкий диапазон рискового поведения 1.

Юность связана с осознанием себя самостоятельной личностью, поиском собственного места в мире и поиском способов утверждения своего «Я» в мире. Оптимальной стратегией поведения в этот период становится свободный, осознанный выбор, который юноша стремится осуществить. Многоальтернативный выбор предполагает неопределенность и риск, прежде всего, в социальной сфере, в отношениях, но и поведенческие модели строятся под влиянием риска и неопределенности.

Рисковое поведение - это поведение, несущее в себе добровольное принятие элементов риска для здоровья или жизни субъекта, содержащее элемент достижения определенной цели и не очевидный баланс положительных и отрицательных исходов, субъективно воспринимаемый как значимый. Г. М. Андреева анализирует субъективные аспекты восприятия человеком риска («воспринимаемого риска») как сочетание субъективной вероятности негативного события и оценки его возможных отрицательных последствий. Идентификация с определенными характеристиками опасности, угрозы и риска как характеристиками среды, присваиваемой юношей, является компонентом социального познания и идентичности молодого человека 2. Различия в субъективном восприятии риска влияют на поведение юноши, задавая определенную фоновую готовность идти на риск.

В рисковом поведении традиционно выделяют такие характеристики, как добровольность риска и неясность результатов с точки зрения вероятности отрицательного исхода [7]. На людей влияет не столько реальный уровень риска, сколько субъективное ощущение риска. Риск определяется как поведение, где потенциально отрицательные последствия (или потери) уравновешены субъективно воспринимаемыми положительными последствиями [6].

Риск, с одной стороны, присутствует в жизни человека повсеместно: профессиональная деятельность, общественная и личная жизнь, спорт, бизнес, отдых, развлечения. Он связан с трудностями выбора, принятия решения о том или ином поведении. С другой стороны, выделяются ситуации, в которых человек выбирает более опасные цели и способы их достижения. Кроме того, характер ответственности по отношению к риску также меняется. Следует подчеркнуть, что любая ситуация может быть опасной, если человек склонен к рисковому поведению 4.

Существуют также ситуации, в которых риск может являться смыслом и целью деятельности, например, для убеждения окружающих в отсутствии страха или для поиска новых и сильных ощущений. Риск становится способом утверждения своего «Я», развития как преодоления (в отличие от приобретения) или вариантом персональной победы над смертью.

Поиск новых ощущений как источник рискового поведения связан с поиском различных новых, сложных, интенсивных сенсаций и событий, и готовностью взять на себя физические, социальные, юридические и другие риски для приобретения такого опыта. Риск является оценкой возможности осуществления действия, возможности достижения результата, соответствующего цели [3]. Особенности же представлений самих молодых людей о риске детерминируются личностными свойствами и склонностью к риску в целом.

С. Лайтфут, анализируя культурные истоки рискового поведения подростков, обращается к понятию «глубокая игра», предложенному еще в XVII столетии Бентамом, чтобы описать поведение, где ставки настолько высоки, а результат настолько не предсказуем, что нет смысла участвовать в столь разрушительной игре [8]. Однако юноши часто играют «глубоко», испытывая свои растущие способности и проверяя себя. Важно понимать, что субъективное значение некоторых положительных исходов для молодого человека не сопоставимо с оценкой этих же исходов зрелой личностью. Это свойство распространяется и на отрицательные исходы.

В юношеском возрасте возросшая самостоятельность, увеличение степени свободы при ограниченных возможностях для самореализации и недостатке ответственности приводят к наиболее яркому проявлению как девиантного, асоциального поведения, так и социально приемлемого рискового поведения.

Рисковое поведение обусловлено рядом взаимосвязанных факторов:

•                возрастные закономерности;

•                личностные особенности;

•                когнитивные установки и убеждения;

•                биологические предпосылки;

•                субъективные оценки рискованности поведения;

•                личная культура, ценности и нормы личности;

•                ценности и нормы, принятые в обществе, общественные устои;

•                освещение проблематики риска в СМИ.

С начала XXI века появилось более трех десятков видов спорта, которые получили название «экстремальные». Сам факт выделения, своеобразной институционализации риска в обществе говорит о нем как о действующем факторе самореализации и социализации личности. Экстремальность характеризуется высокой вероятностью получения вреда жизни и здоровью в случае неуспеха, высоким уровнем физического и психического напряжения, зачастую требует выходящих за границы нормы проявлений тех или иных психических способностей. Экстремальные виды спорта являются одним из направлений социально приемлемого проявления рискового поведения в подростковом и юношеском возрасте, личным, осознанным выбором молодых людей.

Занятия экстремальным спортом по принципу замещения позволяют расходовать высокий энергетический потенциал. Можно рассматривать такое времяпрепровождение как профилактику, снижение рискового поведения в иных жизненных ситуациях при осознанном принятии всех элементов риска и соотнесении баланса положительных или отрицательных исходов и обеспечении необходимого уровня безопасности. Риск в экстремальных видах спорта зачастую выступает в качестве эмоционального стимула, особой формы психического подъема, который моделирует жизнь за гранью безопасности. Тяга к риску может объясняться также желанием взять верх над силами природы, одержать победу над соперником, над собой.

Существует ряд психологических подходов, которые объясняют увлечение экстремальными видами спорта. В психосоциальном направлении такое увлечение является разновидностью адаптивного поведения, помогающим человеку самореализоваться. Сторонники психоаналитического подхода полагают, что увлечение вызвано доминированием в структуре личности стремления к смерти над стремлением к жизни и сублимированием психосексуальной энергии. Психодинамическим механизмом рискового поведения будет также стремление в риске преодолеть глубинный страх смерти.

Приверженцы генотипического подхода предполагают наличие некоего экстремального гена, с которым может передаваться тяга к рискованным поступкам. Такие поступки расширяют видотипичные границы жизни, заставляя ломать традиционалистские консервативные установки. Экстремальный спорт в данном случае является способом изменить установку или создать иллюзию, что ты ее меняешь.

Для изучения рискового поведения мы предприняли цикл исследований, направленных на изучение взаимосвязи рискового поведения и черт личности, рискового поведения и особенностей социализации молодых людей.

Описание и результаты исследования

В первом исследовании для проверки предположения о том, что юноши и девушки с разной степенью включенности в рисковое поведение обладают различными личностными особенностями и стратегиями совладания со сложными жизненными ситуациями, нами было организовано эмпирическое исследование. В качестве испытуемых были выбраны юноши и девушки в возрасте от 18 до 22 лет, разделенные на 3 группы: не занимающиеся экстремальными видами спорта (1 группа); занимающиеся скалолазанием как среднерисковым видом деятельности (2 группа); занимающиеся парашютным спортом как высокорисковым видом деятельности (3 группа). Во вторую и третью группы вошли юноши и девушки, являющиеся профессионалами в выбранных видах спорта и постоянно тренирующиеся.

Для диагностики личностных качеств и особенностей копинг-стратегий нами использовались следующие методики:

•                 открытая анкета, направленная на выяснение пола, возраста, продолжительности занятий спортом, мотивации выбора вида спорта;

•                 методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16 PF);

 

•                 опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазарус (R. Lazarus) и С. Фолкман (S. Folkman), адаптированный Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой.

 

Результаты проведения методики 16 PF представлены на гистограмме 1. 

 


Выделяются следующие отличия между группами в отношении особенностей личности:

•                 скалолазы по сравнению с людьми, не занимающимися экстремальными видами спорта, более доминантны, нормативны, проявляют большую жесткость в отношениях, более доверчивы, практичны, прямолинейны, расслаблены, менее экспрессивны;

•                 спортсмены-парашютисты по сравнению с людьми, не занимающимися экстремальными видами спорта, более сдержанны, доверчивы, практичны, чаще действуют вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, менее доминантны, проявляют большую жесткость в отношениях, обладают более высоким уровнем самоконтроля, значительно более расслаблены;

•                 люди, не занимающимися экстремальными видами спорта, по сравнению со спортсменами-парашютистами и скалолазами значимо более экспрессивны, более чувствительны, подозрительны, обладают меньшей степенью практичности, более мечтательны, более тревожны и напряжены.

Результаты проведения опросника «Способы совладающего поведения» представлены на гистограмме 2.

 

Выделяются следующие отличия между группами в стратегиях совладания:

•                 спортсмены-парашютисты для преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности чаще используют следующие стратегии совладания: планирование решения проблемы, самоконтроль, они более гибки в использовании всех копинг-стратегий;

•                 у скалолазов ведущий тип стратегии-совладания - планирование решения проблемы, реже используются стратегии самоконтроля и положительной переоценки, реже всего - стратегия дистанцирования;

•                 люди, не занимающимися экстремальными видами спорта, по сравнению со спортсменами-парашютистами и скалолазами значительно более гибки в применениях стратегий совладания, чаще используют стратегию поиска социальной поддержки.

Данные результаты показывают, что существуют некоторые отличительные особенности людей, предпочитающих высокорисковые виды деятельности, в частности, занятие экстремальными видами спорта, однако эти различия нельзя отнести к отклоняющимся или патологическим вариантам.

Во втором исследовании, проведенном под нашим руководством, изучалась взаимосвязь склонности к риску и макиавеллизму у юношей и девушек. В исследовании приняло участие 52 человека в возрасте 17-18 лет. Базой исследования были студенты ННГУ им. Н. И. Лобачевского, из них 28 девушек и 24 юноши.

Для исследования склонности к риску и макиавеллизму у юношей и девушек были использованы методика «Изучение склонности к риску» (Т. П. Авдулова) и русскоязычная версия шкалы Mach-IV (адаптация и валидизация на русской выборке В. В. Знаков).

В группе испытуемых преобладает средний уровень выраженности склонности к риску (55%). Высокий уровень склонности к риску свойственен каждому четвертому молодому человеку, а низкий уровень - 20% студентов.

Мы сравнили особенности проявления склонности к риску у юношей и девушек и получили следующие результаты, представленные на рисунке 1.

Нами было выделено три уровня выраженности склонности к риску: высокий, средний и низкий. В исследовании не выявлено значимых различий в среднем уровне выраженности склонности к риску у юношей и девушек (58% и 50% соответственно). При этом высокий уровень склонности к риску наблюдается у 33% юношей и 18% девушек. Низкий уровень - у 9% юношей и 32% девушек. Юношам более свойственна склонность к риску, чем девушкам.

Следующим этапом нашего исследования был анализ склонности к макиавеллизму в зависимости от склонности к риску у юношей и девушек. Результаты исследования представлены на рисунках 2 (для юношей) и 3 (для девушек).

 

Все юноши, имеющие низкий уровень склонности к риску, проявляют низкую склонность к макиавеллизму (100%). Большинство девушек с низким стремлением к риску также имеют низкий уровень макиавеллизма (66%). У остальных (34%) наблюдается средний уровень.

Большинство юношей и девушек со средним уровнем стремления к риску (72%) проявляют среднее стремление к макиавеллизму. При этом остальные девушки (28%) и 14% юношей имеют высокий уровень склонности к макиавеллизму. Также 14% юношей со средним уровнем рискованности имеют низкий уровень макиавеллизма.

Преобладающее большинство юношей (75%) и большая часть девушек (60%) с высоким стремлением к риску характеризуются высоким стремлением к проявлению макиавеллизма. Остальные юноши и девушки (25% и 40% соответственно) проявляют среднее стремление к проявлению макиавеллизма.

Корреляционный анализ взаимосвязи склонности к риску и макиавеллизму у молодых людей показал, что между двумя этими особенностями личности существует значимая положительная связь как для юношей (p-0,01), так и для девушек (p 0,05).

Кроме того, мы проанализировали субъективные причины склонности к риску у молодых людей нашей выборки. Результаты представлены в таблице.

Таблица. Причины склонности к риску у юношей и девушек

 

Причины склонности к риску (%)

Недооценка последствий своих действий

Стремление продемонстрировать взрослость                       и

самостоятельность

Стремление пережить сильные эмоции

Стремление лучше понять себя

Юноши

8

33

21

4

Девушки

25

7

3

18

Юноши чаще всего руководствуются стремлением продемонстрировать взрослость и самостоятельность (33%), а также стремятся пережить сильные эмоции (21%). Девушки в своем рисковом поведении руководствуются иными причинами - чаще всего они недооценивают последствия своих действий (25%), либо через рисковую модель поведения стремятся лучше понять себя (18%).

Статистический анализ данных показал значимую связь между уровнем склонности к риску и обозначением стремления к взрослости и самостоятельности в качестве причины риска для юношей ( ,743, при p - 0,01). Значимая связь была также обнаружена между уровнем склонности к риску и недооценкой исходов в качестве причины риска для девушек ( ,595, при p - 0,01).

Склонность к риску у молодых людей в возрасте 17-18 лет имеет, с одной стороны, гендерные особенности: и юноши, и девушки включаются в рисковое поведение по разным субъективным основаниям. С другой стороны, склонность к риску значимо связана с макиавеллизмом, что характеризует позицию высоко рисковых молодых людей в целом как общую готовностью нарушать социальные нормы, пренебрегать общественной моралью. Предположительно, за этими качествами (рискованность и макиавеллизм) стоят как низкий уровень конформизма, так и готовность пренебрегать определенной ответственностью в отношении себя (рисковое поведение, опасное для здоровья или жизни молодого человека) и в отношении окружающих, что находит проявление в готовности манипулировать поведением других людей, не считаясь с их личностью и субъективными целями.

Литература

  1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М., 2012.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.
  3. Солнцева Г.Н., Смолян Г.Л. Психологические механизмы и модели «рискового поведения». // Труды ИСА РАН, М., 2007. Т.31.
  4. Шарок В.В. Психологические особенности лиц с рискованным поведением // Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения – 2008», СПб., 2008.
  5. Escobedo L.G., Reddy M., Durant, R.H. (1997). Relationship between Cigarette Smoking and Health Risk and Problem Behaviors among US Adolescents, Archives of Pediatric Adolescent Medicine 151.
  6. Gullone E., Moore S. (2000) Adolescent Risk-taking and the Five-factor Model of Personality. Journal of Adolescence 23.
  7. Jessor, R., Donovan, J. E., Costa, F. M. (1991). Beyond adolescence: Problem behavior and young adult development. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  8. Lightfoot C. (1997). The Culture of Adolescent Risk-taking. New York: Guildford
  9. Michael K., Ben-Zur H. (2007). Risk-taking among Adolescents: Associations with Social and Affective Factors. Journal of Adolescence 30.

Информация об авторах

Авдулова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8650-2751, e-mail: avdulova@bk.ru

Витковская Екатерина Владимировна, кафедра возрастной психологии, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: kattcherry@rambler.ru

Поневаж Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной психологии, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, e-mail: ponevazh@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3810
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 44

Скачиваний

Всего: 5614
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 11