Пилотажное исследование возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3 лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада

809

Аннотация

В настоящей статье приводятся результаты пилотажного исследования возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3-х лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада. Обследовано 160 детей в возрасте от 24 до 47 месяцев, регулярно посещающих детский сад. Мы также оценивали значения функциональности у 15 детей с различными нарушениями развития, посещающих службу ранней помощи или лекотеку. Среди детей, посещающих детский сад, у которых ранее не было установлено никакого нарушения, были выявлены случаи умеренного и тяжелого снижения функциональности. Все дети, посещающие службу ранней помощи или лекотеку, имели снижение функциональности разной степени выраженности, 2/3 детей – тяжелое и экстремально тяжелое. Полученные данные показывают, что опросник Ф-07 может быть использован как в качестве инструмента для определения готовности детей 2-3-х лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада, так и для первичного выявления низкофункциональных детей.

Общая информация

Ключевые слова: нарушение , развитие, функциональность, ребенок, ранний возраст, дошкольный возраст, инклюзия

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Казьмин А.М., Лобова А.А., Прочухаева М.М., Рукина И.Б., Федина Е.В. Пилотажное исследование возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3 лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n3/64021 (дата обращения: 25.12.2024)

Полный текст

В настоящее время в российском педагогическом сообществе происходит интенсивное накопление опыта воспитания детей с выраженными нарушениями развития в массовых или инклюзивных группах детского сада. Для одних детей включение в группу происходит успешно, для других - нет. Ситуации неуспешного включения способствуют дестабилизации психологического климата в группе, возникновению конфликтов и часто завершаются выводом ребенка из детского коллектива. Для детей, неготовых к посещению детского сада, в РФ всё чаще используются альтернативные возможности психолого-педагогической поддержки, объединяемые понятием «вариативные формы дошкольного образования» (ВФДО), такие как группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», служба ранней помощи, лекотека и др.[Указ президента Российской]. В тоже время, переход ребенка из ВФДО в группу детского сада, имеющую высокий стимулирующий потенциал, является для многих родителей и педагогов желаемым и в тоже время недостаточно разработанным процессом. Решение этой проблемы частично зависит от наличия адекватного инструментария, позволяющего оценить готовность ребенка к адаптации в группе. Одним из способов проведения быстрой ориентировочной оценки такой готовности может быть применение опросной методики, рассчитанной на людей, хорошо знающих его(её) поведение в различных ситуациях повседневной жизни: родителей, воспитателей и других.

На наш взгляд, разработанный нами ранее опросник «Функциональность-07» (Ф-07) [Дугина, 2013]; [Казьмин, 2013] может быть использован в качестве искомого инструмента. Под термином «функциональность» мы подразумеваем общую способность ребенка (человека) адекватно взаимодействовать с внешней средой, решая задачи повседневной жизни, т.е. использовать свой опыт и физические возможности целенаправленно, с учетом контекста. Эта способность зависит, в первую очередь, от степени зрелости управления психическими процессами, т.е. выполнения «контролируемых» процессов [Shiffrin, R.d, 1977] («функциональных» - в терминах теории процессуального анализа [Казьмин, 2012], «исполнительных функций»), при помощи механизмов торможения [Aron], избирательной активации [Yaxley] и синхронизации активности мозговых структур [Mizuhara, 2007]. На показатель функциональности могут существенно влиять двигательные возможности ребенка, возможности слуха и зрения, состояние других телесных функций, текущее эмоциональное состояние, поддерживающие или ограничивающие свойства среды, например, наличие или отсутствие вспомогательных технических средств (таких как специальное оборудование для удержания позы и передвижения, слуховой аппарат или кохлеарный имплант и т.п.).

Целью настоящей работы было предварительное изучение возможности использования опросника Ф-07 для ориентировочной оценки готовности детей 2-3- х лет с нарушениями развития к посещению инклюзивного детского сада.

Испытуемые

Для получения данных об уровне функциональности детей 2-3-х лет, посещающих детский сад, были обследованы 80 детей в возрасте от 24 до 35 месяцев (40 мальчиков и 40 девочек) и 80 детей в возрасте от 35 до 47 месяцев (40 мальчиков и 40 девочек). В первую возрастную группу вошли 37 детей с «типичным развитием» (дети, у которых в медицинской карте не было указаний на наличие какого-либо нарушения), а также 2 ребенка с задержкой психического развития и 1 - с синдромом Дауна. Во вторую группу вошли 37 детей с «типичным развитием», 1 ребенок с синдромом Дауна, 1 - с задержкой речевого развития и 1 глухой ребенок с кохлеарным имплантантом с одной стороны. Включение всех детей с нарушениями, вошедших в эти группы, считалось воспитателями успешным.

Также были обследованы 15 детей с нарушениями развития, которые при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии были идентифицированы как неготовые к посещению детского сада; они были направлены в ВФДО и получали в них помощь не менее одного учебного года до момента обследования (таблица 1).

Таблица 1. Возраста и диагнозы детей с нарушениями развития

 

Вариативная форма дошкольного образования

Диагноз

Возраст ребенка в месяцах

1

СРП*

Первазивное нарушение развития неуточненное

28

2

СРП*

Задержка психомоторного и речевого развития гидроцефалия

30

3

СРП*

Синдром Дауна

30

4

СРП*

Расстройство аутистического спектра

35

5

СРП*

Первазивное нарушение развития неуточненное

28

6

СРП*

Расстройство аутистического спектра

30

7

СРП*

Редкий синдром (генетическое нарушение, неуточненное)

32

8

Лекотека

Слепота                   (последствие                                     ретинопатии

недоношенных)

30

9

Лекотека

G93.1 Последствия тяжелого перинатального

30

10

Лекотека

поражения ЦНС

Задержка речевого развития, эмоциональное расстройство

34

11

12

Лекотека

Группа для детей               со

сложными дефектами

Расстройство аутистического спектра

Синдром Дауна

40

13

Лекотека

Спастическая диплегия (легкая форма)

44

14

Лекотека

Расстройство аутистического спектра

45

15

Лекотека

Расстройство аутистического спектра

46

*СРП- служба ранней помощи

 

Методы

«Функциональность-07» (Ф-07, © А.М. Казьмин, 2013) - опросная методика, состоящая из 34 пунктов, рассчитанная на опрос воспитателей, родителей и педагогов-психологов [Казьмин, 2013]. При первичной оценке внутренней согласованности пунктов опросника при обследовании 162 детей было получено значение альфы Кронбаха = 0,99. В настоящее время обследовано 487 детей с типичным и атипичным развитием в возрасте от 14 до 96 месяцев. При этом значение альфы Кронбаха не изменилось.

Опросники заполнялись воспитателями, хорошо знающими детей, или педагогами-психологами со слов этих воспитателей.

Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».

Результаты

Функциональность детей 2-3-х лет, посещающих массовые и инклюзивные группы детского сада

Распределение значений показателя «функциональность», полученных при обследовании 160 детей двух возрастных групп (24 - 35 месяцев и 36 - 47 месяцев), определенных для нормирования, оказалось отличными от нормального (при использовании теста Шапиро-Уилка получена статистика W с уровнем значимости <0,01, в отличие от предыдущего исследования [Дугина, 2013], проведенного на меньшей выборке по этим возрастным категориям).

Стремясь следовать рекомендациям Р. Симеонссон (R. Simeonsson) [Simeonsson] по созданию оценочных шкал для выявления ограничений жизнедеятельности, мы взяли значения минимума - 1.25-й, 5-й и 30-й перцентилей (таблица 2) - в качестве границ для определения степеней ограничений функциональности.

Таблица 2. Критерии определения степени снижения функциональности у детей в возрастных группах от 24 до 35 и от 36 до 47 месяцев

Возрастна я группа

Степень снижения функциональности

0

отсутстви е снижения

1

легкое

снижение

2

умеренно е

снижение

3

тяжелое снижение

4

экстремально тяжелое

снижение

Значения функциональности

24-35 месяцев

> 49

от 39 до

48

от 35 до

38

от 32 до

34

< 32

36-47 месяцев

> 57

от 42 до

46

от 36 до

41

от 32 до

35

< 32

 

 

Таблица 3. Распределение детей, посещающих детский сад по степени снижения функциональности в возрастных группах от 24 до 35 и от 36 до 47 месяцев

 

Возрастная

Степень снижения функциональности

группа

0

отсутствие

снижения

1

легкое

снижение

2

умеренное снижение

3

тяжелое снижение

4

экстремально

тяжелое

снижение

 

Процент детей

24-35 месяцев

72,5 %

25%

1,25%

1,25%

0%

36-47 месяцев

70,00 %

26,25%

2,5%

1,25%

0%

 

Из 6 детей с нарушениями развития, посещающих детский сад, 1 ребенок не имел снижения функциональности и 5 имели легкое снижение (таблица 4).

Таблица 4. Распределение детей с «типичным развитием» и выявленными нарушениями развития, посещающих детский сад, по степени снижения функциональности

Диагноз

Степень снижения функциональности

0

отсутст вие

снижения

1

легкое снижени

е

2

умеренн ое

снижени

е

3

тяжелое

снижение

4

экстремал ьно

тяжелое

снижение

Всего

Количество детей

Задержка речевого развития

1

0

0

0

0

1

Задержка психическ ого развития

0

2

0

0

0

2

Синдром

Дауна

0

2

0

0

0

2

 

 

 

 

 

 

 

Глухота (ребенок с кохлеарны м имплантом )

0

1

0

0

0

1

Отсутствие диагноза

69

0

3

2

0

74

ИТОГО

70

5

3

2

0

80

 

Из 74 детей, посещающих детский сад и не имевших к моменту обследования выявленных нарушений развития, 3-е имели умеренное снижение и 2-е - тяжелое снижение функциональности (таблица 4). Двое из этих детей были из семей мигрантов, ещё двое детей в период поступления в детский сад направлялись на психолого-педагогическую комиссию, но их родители отказались от обследования.

Функциональность детей 2-3-х лет с нарушениями развития, получающих психолого-педагогическую помощь в вариативных формах дошкольного образования

При обследовании 15 детей с нарушениями развития, получающих психолого­педагогическую помощь в ВФДО, было выявлено снижение функциональности у каждого ребенка (таблица 5). У 4-х детей выявлено тяжелое и у 6-и - экстремально тяжелое снижение функциональности.

Таблица 5. Результаты оценки функциональности у детей с нарушениями развития, получающих психолого-педагогическую помощь в вариативных формах дошкольного образования

 

Вариативная форма дошкольного образования

Диагноз

Степень снижения функциональности

1

СРП*

Первазивное нарушение развития неуточненное

4

2

СРП*

Задержка психомоторного и речевого развития гидроцефалия

3

3

СРП*

Синдром Дауна

2

4

СРП*

Расстройство аутистического спектра

1

5

СРП*

Первазивное нарушение развития неуточненное

2

6

СРП*

Расстройство аутистического спектра

3

7

СРП*

Редкий           синдром           (генетическое

нарушение, неуточненное)

4

8

Лекотека

Слепота (последствие ретинопатии недоношенных)

4

9

Лекотека

G93.1. Последствия перинатального поражения ЦНС

3

10

Лекотека

Задержка             речевого             развития,

эмоциональное расстройство

2

11

Лекотека

Расстройство аутистического спектра

3

12

Группа для детей               со

сложными дефектами

Синдром Дауна

4

13

Лекотека

Спастическая диплегия (легкая форма)

1

14

Лекотека

Расстройство аутистического спектра

4

15

Лекотека

Расстройство аутистического спектра

4

 

Обсуждение

Проведенное пилотное исследование продемонстрировало тенденцию к включению в массовую или инклюзивную группу детского сада детей 2-3-х лет с нарушениями развития, которые демонстрируют отсутствие снижения или легкое снижение функциональности. Такие дети успешно адаптируются в среде детей с типичным развитием и не вызывают озабоченности среди воспитателей.

 

В тоже время, было показано, что группы детского сада посещают отдельные дети без выявленных нарушений развития, имеющие умеренное или тяжелое снижение функциональности. Мы предполагаем, что ранняя идентификация низкофункциональных детей в детском саду может оказаться полезной для выявления детей, нуждающихся в составлении адаптированных программ и проведении адресной профилактики детской эмоциональной и поведенческой дезадаптации.

Другие результаты были выявлены в ходе изучения 15-и детей с нарушениями развития, получавших помощь в ВФДО по решению психолого-медико-педагогической комиссии как неготовые к посещению детского сада. У всех детей функциональность оказалась снижена, причем у 4-х - в тяжелой и у 6-и в экстремально тяжелой степени. Для этих 10-и детей с тяжелым и экстремально тяжелым снижением функциональности специалисты ВФДО расценивали ближайшую перспективу включения в группы детского сада как пессимистическую.

Полученные данные по использованию опросника Ф-07 как одного из инструментов в оценке готовности детей 2-3-х лет к посещению детского сада мы расцениваем как обнадеживающие. Тем не менее, остается ряд вопросов, требующих проведения дополнительных исследований:

•      какова успешность адаптации в группах детского сада и динамика достижений низкофункциональных детей без установленных нарушений развития?

•       какова успешность адаптации в группах детского сада и динамика достижений детей с нарушениями развития, с разной степенью снижения функциональности, поступивших в детский сад из ВФДО?

•       какова динамика развития функциональности у детей с «типичным развитием» и выявленными нарушениями развития?

Литература

  1. Дугина О.В., Kазьмин А.М., Писаренко А.Н., Прочухаева М.М. Функциональность и базовые возможности у дошкольников с синдромом Дауна и с расстройствами аутистического спектра  [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 21.09.2013)
  2. Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
  3. Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
  4. Указ президента Российской Федерации от 1 июля 2012 года № 671«О национальной стратегии действий в интересах детей».
  5. Aron A.R., Poldrack R.A. (March 2006). "Cortical and subcortical contributions to Stop signal response inhibition: role of the subthalamic nucleus". J Neurosci. 26 (9): 2424–33.
  6. Mizuhara H., Yamaguchi Y. Human cortical circuits for central executive function emerge by theta phase synchronization// NeuroImage, Volume 36, Issue 1, 15 May 2007, Pages 232–244
  7. Simeonsson R.J. Development of the child and youth version of ICF, ICF-CY. Nordic-Baltic ICF conference Oslo 4.- 5. June 2007
  8. Shiffrin, R.d M.; Schneider, W. (March 1977). Controlled and automatic human information processing: II. Perceptual learning, automatic attending and a general theory //Psychological Review, Vol 84(2), Mar 1977, 127-190
  9. Yaxley R.H., Van Voorhees E.E., Bergman S., Hooper S.R., Huettel S.A., De Bellis M.D. (2011) Behavioral risk elicits selective activation of the executive system in adolescents: clinical implications// Front. Psychiatry 2:68

Информация об авторах

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Лобова А.А., студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: neko03@mail.ru

Прочухаева М.М., заместитель заведующего, Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №288, Москва, Россия, e-mail: masha021066@yandex.ru

Рукина И.Б., педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр развития ребенка - Детский сад №1762, Москва, e-mail: rukinai@mail.ru

Федина Е.В., педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №1540, Москва, e-mail: fedina2008@live.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1748
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 809
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2