Прикладное значение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы)

4480

Аннотация

В статье приводится описание структуры Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП), использование которой в России ещё не началось. Краткий обзор литературы содержит сведения об опыте внедрения МКФ-ДП в междисциплинарных диагностических и абилитационных службах, в сфере специального и инклюзивного образования детей с нарушениями развития. Авторы считают, что МКФ-ДП предлагает универсальный язык международного и междисциплинарного общения, содействует внедрению современного подхода к абилитации и образованию детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, направленного на реализацию их прав на участие в социальной жизни.

Общая информация

Ключевые слова: классификация, МКФ-ДП, абилитация, специальное образование, ребенок, индивидуальная программа

Рубрика издания: Научные дискуссии

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Казьмин А.М., Перминова Г.А., Чугунова А.И. Прикладное значение Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n2/Kazmin_et_al (дата обращения: 29.03.2024)

Литература

  1. Adolfsson M., Granlund M., Björck-Åkesson E., Ibragimova N., Pless M. (2010)  Exploring changes over time in habilitation professionals’ perceptions and applications of the international classification of functioning, disability and health, version for children and youth (ICF-CY)// J Rehabil Med 2010; 42: 670–678
  2. Adolfsson M.  (2011) Applying the ICF-CY to identify everyday life situations of children and youth with disabilities, Jönköping
  3. Akio T., Koji T., Yutaka S., Yuichiro H., Hisao S. (2013).  Study of ICF/ICF-CY use in the fields related to Special Needs Education for multidisciplinary approaches, Bulletin of The National Institute of Special Needs Education, Vol. 40, pp.
  4. Bornman J. & Rose J. (2010). Believe that all achieve: Increasing classroom participation in learners with special support needs. Pretoria: Van Schaik
  5. Castroa S., Pintoa A., Simeonsson R. J. (2012) Content analysis of Portuguese individualized education programmes for young children with autism using the ICF-CY Framework// European Early Childhood Education Research Journal 1–14
  6. Coster W., Bedell G., Low M., Khetan M.A., Teplicky R., Liljenquist K., Gleason K., Kao Y-C. (2011) Psychometric evaluation of the Participation and Environment Measure for Children and Youth//Developmental Medicine & Child Neurology 53: 1030–1037
  7. Goldstein D.N., Cohn E., and Coster W. (2004) Enhancing Participation for Children with Disabilities: Application of the ICF Enablement Framework to Pediatric Physical Therapist Practice// Pediatric Physical Therapy, Volume 16 - Issue 2, pp: 81-138
  8. Hollenweger J. Development of an ICF-based eligibility procedure for education in Switzerland (2011)//Hollenweger BMC Public Health, 11(Suppl 4):S7
  9. International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version. Geneva: World Health Organization  (2007)
  10. Khetani M.A. (2013) Parent perspectives of participation in home and community life when receiving Part C early intervention services//Topics in Early Childhood Special Education, 01
  11. Klang N. (2012): Applicability of the ICF-CY to describe functioning and environment of children with disabilities// Doctoral thesis
  12. Liao H-F., Hwang A-W, Pan Y-L, Liou T-H., Yen C-F. (2013) Application of ICF / ICF-CY to Physical Therapy and the ICF Mobility Scale in Taiwan//FJPT 20 13:38( I): 1-15)
  13. McConachie H., Colver A.F., Forsyth R.J., Jarvis S.N. et al. (2006). Participation of disabled children: how should it be characterised and measured? Disability and Rehabilitation 28(18):1157-64
  14. Maxwell G. (2012), Bringing more to participation// Dissertation in Disability Research, School of Education and Communication, Jönköping University
  15. McLeod S., Bleile K. (2004) The ICF: a framework for setting goals for children with speech impairment// Child Language Teaching and Therapy 20, 3; pp. 199-219
  16. Meucci P., Leonardi M., Sala M., Martinuzzi A., Russo E., Buffoni M., Fusaro G., Raggi A. (2014)  A survey on feasibility of ICF-CY use to describe persisting difficulties in executing tasks and activities of children and adolescent with disability in Italy//Disability and Health Journal, 7
  17. Mory J.L. Characterizing Functional Limitations in Children Using the International Classification of Functioning, Disability and Health-Children and Youth Version(2010)// A thesis submitted to the faculty of the University of North Carolina at Chapel Hill in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science in the Department of Allied Health Sciences, Division of Speech and Hearing Sciences
  18. Newacheck P.W., Halfon N. (1998) Prevalence and impact of disabling chronic conditions among in childhood. American Journal of Public Health, 88(4):610-617.
  19. Simeonsson, R.J., & Lollar, D.J. Classifying childhood disability with the ICF-CY: from function to context. Paper presented at: the 12th Annual North American Collaborating Center Conference on the ICF; June 5-7, 2006, Vancouver, BC,Canada.
  20. Simeonsson R.J., Leonardi M., Lollar D., Bjorck-Akesson E., Hollenweger J. and Martinuzzi A. (2009) Applying the International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF) to measure childhood disability//Disability & Rehabilitation 25 (11-12), 602-610
  21. Simeonsson R.J. (2009) ICF-CY: A Universal Tool for Documentation of Disability // Journal of Policy and Practice in Intellectual Disabilities, Volume 6, Issue 2, pages 70–72
  22. Yoon S. (2013), Deriving Code Sets for Pupils with Physical Disabilities from the International Classification of Functioning, Disability and Health, for Children and Youth (ICF-CY)//Am J Phys Med Rehabil. 2012 Feb;91(13 Suppl 1):S118-23.
  23. Yutaka S., Koji T., and Akio T .(2013). Compatibility between “Health” in the Course of Study for Kindergarten and ICF-CY, Bulletin of The National Institute of Special Needs Education, Vol. 40, pp. 37-49.

Информация об авторах

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Перминова Галина Александровна, психолог, ГОУ ЦПМСС «Лекотека», преподаватель кафедры клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: permi@mail.ru

Чугунова А.И., ЦМПСС «Лекотека»

Метрики

Просмотров

Всего: 3523
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 4480
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11