Восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра 1659
Дрогунова А.В., педагог-психолог, РДМОО «Флёна», Москва, Россия, adrogunova@gmail.com Каримулина Е.Г., кандидат психологических наук, доцент нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, старший психолог, Центр образования № 1811 «Измайлово», Москва, Россия, karimulina@list.ru
В данном исследовании оценивается вклад особенностей зрительно-пространственного восприятия в восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра. В исследовании приняли участие 24 ребёнка с расстройствами аутистического спектра (22 мальчика, 2 девочки); контрольную группу составили 26 детей (24 мальчика, 2 девочки) в возрасте от 5,5 до 9 лет. Используемые методы: карточки Emotions, «Закончи рисунок», копирование фигуры Рея-Остерица. По результатам исследования ставится вопрос о неоднородности вклада различных полушарий в процесс восприятия эмоций и о необходимости различать влияние фрагментарности восприятия на процесс распознавания эмоций в контексте у детей исследуемой группы. Также обнаружены особенности стратегии анализа эмоций непосредственно по лицевой экспрессии: меньшее внимание к деталям лица, к области глаз при оценке эмоции другого. Выявленные особенности можно использовать для дальнейших исследований распознавания эмоций по лицу как когнитивной задаче, а также при разработке методов по коррекции понимания эмоций для детей с расстройствами аутистического спектра.
Лунева О.В. История исследования социального интеллекта (начало) //
ЗПУ . 2008. №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniya-sotsialnogo-intellekta-nachalo
(дата обращения: 23.02.2015)
Переверзева Д.С., Горбачевская Н.Л. Особенности зрительного
восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра // Современная
зарубежная психология. № 2 / 2013
Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «социального мозга» как
основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть I.
Концепция «Социальный мозг» — продукт современной нейронауки //
Культурно-историческая психология. 2012. №3. С.86–94.
СаксО. Антрополог на Марсе. М.: АСТ, 2009.
Adolphs R., Recognizing Emotion From Facial Expressions:
Psychological and Neurological Mechanisms // Behavioral and Cognitive
Neuroscience Reviews, March 2002 vol. 1 no. 1 21-62
American Psychiatric Association (ed.). Diagnostic and statistical manual
of mental disorders: DSM-IV-TR®. American Psychiatric Pub, 2000.
American Psychiatric Association et al. The Diagnostic and Statistical
Manual of Mental Disorders: DSM 5. – bookpointUS, 2013.
Apperly I. A., Samson D., Humphreys G. W. Domain-specificity and
theory of mind: evaluating neuropsychological evidence //Trends in cognitive
sciences. 2005. Т. 9. №. 12. С. 572-577.
Asperger H. Autistic psychopathy in childhood. Translated by
UtaFrith, 1991.
Bachara G. H. Empathy in learning disabled children //Perceptual and
Motor Skills. 1976. Т. 43. №. 2. С. 541-542.
Buitelaar J. K., Swaab, H., Van der Wees, M., Wildschut, M., & Van
der Gaag, R. J. Neuropsychological impairments and deficits in theory of
mind and emotion recognition in a non-autistic boy //European Child &
Adolescent Psychiatry. 1996. Т. 5. №. 1. С. 44-51.
Bloom E., Heath N. Recognition, expression, and understanding facial
expressions of emotion in adolescents with nonverbal and general learning
disabilities //Journal of Learning Disabilities. 2010. Т. 43. №. 2. С.
180-192.
Bowers Dawn; Bauer, Russell M.; Heilman, Kenneth M. The nonverbal
affect lexicon: Theoretical perspectives from neuropsychological studies of
affect perception. // Neuropsychology, Vol 7(4), Oct 1993, 433-444
Calder A.J., Burton A.M., Miller P., Young A.W., and Akamatsu S. A
principal component analysis of facial expressions // Vision Research, Volume
41, Issue 9, April 2001, Pages 1179–1208
Capps L., Yirmiya N., Sigman M. Understanding of Simple and Complex
Emotions in Non‐retarded Children with Autism //Journal of Child Psychology and
Psychiatry. 1992. Т. 33. №. 7. С. 1169-1182.
Dakin S., Frith U. Vagaries of Visual Perception in Autism //
Neuron, Vol. 48, 497–507, November 3, 2005
Dapretto M., Davies M.S., Pfeifer J.H., Scott A.A., Sigman M.,
Bookheimer S.Y., Iacoboni M. Understanding emotions in others: mirror
neuron dysfunction in children with autism spectrum disorders //Nature
neuroscience. 2005. Т. 9. №. 1. – С. 28
Davies S., Bishop D., Manstead A.S., Tantam D. Face perception in
children with autism and Asperger's syndrome //Journal of Child Psychology and
Psychiatry. 1994. Т. 35. №. 6. С. 1033-1057.
Dawson, G., Webb, S. J., Carver, L., Panagiotides, H., &McPartland,
J. Young children with autism show atypical brain responses to fearful
versus neutral facial expressions of emotion //Developmental science. 2004. Т.
7. №. 3. С. 340-359.
Dimitrovsky L., Spector H., Levy-Shiff R., Vakil E. Interpretation
of facial expressions of affect in children with learning disabilities with
verbal or nonverbal deficits //Journal of Learning Disabilities. 1998. Т.
31. №. 3. С. 286-292.
Ekman P. Facial expression and emotion //American Psychologist.
1993. Т. 48. №. 4. С. 384.
Gur R. C., Erwin R. J., Gur R. E., Zwil A. S., Heimberg C. & Kraemer
H.C. Facial emotion discrimination: II. Behavioral findings in depression
//Psychiatry research. 1992. Т. 42. №. 3. С. 241-251.
Happe F. Studying Weak Central Coherence at Low Levels: Children
with Autism do not Succumb to Visual Illusions. J. Child Psychol. Psychiat.
Vol. 37, No. 7, pp. 873-877, 1996.
Kanner L. Authistic disturbances of affective contact. Nervous
Child. 1943;2:217–250.
Lonare A., Jain S.V. A Survey on Facial Expression Analysis for
Emotion Recognition.
Mahjouri S., Lord C.E. What the DSM-5 portends for research,
diagnosis, and treatment of autism spectrum disorders //Current psychiatry
reports. 2012. Т. 14. №. 6. С. 739-747.
Sackeim H. A., Gur R. С. Lateral asymmetry in
intensity of emotional expression. Neuropsychologia, 1978, v. 16, No. 4, p.
473—483
Vasey M.W., MacLeod C. Information-processing factors in childhood
anxiety: A review and developmental perspective // Neuropsychology, Vol
7(4), Oct 1993, 433-444
Wolff J. J. et al. Differences in white matter fiber tract
development present from 6 to 24 months in infants with autism //American
Journal of Psychiatry. 2012. Т. 169. №. 6. С. 589-600.