Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7846Ключевые слова 19097 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра 1422

Дрогунова А.В., педагог-психолог, РДМОО «Флёна», Москва, Россия, adrogunova@gmail.com
Каримулина Е.Г., кандидат психологических наук, доцент нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, старший психолог, Центр образования № 1811 «Измайлово», Москва, Россия, karimulina@list.ru

Аннотация

В данном исследовании оценивается вклад особенностей зрительно-пространственного восприятия в восприятие эмоций по лицевой экспрессии детьми с расстройствами аутистического спектра. В исследовании приняли участие 24 ребёнка с расстройствами аутистического спектра (22 мальчика, 2 девочки); контрольную группу составили 26 детей (24 мальчика, 2 девочки) в возрасте от 5,5 до 9 лет. Используемые методы: карточки Emotions, «Закончи рисунок», копирование фигуры Рея-Остерица. По результатам исследования ставится вопрос о неоднородности вклада различных полушарий в процесс восприятия эмоций и о необходимости различать влияние фрагментарности восприятия на процесс распознавания эмоций в контексте у детей исследуемой группы. Также обнаружены особенности стратегии анализа эмоций непосредственно по лицевой экспрессии: меньшее внимание к деталям лица, к области глаз при оценке эмоции другого. Выявленные особенности можно использовать для дальнейших исследований распознавания эмоций по лицу как когнитивной задаче, а также при разработке методов по коррекции понимания эмоций для детей с расстройствами аутистического спектра.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Лунева О.В. История исследования социального интеллекта (начало) // ЗПУ . 2008. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniya-sotsialnogo-intellekta-nachalo (дата обращения: 23.02.2015)
  2. Переверзева Д.С., Горбачевская Н.Л. Особенности зрительного восприятия у детей с расстройствами аутистического спектра // Современная зарубежная психология. № 2 / 2013
  3. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «социального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть I. Концепция «Социальный мозг» — продукт современной нейронауки // Культурно-историческая психология. 2012. №3. С.86–94.
  4. Сакс О. Антрополог на Марсе. М.: АСТ, 2009.
  5. Adolphs R., Recognizing Emotion From Facial Expressions: Psychological and Neurological Mechanisms // Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, March 2002 vol. 1 no. 1 21-62
  6. American Psychiatric Association (ed.). Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-IV-TR®. American Psychiatric Pub, 2000.
  7. American Psychiatric Association et al. The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM 5. – bookpointUS, 2013.
  8. Apperly I. A., Samson D., Humphreys G. W. Domain-specificity and theory of mind: evaluating neuropsychological evidence //Trends in cognitive sciences. 2005. Т. 9. №. 12. С. 572-577.
  9.  Asperger H. Autistic psychopathy in childhood. Translated by UtaFrith, 1991.
  10. Bachara G. H. Empathy in learning disabled children //Perceptual and Motor Skills. 1976. Т. 43. №. 2. С. 541-542.
  11. Buitelaar J. K., Swaab, H., Van der Wees, M., Wildschut, M., & Van der Gaag, R. J. Neuropsychological impairments and deficits in theory of mind and emotion recognition in a non-autistic boy //European Child & Adolescent Psychiatry. 1996. Т. 5. №. 1. С. 44-51.
  12. Bloom E., Heath N. Recognition, expression, and understanding facial expressions of emotion in adolescents with nonverbal and general learning disabilities //Journal of Learning Disabilities. 2010. Т. 43.  №. 2. С. 180-192.
  13. Bowers Dawn; Bauer, Russell M.; Heilman, Kenneth M. The nonverbal affect lexicon: Theoretical perspectives from neuropsychological studies of affect perception. // Neuropsychology, Vol 7(4), Oct 1993, 433-444
  14. Calder A.J., Burton A.M., Miller P., Young A.W., and Akamatsu S. A principal component analysis of facial expressions // Vision Research, Volume 41, Issue 9, April 2001, Pages 1179–1208
  15. Capps L., Yirmiya N., Sigman M. Understanding of Simple and Complex Emotions in Non‐retarded Children with Autism //Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1992. Т. 33. №. 7. С. 1169-1182.
  16. Dakin S., Frith U. Vagaries of Visual Perception in Autism // Neuron, Vol. 48, 497–507, November 3, 2005
  17. Dapretto M., Davies M.S., Pfeifer J.H., Scott A.A., Sigman M., Bookheimer S.Y., Iacoboni M. Understanding emotions in others: mirror neuron dysfunction in children with autism spectrum disorders //Nature neuroscience. 2005. Т. 9. №. 1. – С. 28
  18. Davies S., Bishop D., Manstead A.S., Tantam D. Face perception in children with autism and Asperger's syndrome //Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994. Т. 35. №. 6. С. 1033-1057.
  19. Dawson, G., Webb, S. J., Carver, L., Panagiotides, H., &McPartland, J. Young children with autism show atypical brain responses to fearful versus neutral facial expressions of emotion //Developmental science. 2004. Т. 7. №. 3. С. 340-359.
  20. Dimitrovsky L., Spector H., Levy-Shiff R., Vakil E. Interpretation of facial expressions of affect in children with learning disabilities with verbal or nonverbal deficits //Journal of Learning Disabilities.  1998. Т. 31. №. 3. С. 286-292.
  21. Ekman P. Facial expression and emotion //American Psychologist. 1993. Т. 48. №. 4. С. 384.
  22. Gur R. C., Erwin R. J., Gur R. E., Zwil A. S., Heimberg C. & Kraemer H.C. Facial emotion discrimination: II. Behavioral findings in depression //Psychiatry research. 1992. Т. 42. №. 3. С. 241-251.
  23. Happe F. Studying Weak Central Coherence at Low Levels: Children with Autism do not Succumb to Visual Illusions. J. Child Psychol. Psychiat. Vol. 37, No. 7, pp. 873-877, 1996.
  24. ICD-10 Version:2010, http://apps.who.int/classifications/icd10/browse/2010/en
  25. ICD-11 Beta Draft, http://apps.who.int/classifications/icd11/browse/l-m/en
  26. Kanner L. Authistic disturbances of affective contact. Nervous Child. 1943;2:217–250.
  27. Lonare A., Jain S.V. A Survey on Facial Expression Analysis for Emotion Recognition.
  28. Mahjouri S., Lord C.E. What the DSM-5 portends for research, diagnosis, and treatment of autism spectrum disorders //Current psychiatry reports. 2012. Т. 14. №. 6. С. 739-747.
  29. Sackeim H. A., Gur R. С. Lateral asymmetry in intensity of emotional expression. Neuropsychologia, 1978, v. 16, No. 4, p. 473—483
  30. Vasey M.W., MacLeod C. Information-processing factors in childhood anxiety: A review and developmental perspective  // Neuropsychology, Vol 7(4), Oct 1993, 433-444
  31. Wolff J. J. et al. Differences in white matter fiber tract development present from 6 to 24 months in infants with autism //American Journal of Psychiatry. 2012. Т. 169. №. 6. С. 589-600.
Книги по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика