Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика затрудненного общения детей с ограниченными возможностями здоровья 3268

Самохвалова А.Г., доктор психологических наук, профессор, кафедра педагогического образования, Костромской государственный университет им Н.А. Некрасова, Кострома, Россия, samohvalova@kmtn.ru

Аннотация

В статье предпринята попытка ответить на вопрос: «Связаны ли ограниченные возможности здоровья ребенка с возникновением трудностей в общении?». Проверяется гипотеза о том, что у подростков с ограниченными возможностями здоровья наряду с общевозрастными коммуникативными проблемами в процессе межличностного общения возникают специфические коммуникативные трудности, отличающиеся от коммуникативных трудностей сверстников с типичным развитием. Сравниваются коммуникативные характеристики и специфика затрудненного общения трех групп младших подростков (по 30 человек в каждой группе) в возрасте 12-13 лет – детей, имеющих нарушения зрения, слуха, и детей с типичным развитием. Затрудненное общение подростков исследуется в двух направлениях: субъективная составляющая выявляется при помощи контент-анализа незаконченных предложений; объективные проявления фиксируются методом экспертной оценки коммуникативного поведения ребенка. Результаты исследования показывают, что дети с ОВЗ, живя в состоянии хронического стресса, значимо чаще (р≤0,02) по сравнению со сверстниками, имеющими типичное развитие, испытывают в ситуациях общения различные коммуникативные трудности (базовые, содержательные, инструментальные, рефлексивные). Определены индивидуально-специфические и общие коммуникативные трудности, свойственные детям с различными нарушениями здоровья.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М.: Инфра-М, 2010. 88 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 399 с.
  3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.
  4. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д.  Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.  288 с.
  5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция.  СПб.: Речь, 2011. 432 с.
  6. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. 418 с.
  7. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). М.: Классике Стиль, 2006. 256 с.
  8. Bronfenbrenner U., Morris P.A. The ecology of developmental processes // W. Damon, R.M. Lerner (Eds.). Handbook of child psychology. NY: John Wiley & Sons, 1998. Р. 993-1028.
  9. McLeod, S., Daniel, G., Barr J. “When he’s around his brothers … he’s not so quiet’»: The private and public worlds of school-aged children with speech sound disorder // Journal of Communication Disorders. 2013. 46. Р. 70-83.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика