Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Форум, посвященный инклюзивному образованию 1223

Вачков И.В., доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, igorvachkov@mail.ru
Полный текст

26-27 февраля 2015 г. в Казани на базе Университета управления «ТИСБИ» состоялся Всероссийский Форум продвижения идей и принципов инклюзивного образования (с международным участием) «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии». Организаторами этого масштабного мероприятия выступили Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Министерство образования и науки РФ, ФИРО, Общественная палата РФ, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Университет управления «ТИСБИ», Казанский национальный исследовательский технический университет, Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ (г. Казань).

В Форуме приняли участие более ста шестидесяти ученых, педагогов, дефектологов, психологов, представителей общественных организаций, людей с ОВЗ из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ижевска, Краснодара, Кирова, Сызрани, Саратова, Самары, Дзержинска, Нижнего Тагила, Нижневартовска, Уфы, Ханты-Мансийска, Йошкар-Олы, более 130-ти участников из городов и районов Республики Татарстан.

Важнейшими целями этого Форума стали систематизация научного поиска и практического российского опыта в инклюзивном образовании, создание условий для применения и передачи инклюзивных практик в образовании, вовлечение большего числа представителей педагогического сообщества и широких слоев общественности из разных регионов в процесс выработки решений по развитию инклюзивного образования в России.

Первый  день работы начался с параллельного проведения дискуссий «Опыт, проблемы, решения в образовании с лицами с нарушением зрения», «Опыт, проблемы, решения в образовании с лицами с нарушением слуха», «Опыт, проблемы, решения в работе с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями», «Социальная реклама как инструмент продвижения инклюзивного образования». В процессе каждой из дискуссий прозвучали выступления ученых, занимающихся проблемами инклюзии, и практиков – учителей и директоров школ, которые прямо обозначали многочисленные трудности при внедрении инклюзии в систему образования. Одним из наиболее ярких и обративших на себя внимание многих участников стало выступление И. В. Раткевич, директора МБОУ «СОШ №139» из Самары, «Реализация принципов инклюзивного образования в общеобразовательной школе (из опыта работы)». Возглавляемая ею образовательная организация уже седьмой год участвует в инклюзивном процессе, там в настоящее время учатся 46 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И. В. Раткевич рассказала об основных этапах организации инклюзии в школе:

  1. создание безбарьерной среды (автомобиль, подъемник, туалеты);
  2. создание нормативно-правовой документации: изменение Устава, разработка локальных актов, должностных инструкций, адаптация учебных планов, образовательных программ;
  3. профессиональная переподготовка кадров;
  4. формирование команды из персонала школы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки детей с особыми образовательными потребностями;
  5. организация системы эффективного психолого-педагогического и медицинского сопровождения процесса инклюзивного образования;
  6. поддержка образовательного учреждения со стороны органов управления образования.

Во второй день работы Форума прозвучали приветствия и короткие пленарные доклады. Среди выступавших были О. Смолин – депутат ГД РФ, Н. Прусс – ректор НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», Г. Орджоникидзе – ответственный секретарь комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Н. Малофеев – директор Института коррекционной педагогики РАО, Б. Белявский – заместитель руководителя центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО», А. Гильмутдинов – ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева, В. Каганов – заместитель министра образования и науки РФ.

Затем перед участниками форума с лекцией «Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ образовательной организацией: риски и ожидания заказчика» выступил директор Института коррекционной педагогики РАО Н. Малофеев. В частности, он напомнил о том, что ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ утверждены приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. и вступили в силу 12 февраля 2015 г. Он подчеркнул, что нельзя перекрывать ребенку путь к образованию, но и нельзя насильно тащить больного ребенка к аттестату. По его мнению, параллельно с внедрением инклюзивного образования необходимо сохранять и развивать систему специального образования.

Подводя итоги обсуждения проблем инклюзии на Форуме, можно констатировать следующее:

  1. В последнее время произошли позитивные изменения в государственном законодательстве: продлена программа «Доступная среда» на 2016-2020 гг.; подписан ФЗ «О внесении изменений в федеральные законы» (в большое количество законов) на основе международных актов по инвалидности (вступает в силу с 2016 г.); в плане развития инклюзивного образования: новый ФЗ прописан в отношении инвалидов лучше других законов; закрытие коррекционного учреждения может происходить только с согласия родителей детей, посещающих такие учреждения.
  2. В регионах РФ накапливается полезный опыт организации инклюзивного образования.
  3. В условиях ограниченного бюджетного финансирования образовательных организаций выявлена целесообразность организации в муниципалитетах нескольких инклюзивных школ, оборудованных для детей с ОВЗ одной нозологии (например, одна школа – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, другая – для детей с нарушениями слуха, третья – для детей с нарушениями речи и т.д.; тогда школы смогут привлечь лучших специалистов для обучения детей с нарушениями здоровья и обеспечить их необходимым для обучения оборудованием).
  4. Дети с ОВЗ имеют сильную мотивацию к обучению в общеобразовательных школах, поскольку в коррекционных школах сконцентрированы дети, которым «ничего не нужно в жизни».
  5. Родители здоровых детей и сами здоровые дети имеют разные (порой противоположные) позиции по отношению к совместному обучению с детьми с ОВЗ.
  6. Педагоги школ обычно демонстрируют принятие инклюзии (в силу своей профессиональной этики), но выражают тревогу из-за отсутствия специальной подготовки к работе с детьми с ОВЗ совместно с нормативными обучающимися;
  7. Во многом именно позиция директора определяет, сможет ли коллектив школы (учителя, дети, родители) преодолеть характерную ригидность в вопросе инклюзивного образования.
  8. Руководители инклюзивных школ вынуждены участвовать в построении дальнейшего (профессионального) образования детей с ОВЗ в период после окончания ими школы в связи с малой готовностью образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования к приему и  обучению в них детей с ОВЗ.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика