Инклюзия в учебных группах, социальная реадаптация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп

1128

Аннотация

Статья посвящена обоснованию современной психолого-педагогической парадигмы методов интерактивного обучения и развития личности школьников, старшеклассников, студентов и других категорий обучающихся в целостном образовательном и социально-развивающем процессе. В статье раскрывается микрогрупповая технология, подразумевающая, в частности, в качестве универсального средства осуществления инклюзивного образования и социальной реабилитации разновозрастных и разных по состоянию здоровья категорий людей в интерактивных формах, включая деятельность, проводимую с лицами пожилого возраста в центрах социального обслуживания. Разработка психокоррекционных и адаптационно-реабилитационных программ с помощью микрогруппового метода предполагает опору на принцип адекватности используемых технологий целям и задачам программы; принцип системности, то есть охвата познавательной, личностной и поведенческой сфер участников программы; принцип целостности, то есть применения разнообразных и вариативных психокоррекционных и реабилитационных методов и технологий в каждой программе; принцип соответствия предлагаемых методов и технологий возрастным особенностям, уровням интеллектуального и речевого развития, а также специфике ограничения возможностей здоровья участников программы.

Общая информация

Ключевые слова: ОВЗ, дети и подростки с особыми потребностями в обучении, пожилые люди, психолого-педагогические условия, микрогрупповой подход, малые группы, внутригрупповое взаимодействие, инклюзия

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040406

Для цитаты: Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В. Инклюзия в учебных группах, социальная реадаптация и реабилитация посредством психотехнологии микрогрупп [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 4. С. 79–91. DOI: 10.17759/cpse.2015040406

Литература

  1. Базаркина И.Н., Донцов Д.А., Донцова М.В., Сокуренко М.Б. Социально-психологические эффекты общения, влияние их на взаимодействие и применение их в обучении // Вестник практической психологии образования, № 4 (37). М., 2013. С. 82-89.
  2. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52-59.
  3. Донцов А.И. Феномен зависти: Homo invidens? / Александр Донцов. М.: ЭКСМО, 2014. 512 с.
  4. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Минигрупповой подход (метод минигрупп) как способ активного обучения старшеклассников и студентов // Вестник практической психологии образования, рубрика «Психология обучения», № 1 (30). М., 2012. С. 62-65.
  5. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. М.: АСТ, 2010.
  6. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005.
  7. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Реабилитационный потенциал личности при различных хронических заболеваниях // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 1. С. 50-60.
  8. Куликов Л.В., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Шарагин В.И. Психология эмоций и чувств [Текст] : коллективная монография / Л.В. Куликов, Д.А. Донцов. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 192 с.
  9. Сенкевич Л.В., Орешкина А.С. Искажение мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер в юношеском возрасте при суицидальном поведении // Вестник Академии права и управления. 2015. № 2 (39). С. 74-86.
  10. Сенкевич Л.В., Шагидаева А.Б. Переживание старости в условиях семьи и геронтологического центра (в Москве и Грозном) // Российский научный журнал. 2015. № 1 (44). С. 204-217.
  11. Сенкевич Л.В., Шагидаева А.Б. Отношение к смерти пожилых людей, живущих в разных условиях // Учёные записки Российского государственного социального университета. М.: Российский государственный социальный университет. 2014. № 2 (124). С. 67-72.
  12. Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Шарагин В.И. Механизмы психологической защиты личности [Текст]: коллективная монография / Л.В. Сенкевич, Д.А. Донцов. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. 158 с.

Информация об авторах

Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии, АНОО ВПО «Одинцовский Гуманитарный Институт», Москва, Россия, e-mail: dontsov-junior@bk.ru

Донцова Маргарита Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики, Одинцовский филиал НОУ ВПО «Московский Психолого-Социальный Институт», Москва, Россия, e-mail: m.dontsova@gmail.com

Сенкевич Людмила Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра психологии труда и служебной деятельности, ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет", Москва, Россия, e-mail: lvsenkevich@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2521
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1128
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1