Клиническая и специальная психология
2016. Том 5. № 1. С. 148–152
doi:10.17759/cpse.2016050110
ISSN: 2304-0394 (online)
«История обучения слепоглухих детей в России»: очерки о науке и таланте в отечественной коррекционной педагогике и психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: слепоглухие дети, коррекционная психология, история психологии, история педагогики, Соколянский И.А, Ярмоленко А.В., Мещеряков А.И., Басилова Т.А.
Рубрика издания: Книжное обозрение
Тип материала: рецензия
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050110
Для цитаты: Бочавер К.А. «История обучения слепоглухих детей в России»: очерки о науке и таланте в отечественной коррекционной педагогике и психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 148–152. DOI: 10.17759/cpse.2016050110
Полный текст
Бочавер К.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник МНПЦ реабилитации, спортивной и восстановительной медицины, Москва, Россия, konstantin.bochaver@gmail.com
В рецензии раскрываются содержание и направленность научно-популярной книги, написанной профессором Татьяной Александровной Басиловой и посвященной истории обучения слепоглухих детей в Российской империи, СССР и современной России. Научно-методические проблемы сопровождения слепоглухих описаны через призму трудовой биографии трех знаменитых отечественных дефектологов: И.А. Соколянского, А.В. Ярмоленко и А.И. Мещерякова. Книга Татьяны Александровны Басиловой, кандидата психологических наук, профессора посвящена появлению и развитию педагогического и психологического сопровождения слепоглухих в нашей стране. Написанная легко и интересно, книга дает представление о жизненном пути и профессиональном становлении трех мастеров этой области: Ивана Афанасьевича Соколянского, Августы Викторовны Ярмоленко и Александра Ивановича Мещерякова. Через развернутую картину их успехов и трудностей можно сложить не мозаичное, а достаточно цельное представление о том, как в Российской империи, Советском Союзе и России получали помощь люди, не имевшие слуха и зрения.
В различные периоды основная работа велась в Санкт-Петербурге, Харькове и Москве. Первые опыты работы со слепоглухими, известные в России, были американскими, это: описанная Чарльзом Диккенсом история слепоглухой Лауры Бриджмен (1829-1889) и жизнь Елены Келлер (1880-1968), чьи собственные книги переводились и публиковались у нас. В начале двадцатого века в России становятся известны истории больных и практика работы с ними в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии, Швеции и США. Ближайшими к нам заведениями стали открытая в 1887 году в Потсдаме клиника и специальная школа для слепоглухих «Оберлинхауз» в Прусском королевстве.
Примерно в 1900 году в России слепоглухота начала профессионально интересовать физиологов и врачей, что отражено в работах И.М. Сеченова. В 1908 году доктор А.В. Владимирский выступил с лекцией в Императорской Военномедицинской академии. Одну из последующих его лекций слышал 19-летний студент Иван Афанасьевич Соколянский. Первые организации помощи слепоглухим открылись в Петербурге при Обществе бедных и больных детей, первым местом практики будущих ученых стала школа «Приют Братства во имя Царицы Небесной», где безвозмездно консультировал сам Владимир Бехтерев. На средства меценатов- дворян в 1909 году было создано Общество попечения о слепоглухонемых в России. До Первой мировой войны это направление работы развивалось, русские специалисты ездили учиться и обмениваться опытом за рубеж. С началом войны денег стало меньше, а после революции сама благотворительность была запрещена.
Первый герой книги Татьяны Александровны Иван Афанасьевич Соколянский родился в 1889 году, обучался в Психоневрологическом институте, не застал И.М. Сеченова, но застал И.П. Павлова, читал А.А. Потебню. Воевал, вступал в революционные организации и в партию большевиков, стал видным специалистом в области сенсомоторного развития и дальнейшего обучения слепоглухих детей. После признания переехал в Харьков и, не являясь сторонником методов Ленинградской школы, создал собственную методику обучения слепоглухих детей, в которой начальный упор сделал на механизмах социализации и формировании навыков самообслуживания, а затем на планомерном развитии ориентации в пространстве, времени и понятийной среде. Собственной методикой он формировал понимание календаря, смены времен года и иных временных периодов. В 1933 году ему «припомнили» ранние высказывания о том, что педагогика и школы должны быть чужды политике, и осудили, но «мягко», на три года заключения. Однако его быстро выпустили благодаря ходатайствам известных профессоров и самого Максима Горького. С 1939 года Соколянский работал в Москве, где его труд был высоко оценен многими, среди выдающихся ученых его отметил, например, А.Р. Лурия. Войну он провел в эвакуации и, практически не прерывая научной деятельности, продолжил заниматься проблемой обучения слепоглухих, в том числе переходом от добукварного к букварному периоду развития. В 1958 году он был официально реабилитирован, а в 1960 году умер, будучи признанным научным светилом.
Второй герой книги - Августа Викторовна Ярмоленко - родилась в 1900 году в Петербурге, училась и начала практику дефектолога в Екатеринославе (Днепропетровске), а в 1922 году переехала в родной Петербург и завершила обучение, защитив диплом о хватательном рефлексе и диссертацию о моторной сфере нормальных и больных детей (диссертация была защищена по совокупности работ). Под влиянием учителей, В.М. Бехтерева и В.Н. Мясищева, зная более десяти иностранных языков, Августа Викторовна систематизировала имеющиеся сведения о случаях слепоглухоты, разделила их, впервые выявив неоднородность этой группы и обосновав различные методы работы. Долгие годы занималась чувственным познанием и речевым развитием больных детей преимущественно через их сохранные тактильные ощущения. Не переставая интересоваться работой Ивана Афанасьевича Соколянского, она фактически основала свою ленинградскую дефектологическую школу и была ведущим специалистом по слепоглухим детям в ЛГУ. Скончалась в 1972 году.
Александр Иванович Мещеряков родился в 1923 году в крестьянской семье, в годы Великой Отечественной войны воевал и в 1944 после тяжелого ранения был демобилизован. Поступив в «керосинку», через год перешел в МГУ и, выучившись на психолога, защитил диплом о произвольности движений (на примере поднятия тяжестей). Поступив в аспирантуру (научным руководителем был А.Р. Лурия), Александр Иванович до 1957 года занимался различными проблемами, связанными с речью, пока не познакомился с И.А. Соколянским. Продолжив его дело, он открыл школу для слепоглухих, которой в СССР не было с 1939 года, а работы, выполненные его лабораторией, получили всемирное признание и были переведены на английский. Стараниями его учеников в МГУ стали проходить обучение слепоглухие студенты.
В общем и целом, современная дефектология в области слепоглухоты зиждется на фундаменте, построенном Мещеряковым.
Книга Татьяны Александровны Басиловой - это не только исторический очерк. Прочитав ее, можно составить мнение о том, как проблема слепоглухих детей (и взрослых) развивалась в российском обществе и в науке на протяжении века. Сейчас физиологические основы обучения стали понятнее, чем раньше; появились технологии, позволяющие трансформировать информационные сигналы в форму, адекватную для восприятия больными. Однако фундаментальные основы познания слепоглухими окружающего мира и себя были выстроены мастерами старой школы. Именно в их работах мы находим решение или обозначение таких вопросов, как личность и понимание себя слепоглухим, его восприятие времени и пространства, периодов жизни, особенности творчества, мышления, воображения и речи. Специальные сведения можно почерпнуть в обширной библиографии самой Т.А. Басиловой и ее коллег-дефектологов
и клиницистов, а благодаря данной книге специалист у любого заинтересованного читателя может сложиться впечатление о драматической и динамичной истории возникновения и развития работы со слепоглухими в нашей стране.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2761
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 954
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3