Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особый одаренный ребенок. Лонгитюдное исследование памяти и ЭЭГ 1433

Горбачевская Н.Л., доктор биологических наук, заведующая научной лабораторией Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, gorbachevskaya@yandex.ru
Караханян К.Г., аспирант, Московский государственный психолого-педагогический университет, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии, Москва, Россия, karahanyankg@mgppu.ru
Давыдова Е.Ю., кандидат биологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, кафедра дифференциальной психологии и психофизиологии, Москва, Россия, el-davydova@mail.ru

Аннотация

Проведено лонгитюдное исследование электроэнцефалограммы и нейропсихологических параметров памяти у 20 детей с признаками интеллектуальной одаренности в сочетании с трудностями социальной коммуникации. Результаты исследования одаренных детей приводятся в сравнении с учащимися массовой школы. Нейрофизиологическое исследование проводилось на возрастном интервале 7–16 лет, исследование параметров памяти – на интервале 7–12 лет. На возрастном интервале 7–12 лет у одаренных детей зафиксированы лучшие показатели памяти и характерный устойчивый ЭЭГ-паттерн с дефицитом активности диапазонов тета, альфа-3 и бета-1 при повышенной активности полос частот альфа-1 и бета-2 в сравнении с возрастной нормой. Выбранный нами для исследования интегральный показатель «альфа + бета / дельта + тета» отражал основные проявления «взросления» биоэлектрической активности мозга у детей школьного возраста. В норме этот показатель постепенно увеличивался от младшего школьного возраста к юношескому, тогда как у детей с признаками одаренности он был значительно ниже, чем в норме, и только после 14 лет скачкообразно увеличивался и достигал к 16 годам нормативных значений. Высказывается предположение, что задержка формирования высокочастотных компонентов ЭЭГ отражает особенности созревания нервных сетей у этой группы интеллектуально одаренных детей и подростков.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адрианов О.С. Архитектура мозга и индивидуальность личности // Успехи физиологических наук. 1993. Т 24. № 3. С. 25–39.
  2. Белашева Х.В. Вклад межполушарных асимметрий в структуру мнемических способностей одаренных подростков: методологический и диагностический аспект // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. Т. 46. № 1.
    С. 188–193.
  3. Горбачевская Н.Л., Давыдова Е.Ю., Петрова С.О.,Тюшкевич С.А., Пашкевич О.И. Роль биологических и социальных факторов в успешности школьного обучения // Физиология человека. 2010. Т. 36. № 3. С. 1–8.
  4. Давыдова Е.Ю., Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П., Изнак А.Ф. Возрастные изменения слухоречевой и зрительной памяти у мальчиков и девочек 6–12 лет // Физиология человека. 1999. Т. 25. № 2. С. 14–20.
  5. Камардина И.О., Матвеева Е.Ю., Пылаева Н.М. Проведение групповой нейропсихологической диагностики в начальной школе [Электронный ресурс] / Психологическая наука и образование 2011. № 4. С. 90–100. URL: http://psyjournals.ru/files/44153/Inclusive_edu_Kamardina.pdf (дата обращения: 04.06.2016).
  6. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2008. 478 c.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М.: Академический проект, 2000. 512 с.
  8. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 26–44. URL: http://psyjournals.ru/jmfp /2015/n1/ 76175.shtml (дата обращения: 04.06.2016).
  9. Панюшкина С.В., Курова Н.С., Егоров С.Ф., Кошелев В.В. Индивидуальные ЭЭГ реакции здоровых людей на взаимноантагонистические норадренотропные воздействия // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1994. Т. 44. № 3. С. 457–461.
  10. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс диагностики «Лурия-90». М.: Знание, 1991. 93 с.
  11. Хромов А.И. Динамика когнитивного развития у детей и подростков с эндогенной психической патологией: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04.
    М., 2012. 23 с.
  12. Чуприкова Н.И. Познавательная активность и память. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2010. 223 с.
  13. Шумакова Н.Б. Психологические особенности развития интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 250–260. URL: www. psyjournals.ru/files/57551/psyedu_ru_2012_4_Chumakova.pdf (дата обращения 04.06.2016).
  14. Felsc M., Hülsdünker T., Mierau J., Bullermann P., Weiß B., Strüder H. The interrelation between sensorimotor abilities, cognitive performance and individual EEG alpha peak frequency in young children [Электронный ресурс] // Clinical Neurophysiology. In Press. URL: www.clinph-journal.com/article/S1388-2457(15)00173-X/pdf (дата обращения 04.06.2016).
  15. Shaw P., Greenstein D., Lerch J., Clasen L., Gogtay N., Evans A., Rapoport J., Giedd J.Intellectual ability and cortical development in children and adolescents // Nature. 2006. Vol. 7084. № 440. Pp. 676–689.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика