Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

3147

Аннотация

Статья посвящена проблеме коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности коммуникативного плана детей с нарушениями речи затрудняют развитие когнитивной и личностной сфер. Описывается эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Установлено, что дети с нарушениями речи имеют отставание в развитии коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества, способностей к партнерскому диалогу со сверстниками и коммуникативных качеств личности. Показано, что важную роль в развитии коммуникативных качеств личности у детей с речевыми нарушениями играет сформированность контроля за совместными действиями, а у дошкольников с типичным развитием – чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникативные способности, сотрудничество со сверстниками, коммуникативные черты личности, тяжелые нарушения речи, психология дошкольника

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070205

Финансирование. Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-06-00607).

Для цитаты: Куфтяк Е.В., Одинцова М.С. Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–82. DOI: 10.17759/cpse.2018070205

Полный текст

 

Введение

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в современном обществе. Развитие и социализация детей с речевыми нарушениями затруднены рядом причин, среди которых когнитивные нарушения, своеобразие личностного развития и эмоциональной сферы, проблемы сенсомоторного и речевого плана [Куфтяк, 2017; Мастюкова, 1992]. Важным условием успешной социализации детей с речевыми нарушениями является человеческое общение [ Колесникова, 2015]. По мнению Л.С. Выготского, речь выступает для детей важнейшим средством связи с окружающим миром, открывает возможность к взаимодействию с другими, является источником информации и развития мышления [Выготский, 1984]. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) испытывают трудности в процессе формирования стратегий общения в окружающем его пространстве [Дзюба, 2009]. Эта проблема носит двойственный характер: с одной стороны, дети с ТНР проявляют пониженную активность в любых видах деятельности, что в свою очередь отражается на недостаточной сформированности их коммуникативных способностей; с другой стороны, дефицит в общении с окружающими усугубляет имеющиеся у них нарушения когнитивной сферы и личностного развития [Куфтяк, 2015]. Отсутствие полноценного общения у детей данной категории становится причиной, затрудняющей психическое развитие ребенка. Так, высокий уровень развития речевых навыков и коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации в социуме, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с раннего возраста [Филичева, 2007]. Все вышесказанное придает актуальность и социальную значимость настоящему исследованию.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В основу проводимого исследования положены следующие гипотезы:

1.  коммуникативные способности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и с типичным развитием имеют различную специфику;

2.   существуют различия во взаимосвязи коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, в частности, коммуникативных действий и коммуникативных качеств личности, обусловленные уровнем их речевого развития.

Описание выборки и методы

Исследование было реализовано в течение 2016 года на базе ДОУ г. Костромы. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет (Мвозр. = 6,07, SD возр. = 0,68) с типичным развитием и дошкольники со вторым или третьим уровнем развития речи по классификации Р.Е. Левиной. Совокупная выборка исследования составила 64 дошкольника, из них 32 ребенка без нарушений речи

(10 мальчиков, 22 девочки) и 32 дошкольника с тяжелыми нарушениями речи (14 мальчиков, 18 девочек) (табл. 1). Все дети посещали одно учреждение, дети с тяжелыми нарушениями речи занимались в логопедической группе.

Таблица 1

Речевой статус воспитанников, посещающих группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР, %

Уровни ОНР

Старшая группа (n=16)

Подготовительная группа

(n=16)

1 уровень

6,25

-

2 уровень

37,5

43,75

3 уровень

56,25

56,25

  

Нами были использованы следующие методики (табл. 2): «Рукавички» (Г.А. Цукерман, 1992) [Филичева, 2007], «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (А.М. Щетинина, 2000), «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова, 2000) [Цукерман, 2001].

Таблица 2

Методики, направленные на изучение коммуникативных способностей
дошкольников

 

Методика

Назначение

«Рукавички» (Г.А. Цукерман, 1992)

Изучение     уровня      развития      коммуникативных

действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества:

      продуктивность совместной деятельности;

      умение договариваться с партнером;

      взаимный контроль действий друг друга;

      взаимопомощь         в         процессе         совместной

деятельности;

      эмоциональное отношение к результатам задания

Диагностика способностей детей       к       партнерскому

диалогу     (А.М.     Щетинина,

2000)

Изучение способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу:

      способность слушать партнера;

      способность договариваться с партнером;

      способность      к        эмоционально-экспрессивной

пристройке, т.е. заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность        к        изменению        состояний

и      переживаний       партнера      по      общению      и

взаимодействию


Результаты и их обсуждение

С помощью методики «Рукавички» нами были изучены коммуникативные действия детей, направленные на организацию и осуществление сотрудничества со сверстниками. Результаты исследования показали, что дети с типичным развитием имеют более высокий уровень коммуникативных действий в процессе осуществления сотрудничества по сравнению с детьми с тяжелыми нарушениями речи (табл. 3).

 Таблица 3

Уровень коммуникативных действий в процессе сотрудничества детей

Критерии

Дети с ТНР (n=32)

Дети с типичным развитием (n=32)

U - критерий Манна- Уитни

p-level

М (SD)

М (SD)

Продуктивность совместной деятельности

1,63 (0,67)

2,47 (0,51)

202,0

0,000

Умение детей договариваться

1,56 (0,69)

2,50 (0,51)

144,0

0,000

Взаимный контроль по ходу выполнения

1,38 (0,70)

2,38 (0,51)

120,0

0,000

Взаимопомощь

1,13 (0,66)

2,06 (0,54)

116,0

0,000

Эмоциональное отношение

1,84 (0,64)

2,53 (0,51)

228,0

0,000

Были установлены статистически значимые межгрупповые различия (все на уровне p=0,000) по показателям продуктивной совместной деятельности, умении договариваться, взаимном контроле по ходу выполнения и оказании взаимопомощи в ходе деятельности. Высокий уровень коммуникативных показателей в процессе сотрудничества имеют дошкольники с типичным развитием. Узоры на рукавичках детей с тяжелыми нарушениями речи не имели сходства или частично повторяли рисунки, в процессе совместной работы дети не пытались договориться друг с другом, каждый выполнял задание по-своему. Вероятно, это связано с тем, что дети с нарушениями речи быстро уставали в процессе совместной деятельности, а продуктивность и темп работы снижались. Так, дети данной группы демонстрировали отсутствие интереса в контакте с партнером, неумение ориентироваться в ситуации общения. Возможно, это связано с несформированностью способов построения практических взаимоотношений со сверстниками.

Далее с помощью критерия Манна-Уитни нами была прослежена динамика коммуникативных действий в процессе сотрудничества детей с учетом их возраста (табл. 4). Так, дети в дошкольном учреждении посещали старшую и подготовительную группы. С учетом возраста детей были установлены следующие различия в показателях коммуникативных действий в процессе осуществления сотрудничества детьми.

Таблица 4

Уровень коммуникативных действий в процессе осуществления
сотрудничества детьми с учетом возраста

Показатели коммуникативных действий

Дети с ТНР старшей группы (n=16)

Дети с ТНР подготовительной группы (n=16)

Дети с типичным развитием старшей группы (n=16)

Дети с типичным развитием подготовительной группы (n=16)

М

М

М

М

Продуктивность совместной деятельности

1,63

1,75

2,38

2,56

Умение договариваться

1,56

1,56

2,44

2,56

Взаимный контроль по ходу выполнения

1,25

1,50

2,31

2,44

Взаимопомощь

1,19

1,06

1,94

2,19

Эмоциональное отношение

1,81

1,88

2,50

2,56

 

Дошкольники с тяжелыми нарушениям речи старшей и подготовительной групп имеют более низкие значения показателей коммуникативных действий по сравнению с детьми с типичным развитием того же возраста. Установлено, что показатели «продуктивность в совместной деятельности» (для старших групп U=50,0, p=0,001; для подготовительных групп U= 51,0, p=0,001), «умение детей договариваться» (для старших групп U=40,5, p=0,000; для подготовительных групп U=31,5, p=0,000), «взаимный контроль» (для старших групп U=22,0, p=0,000; для подготовительных групп U=36,0, p=0,000), «взаимопомощь» (для старших групп U=45,0, p=0,001; для подготовительной группы U=14,0, p=0,001), «эмоциональное отношение» (для старших групп U=60,0, p=0,001; для подготовительных групп U=53,5, p=0,001) выше в группах детей с типичным развитием. Так, дети с типичным развитием лучше ориентируются на позицию другого (сверстника), способны договориться, проявить взаимоконтроль и взаимопомощь.

Анализ состояния коммуникативных действий у детей с ТНР старшей и подготовительной групп показал, что сотрудничество и совместное выполнение задания улучшается с возрастом. Об этом свидетельствует повышение с возрастом ориентации на позицию другого, умения осуществлять контроль за выполнением задания (договориться и совместно выполнить рисование узора). Дети старшей группы чаще приступают к работе не договариваясь, ориентируются на собственные действия, а не на действия партнера. Взаимный контроль в этом возрасте у детей с ТНР практически отсутствует. Эмоциональная оценка результата деятельности чаще описывается фразой «у меня красиво, а у тебя нет». В подготовительной группе дети с ТНР отличаются более высоким уровнем продуктивности совместных действий (p=0,03), чем в старшей группе. Однако дети этой группы не умеют договариваться между собой (p=0,000), по сравнению с детьми с типичным развитием. В паре один из детей проявлял активность, другой оставался пассивным и безынициативным. Из-за неумения конструктивно строить общение у детей с ТНР часто возникали конфликтные ситуации. По данным наблюдения, эмоциональнее на полученный результат реагировали девочки.

Дошкольники с типичным развитием чаще с помощью диалога выстраивают стратегию выполнения задания, в паре устанавливается лидер, который проявляет больше инициативы. Ведомый больше наблюдает за своим партнером и его выполнением. Дети взаимно контролируют друг друга, сравнивают результаты выполнения задания, легко контактируют друг с другом, в парах работают мальчики и девочки одинаково. С помощью вербальных средств коммуникации в ходе работы над «рукавичками» вносятся изменения, рисунок видоизменяется, по ходу дается эмоциональная оценка деятельности со стороны партнеров, партнеры оказывают необходимую помощь сверстнику для достижения наилучшего результата, том числе и техническую.

Для выявления уровня развития способности к партнерскому диалогу у детей использовалась методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу». Установлено, что дети с нарушениями речи и типичным развитием различаются по всем показателям компонентов способности к партнерскому диалогу (табл. 5).

Таблица 5

Значимые различия показателей уровня развития способности
к партнерскому диалогу между группами детей
с тяжелыми нарушениями речи и детьми с типичным развитием

Показатели коммуникативных действий

Дети с ТНР старшей группы (n=16)

Дети с ТНР подготовительной группы (n=16)

Дети с типичным развитием старшей группы (n=16)

Дети с типичным развитием подготовительной группы (n=16)

М

М

М

М

Продуктивность совместной деятельности

1,63

1,75

2,38

2,56

Умение договариваться

1,56

1,56

2,44

2,56

Взаимный контроль по ходу выполнения

1,25

1,50

2,31

2,44

Взаимопомощь

1,19

1,06

1,94

2,19

Эмоциональное отношение

1,81

1,88

2,50

2,56

 

Так, дети с типичным развитием отличаются от сверстников с нарушениями речи умением слушать партнера по деятельности (p=0,004), они способны спокойно, терпеливо слушать партнера. Дошкольники с типичным развитием легко договариваются со сверстниками (p=0,000). Игра детей объединяет большое количество ровесников, где они распределяют роли в игровом коллективе, учатся находить компромиссные решения. Дошкольники с типичным развитием чаще проявляют симпатию к сверстникам и ориентируются на эмоциональное состояние партнера по общению (p=0,000), чем дети с ТНР.

У детей с ТНР компоненты способности к партнерскому диалогу имеют близкий к среднему уровень развития. Дошкольники с нарушениями в развитии не умеют слушать, перебивают партнера по общению, не способны понять собеседника, часто не соглашаются, раздражаются и настаивают на своем решении. Вероятно, низкий уровень способностей к партнерскому диалогу связан с имеющимися речевыми дефектами. Дети часто становятся непонятыми, стремятся выйти из диалога, не понимают эмоциональное состояние и настроение сверстников, их игровой коллектив малочисленный (не более двух детей), они предпочитают играть в одиночестве, что связано с низким уровнем социального развития детей данной категории.

Для выявления коммуникативных качеств личности ребенка и коммуникативных действий и умений использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников». Было обнаружено, что по всем показателям дошкольники с ТНР и типичным развитием значительно различаются (табл. 6).

Таблица 6

Выявление уровня сформированности коммуникативных качеств личности
и коммуникативных действий и умений в группах детей

Показатели коммуникативных способностей

Дети с тяжелыми нарушениями речи (n=32)

Дети с типичным развитием (n=32)

U-критерий Манна- Уитни

p-level

M (SD)

M (SD)

Эмпатийность

1,25 (1,6)

3,56 (1,5)

76,0

0,000

Доброжелательность

1,25 (1,5)

3,34 (1,5)

100,0

0,000

Непосредственность, искренность

1,47 (1,1)

2,53 (1,4)

211,0

0,000

Открытость

1,31 (1,5)

3,34 (1,5)

117,0

0,000

Конфронтация

1,19 (1,4)

3,16 (1,5)

89,0

0,000

Инициативность

1,31 (1,6)

3,16 (1,5)

127,0

0,000

Организационные умения

1,34 (1,5)

3,22 (1,5)

189,5

0,000

Перцептивные умения

1,28 (1,5)

3,19 (1,5)

101,5

0,000

Операционные умения

1,25 (1,5)

3,38 (1,50

84,0

0,000

 

Отмечаются статистически значимые различия (при p=0,000) между группами детей по уровню проявления личностных качеств в общении, таких как «эмпатийность» и «доброжелательность». Дети с ТНР при общении не способны проявить позитивный настрой и не готовы к переживанию чувств своего собеседника и партнера. По данным исследователей, высокая степень эмпатии взаимосвязана с мягкостью, доброжелательностью и общительностью, а низкая степень эмпатии - с замкнутостью и недоброжелательностью [ Ильин, 2009]. Также отмечается, что способность к сопереживанию связана с широким кругом общения со сверстниками [ Ильин, 2009].

В двух группах были выявлены различия по уровню проявления инициативности (p=0,000). Мы предполагаем, что проявление инициативности в общении и степени воздействия друг на друга находятся во взаимосвязи с уровнем владения детьми с ТНР предметно-содержательной деятельностью. Низкий уровень развития игровых действий и манипуляций с предметами выступают факторами, обуславливающими низкий уровень проявления инициативности в общении. Мотивационные трудности детей также определяют формирование положительных личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями.

Далее нами были определены взаимосвязи между следующими коммуникативными способностями в группах дошкольников с ТНР и типичным развитием: коммуникативные действия, способности партнерского диалога и коммуникативные качества личности.

В группе дошкольников с речевыми нарушениями получено большее количество положительных взаимосвязей. Проявление детьми взаимного контроля положительно связано с коммуникативными чертами личности: непосредственностью (r=0,44, p=0,01), открытостью (r=0,45; p=0,009), инициативностью (r=0,45, p = 0,009), организационными (r=0,53, p=0,002) и операционными умениями (r= 0,45, p=0,01), способностью договариваться (r=0,40, p=0,02). Как видим, коммуникативные качества личности и коммуникативные действия повышаются за счет взаимного контроля со стороны сверстников. Выявлено, что умение договариваться и проявление терпения в беседе положительно связаны с коммуникативными чертами личности: эмпатией (r=0,38, p=0,03), доброжелательностью (r=0,61, p=0,000), инициативностью (r=0,49, p=0,004), организационными (r=0,39, p=0,02), перцептивными (r=0,61, p=0,000) и операционными (r=0,49, p=0,004) умениями. Таким образом,     проявление эмпатийности и дружелюбности к другим, инициативы и организаторских навыков, стремление понять другого и владение средствами общения зависят от коммуникативных действий ребенка. Способность договариваться и проявление терпения в общении выступают факторами развития важных коммуникативных черт личности дошкольников.

Корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена показал, что в группе дошкольников с типичным развитием наблюдаются единичные связи. Способность к эмоционально-экспрессивной пристройке по отношению к партнеру положительно связана с доброжелательностью (r=0,43, p=0,01), открытостью (r=0,41,   p=0,02), перцептивными умениями (r=0,31, p=0,05) и отрицательно - с непосредственностью (r=-0,33, p=0,04). Вероятно, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению предполагает более высокий уровень сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений. Развитие дружелюбности, открытости и понимания чувств другого у дошкольников с типичным развитием зависит от уровня эмоционального настроя по отношению к другому.

Полученные результаты могут быть использованы в практике работы с детьми дошкольного возраста. В процессе формирования коммуникативных способностей у детей с речевыми нарушениями особое внимание следует уделять формированию у них контроля за совместными действиями при взаимодействии со сверстниками, а у дошкольников с типичным развитием - чувствительности к изменению состояний и переживаний партнера по общению.

Выводы

Таким образом, анализ специфики коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий дошкольников с разным психическим развитием показал следующее.

Группы дошкольников с разным психическим развитием имеют ряд особенностей личности. В группе дошкольников с типичным развитием наблюдается благоприятная картина коммуникативных действий и навыков, по сравнению с группой детей с ТНР, имеющих существенное отставание уровня развития коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Коммуникативные действия у детей с ТНР улучшаются с возрастом, они становятся более ориентированными на сотрудничество и на совместное выполнение задания со сверстниками.

Дошкольники с речевыми нарушениями не всегда способны понять чувства сверстника, сопереживать партнеру, адекватно вербально выразить свои чувства, в связи с чем реже проявляют доброжелательность, эмпатию к собеседнику. Дети данной категории проявляют враждебность и неумение конструктивно отстаивать свою позицию, неготовность сотрудничать и договариваться.

Определенную роль в развитии коммуникативных качеств личности у детей с речевыми нарушениями играет сформированность контроля над совместными действиями, а у дошкольников с типичным развитием - чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию, что следует учитывать педагогам и психологам при работе с дошкольниками.

Финансирование

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-06-00607).

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология.
    М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  2. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.
  3.  Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
  4.  Колесникова А.Е. Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР: новый подход // Логопед. 2015. № 3. С. 23–31.
  5. Куфтяк Е.В. Дети с дефицитами развития: особенности психологических защит и копинг-стратегий // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017.
    № 3. С. 25–33.
  6. Куфтяк Е.В., Самохвалова А.Г. Особенности адаптивного поведения детей
    в ситуации школьных и коммуникативных трудностей // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 4. doi:10.17759/cpse.2015040404 (дата обращения: 01.10.2017).
  7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика
    и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-Пресс, 2007. 224 с.
  9. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: Практическое пособие. М.: Владос, 2001. 157 с.
  10. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

Информация об авторах

Куфтяк Елена Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФГБОУ ВО РАНХиГС), заведующая кафедрой возрастной психологии и семейного консультирования, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО МИП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3723-0507, e-mail: elena.kuftyak@inbox.ru

Одинцова Марина Станиславовна, старший воспитатель, Детский сад № 28, магистрант, кафедра специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет (ФГБОУ ВО КГУ), Кострома, Россия, e-mail: odinzova-marina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2932
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 41

Скачиваний

Всего: 3147
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 22