Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 261

Куфтяк Е.В., доктор психологических наук, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Кострома, Россия, kuftyak@yandex.ru
Одинцова М.С., старший воспитатель, Детский сад № 28, Кострома, Россия, odinzova-marina@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности коммуникативного плана детей с нарушениями речи затрудняют развитие когнитивной и личностной сфер. Описывается эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Установлено, что дети с нарушениями речи имеют отставание в развитии коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества, способностей к партнерскому диалогу со сверстниками и коммуникативных качеств личности. Показано, что важную роль в развитии коммуникативных качеств личности у детей с речевыми нарушениями играет сформированность контроля за совместными действиями, а у дошкольников с типичным развитием – чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-06-00607).

Литература
  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология.
    М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  2. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.
  3.  Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
  4.  Колесникова А.Е. Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР: новый подход // Логопед. 2015. № 3. С. 23–31.
  5. Куфтяк Е.В. Дети с дефицитами развития: особенности психологических защит и копинг-стратегий // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017.
    № 3. С. 25–33.
  6. Куфтяк Е.В., Самохвалова А.Г. Особенности адаптивного поведения детей
    в ситуации школьных и коммуникативных трудностей // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 4. doi:10.17759/cpse.2015040404 (дата обращения: 01.10.2017).
  7. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика
    и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-Пресс, 2007. 224 с.
  9. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: Практическое пособие. М.: Владос, 2001. 157 с.
  10. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика