Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Педагогика исключительного детства В.П. Кащенко: к 110-летию Санатория-школы для дефективных детей в заведывании доктора В.П. Кащенко 74

Степанова М.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии , Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, marina.stepanova@list.ru

Аннотация

Статья приурочена к 110-летию одного из первых в России лечебно-воспитательных учреждений для детей с нарушениями развития – санатория-школы для дефективных детей, открытого в Москве в 1908 г. В.П. Кащенко. Изданные при жизни В.П. Кащенко методические и научно-практические работы, а также воспоминания его дочери А.В. Кащенко позволяют проследить историю санатория на протяжении двух десятилетий до отстранения в 1926 г. В.П. Кащенко от заведывания. Дана подробная характеристика воспитанников санатория, описана организация их жизни, учебных занятий и воспитательных мероприятий. Специальное внимание уделено научно-исследовательской работе В.П. Кащенко и, в частности, созданию им уникального музея педологии и педагогики исключительного детства. На основании обобщения накопленного опыта врачебно-педагогической деятельности В.П. Кащенко сформулировал принципы лечебной педагогики, названные им основами практической работы с дефективным (исключительным) ребенком. В заключение предпринята попытка обозначить вклад В.П. Кащенко в развитие психолого-педагогической науки и практики обучения-воспитания детей с нарушениями развития.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Азбукин Д.И. Общественно-педагогическая деятельность В.П. Кащенко // Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина. 1947. Т. 49. Вып. 3. С. 101–109.
  2. Владимирова Е. Анна Кащенко. Секрет ее молодости // Русский мир. 2011. Октябрь. С. 86–91. 
  3. Выготский Л.С. Педологические основы работы с умственно-отсталыми и физически-дефективными детьми // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. Т. 2. М.: Работник Просвещения, 1928. С. 392–397. 
  4. Голованов Л.В. Достойный пример жизни и творчества // Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992. С. 5–21.
  5. Голосъ Москвы. Ежедневная газета. 1909. № 82 (11 апреля).
  6. Дефективные дети и школа / Под ред. В.П. Кащенко. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912. 279 с.
  7. Зайцева Г.Л. Кащенко Всеволод Петрович // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1 («А – М»). М.: БРЭ, 1993. С. 424.
  8. Замский Х.С. Врачебно-педагогическая деятельность профессора Всеволода Петровича Кащенко и ее роль в развитии вспомогательной школы СССР // Ученые записки МГПИ имени В.И. Ленина. 1959. Т. 131. Вып. 7. С. 95–108.
  9. Замский Х.С. Всеволод Петрович Кащенко (К 100-летию со дня рождения) // Дефектология. 1970. № 5. С. 78–81.
  10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М.: НПО «Образование». 1995. 400 c.
  11. Кащенко А.В. И все это было… // Дефектология. 2006. № 4. С. 8–17.
  12. Кащенко А.В. И все это было… // Дефектология. 2006. № 5. С. 3-14.
  13. Кащенко Всеволод Петрович // БСЭ. 1-е изд. 1936. Т. 32. С. 58.
  14. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992. 223 с.
  15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. 6-е изд. М.: Академия, 2010. 304 с. 
  16. Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание и обучение трудных детей. М.: б/изд., 1914. 55 c.
  17. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание. С предисловием Н.А. Семашко. М.: Работник просвещения, 1929. 125 с.
  18. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Педология исключительного детства // Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. Т. 1. М.: Работник Просвещения, 1927. С. 192–214.
  19. Музей педологии и педагогики исключительно детства // Научно-прикладные и естественно-исторические музеи Москвы. Путеводитель / под ред. В.В. Згура. М.: Изд-во Моск. Комм. Хоз-ва, 1926. С. 71–73.
  20. Санаторий-школа для дефективных детей в заведывании доктора В.П. Кащенко. М.: Городская типография, 1911. 30 с.
  21. Степанова М.А. В.П. Кащенко и Л.С. Выготский: к истории названия науки о дефективном ребенке // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 119–136.
  22. Хрестоматия по истории олигофренопедагогики / Сост. Ф.М. Новик. М.: Госуд. уч-педаг. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1941. 280 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика