Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7825Ключевые слова 18996 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO DOAJ ERIH PLUS

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности психологического здоровья первоклассников с наличием медико-биологических факторов риска в раннем развитии 58

Казакова Е.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшаей школы психологии, педагогики и физической культуры, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, kaz-elena10@yandex.ru
Соколова Л.В., доктор биологических наук, заведующий кафедрой биологии человека и биотехнических систем, Высшая школа естественных наук и технологий, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия, sluida@yandex.ru

Аннотация

В статье приводятся данные исследования характеристик психологического здоровья учащихся первых классов разных групп в зависимости от преобладания количества медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе. Было обследовано 193 первоклассника школ города Архангельска с применением комплекса из шестнадцати методик, позволяющих подойти к описанию характеристик психологического здоровья на физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях. Статистический анализ проводился с применением методов описательных статистик и пошагового дискриминантного анализа. Обработка проводилась с помощью пакета программ SPSS 22.00. На основании полученных результатов авторы приходят к заключению, что с увеличением количества медико-биологических факторов риска дизонтогенеза в анамнезе ребенка наблюдается возрастание сферы их влияния на разные уровни и характеристики психологического здоровья обследованных школьников. Первоклассники группы с наименьшим количеством медико-биологических факторов риска отличаются более высокими характеристиками психологического здоровья. Сочетанное воздействие медико-биологических факторов риска в ранние периоды онтогенетического развития первоклассников могут стать причиной процессов дезадаптации в физиологической, психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, регуляторной, коммуникативной, духовно-нравственной сферах, а также различных нарушений соматического здоровья и возникновения школьных трудностей. Количество медико-биологических факторов риска в раннем онтогенезе является прогностичным индикатором нарушений психологического здоровья, что в свою очередь требует своевременной профилактики и коррекции.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967-ОГ «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).

Благодарности

Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность за содействие в проведении исследования администрации, педагогам и психологам общеобразовательных школ №50 и №9 г. Архангельска. Авторы благодарят профессора, доктора психологических наук Н.Н. Симонову за помощь в консультировании по статистическому анализу результатов исследования.

Литература
  1. Агеева Л.Ф., Вольтов А.В., Купреничева Т.В. и др. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: диагностический портфель. Серия «Здоровья в школе». Вып. 4. СПб.: ГБС(К)ОУ школ-интернат № 9, 2013. 93 с.
  2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 35–37.
  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 382 с.
  4. Артюхова Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 49–53.
  5. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. 2015. № 19. С. 342–345.
  6. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
  7. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 240 с.
  8. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
  9. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). М.: Академия, 2003. 416 с.
  10. Будиянский Н.Ф., Данчева Т.Д. Психологическое здоровье личности как многомерный феномен // Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского «Человек, субъект, личность в современной психологии» / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. Т. 2. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. С. 393–394.
  11. Воловикова М.И., Галкина Т.В. Психологическое здоровье личности
    и нравственные проблемы общества // Психологическое здоровье личности
    и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: Изд-во института психологии РАН, 2014. С. 5–15.
  12. Волокитина Т.В. Роль биологических и социальных факторов в развитии и формировании здоровья детей // Вестник Поморского университета. 2001. № 3.
    С. 5–10.
  13. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 1. С. 42–53.
  14. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. 176 с.
  15. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.
  16. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67–95.
  17.  Казакова Е.В., Соколова Л.В. Психофизиологический статус детей-северян с факторами риска в раннем развитии: монография. Архангельск: КИРА, 2012. 179 с.
  18. Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 70–82.
  19. Лукьянченко Н.В. Диагностика эмоционального отношения первоклассников к школе // Психология и школа. 2009. № 1. С. 39–44.
  20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Под ред. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
  21. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М.: изд-во МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2005. 544 с.
  22. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 176 с.
  23. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: метод. рекомендации (утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 17.03.1996 № 01-19/31-17) [Электронный ресурс] //URL: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-fv/med-wqzuh/index.htm (дата обращения: 30.05.2017).
  24. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. М.: Питер, 2006. 294 с.
  25. Практическая психология образования: учебное пособие / Под ред.
    И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
  26. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993. 61 с.
  27. Самарина В.Н., Воронцов И.М. История развития ребенка. СПб.: СпецЛит СПб, 2016. 223 с.
  28. Семенова З.Ф., Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом – Дерево – Человек». М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 190 с.
  29. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Динамика изменений раннего психического развития: психогенетический и онтогенетический аспекты // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. Т. 37. № 4. С. 105–118.
  30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.
    М.: Академия, 2000. 293 с.
  31. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося
    и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  32. Хатуева М.М. Развитие личностного потенциала как условие психологического здоровья младших школьников // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2015. № 3. С. 239–243.
  33. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. 176 с.
  34. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. ... д-ра пед. наук. Москва, 2001. 299 с.
  35. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка. 105 психологических тестов. СПб.: Речь, 2007. 304 с.
  36. Черкасова С.А. Психолого-педагогические условия благоприятного психологического развития детей с ослабленным здоровьем детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. 2012. № 3. С. 12. URL: https://ppip.idnk.ru/index.php/-4-2012/9-2011-02-24-12-27-14/-3-2011/285-2011-09-29-10-54-12 (дата обращения: 16.12.2018).
  37. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб.: Иматон, 1999. 184 с.
  38. Dhar N., Chaturvedi S.K. Spiritual health, the fourth dimension: a public health perspective // WHO South-East Asia J Public Health. 2013. Vol. 2. Issue 1. P. 3–5.
  39. Levitina E.V. Effect of mexidol on clinical and biochemical parameters of perinatal hypoxia in newborn children // Экспериментальная и клиническая фармокология. 2001. Т. 64. № 5. С. 34–36.
  40. Smith J.P., Thompson J.F., Ellwood D.A. System costs of artificial infant feeding: estimates for the Australian Capital Territory // Australian and New Zealand Journal of Public Health. 2002. Vol. 26. № 6. Р. 543–551.
  41. Stoelhorst G.M., Martens S.E., Rijken M. et al. Behaviour at 2 years of age in very preterm infants (gestational age < 32 weeks) // Acta paediatrica. 2003. Vol. 92. № 5.
    Р. 595–601.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика