Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

31 место — направление «Психология»

0,423 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,649 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности письменной речи глухих подростков в виртуальном общении 143

Савченко Е.А., магистрант,, Московский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, sava1496@mail.ru
Хохлова А.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ehalina2@yahoo.com

Аннотация

Статья посвящена анализу письменной речи подростков и молодых людей с нарушениями слуха в виртуальном пространстве. В исследовании участвовали 28 человек в возрасте от 16 до 20 лет (три человека в возрасте 16 лет, 9 человек – 17 лет, 4 человека – 18 лет); 14 человек имели нарушенный слух. Первая часть исследования проходила в виде онлайн-анкетирования, в котором выяснялись предпочитаемые виртуальные пространства для общения, отношение к письменному общению в них, а также давались творческие задания для оценки письменной речи, разработанные О.В. Виленской. Вторая часть состояла из анализа содержимого социальных страниц участников исследования. Результаты показали, что письменное общение глухих подростков и юношей в социальных сетях отражает общие особенности их речевого общения и социальных отношений (в целом более сжатые письменные высказывания, чем у слышащих сверстников, меньше собственно инициированной письменной речи, не столь гибкий стиль письма, меньше собеседников для общения в социальных сетях, преобладание ошибок согласования). Однако важным представляется тот факт, что они высоко оценивают важность письменной речи и стараются следить за ее правильностью. Виртуальное общение в жизни молодых людей с нарушенным слухом играет ту же роль, что и в жизни слышащих, и они успешно осваивают эту сторону современной реальности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. 303 c.
  2. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: ОНИКС 21 век, 2005. 222 с.
  3. Коровин К.Г. Книга для учителя школы слабослышащих: обучение русскому языку, чтению, произношению / Под ред. К.Г. Коровина. М.: Просвещение, 1995.
    160 с.
  4. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. псих. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 352 с.
  5. Мудрак Д.А. О языковой специфике sms-общения // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2012. Т. 2. № 2. С. 163–164.
  6. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников
    с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2004. 344 с.
  7. Павловская О.Е. SMS-общение как репрезентация прагматического уровня языковой личности студента среднего профессионального образования // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Ч. 1. 2011. Т. 24 (63). № 2. С. 405–410.
  8. Сумкин К.С., Тараненко Л.О. Анализ страницы пользователя социальной сети «Вконтакте» // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 189–194
  9. Сурдопедагогика: учебник для вузов / Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Владос, 2014. 655 c.
  10. Туджанова К.И. Развитие самостоятельной письменной речи слабослышащих учащихся. М.: изд-во МПГУ, 1997. 96 с.
  11. Шиф Ж.И. Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954. 21 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика