Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6565Ключевые слова 15318 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Некоторые психологические проблемы построения учебных программ 297

Эльконин Д.Б., доктор психологических наук
Давыдов В.В., доктор психологических наук, Москва, Россия

Аннотация

Авторы показывают, что учебные предметы можно строить сообразно содержанию и взаимосвязи понятий современной науки. Усвоение знаний осуществляется не по абстрактным законам образования связей-ассоциаций, а внутри и посредством специфической учебной деятельности. Возрастные психические особенности учащихся производны от содержания и форм их реальной деятельности. Изменение деятельности формирует новые интеллектуальные возможности детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

1. Способы построения учебных программ, учебников и методик преподавания, принятых в нашей школе (особенно в начальной), сложились несколько десятилетий назад. Они решали задачи школьного образования того периода; их конкретная «технология» воплотила наиболее распространенные в то время логические, психологические и методические представления о строении учебных предметов, о процессе усвоения знаний, о возрастных интеллектуальных возможностях учащихся. В настоящее время изменились задачи общего образования (в частности, место начальной школы в его системе). Накоплены новые данные в общей, детской и педагогической психологии и логике. Существенное изменение содержания принятых программ и методик, необходимость которого все более остро диктуется жизнью, невозможно провести, с одной стороны, без выявления и критического анализа их реальных логических и психологических предпосылок, с другой — без формулирования нового способа построения программ и методик, опирающегося на современные психологические и логические теории.

2. Лаборатория психологии детей младшего школьного возраста Института психологии АПН РФ ведет систематическое исследование психологических предпосылок рационального программирования математики, русского языка и труда в начальной школе. Специальный анализ показал, что в основе построения принятых программ, методик и учебников лежат следующие взаимосвязанные положения: а) структура учебного предмета воспроизводит историческую последовательность возникновения знаний в соответствующей науке («историзм»); б) формирование понятий в обучении осуществляется при переходе учащихся от наглядно-чувственного материала к абстрактному, от частного — к общему, одинаковому в совокупности явлений («сенсуализм»); в) усвоение знаний состоит в образовании ассоциативных связей между элементами сообщаемых сведений, между этими сведениями и словами-терминами («ассоциационизм»); г) каждый возраст имеет устойчивые и характерные психические особенности, диктующие содержание и способ усвоения («лимитирующий» характер возрастных особенностей). Эти положения с различной степенью четкости, теоретической осознанности прямо или косвенно предполагаются большинством авторов программ, учебников и методик, определяя конкретные приемы их построения.

По этой теме ищут:

Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.А. Сластенина.

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика