Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 1 место — направление «Психология» 31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,786 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии 989
Гуружапов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru
АннотацияВ статье затрагивается проблема приобщения младших подростков к искусству во внешкольных учреждениях. В специально организованном систематическом обучении, включающем групповую дискуссию, показана динамика восприятия смысла искусства младшими подростками. Ключевые слова: коллективная дискуссия, наивный реализм, понимание искусства Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи Для детей младшего подросткового возраста (10—12 лет) характерна всевозрастающая потребность к общению со сверстниками [10] и повышенная общая познавательная активность [6]. Это создает благоприятные предпосылки для приобщения младших подростков к искусству во внешкольных учреждениях с использованием их инициативы в проведении различных коллективных мероприятий. Опыт работы подросткового клуба Государственной Третьяковской галереи «Путешествие в страну изобразительного искусства» в 1986—1990 гг. показал, что детей 11—12 лет можно вводить в сложные вопросы искусства через особо организованные коллективные дискуссии. Одной из трудностей при работе в художественном музее с младшими подростками, не прошедшими специального обучения искусству, является очень жесткая приверженность большинства детей так называемой идее наивного реализма. В соответствии с этой идеей ребенок трактует содержание картины, исходя из значения отдельных деталей, которые он может интерпретировать как прямое изображение действительности. Образный строй произведения как целого и, соответственно, выраженные в художественной форме мысли и чувства оказываются закрытыми для его понимания. В обычной музейной практике экскурсоводы и лекторы разъясняют смысл художественного образа, но подростку трудно его постичь, так как именно от взрослых он усвоил идею «наивного реализма». Для того чтобы содержание картины стало предметом деятельности ребенка, надо существенным образом изменить саму ситуацию его вхождения в мир искусства. При традиционных формах работы, таких, как экскурсия и лекция, сделать это очень сложно, поскольку трудно изменить стереотип отношений детей к взрослому. Клубная работа дает больше возможностей. Клуб «Путешествие в страну изобразительного искусства» представлял собой форму систематической работы с младшими подростками в музее. Занятия, целью которых было знакомство детей с выразительными особенностями разных видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство), проходили два раза в месяц. Каждому виду искусства отводилось два занятия. Причем первое проводилось обязательно в конференц-зале одновременно для 100—120 человек. На нем разбирались общие вопросы данного вида искусства. Второе организовывалось для отдельных групп и проходило в экспозициях музея (выставок) или в мастерской художника. Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Педагогическая психология | Байрамов В.Д., Герасимов А.В. Инклюзивная образовательная среда университета: особенности и проблемы проектирования (опыт МГГЭУ) Педагогическая психология, Психология искусства и творчества | Казакова Е.И., Басюк В.С., Врублевская Е.Г. Междисциплинарные исследования | Кудина Г.Н. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |