Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии 989

Гуружапов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru

Аннотация

В статье затрагивается проблема приобщения младших подростков к искусству во внешкольных учреждениях. В специально организованном систематическом обучении, включающем групповую дискуссию, показана динамика восприятия смысла искусства младшими подростками.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для детей младшего подросткового возраста (10—12 лет) характерна всевозрастающая потребность к общению со сверстниками [10] и повышенная общая познавательная активность [6]. Это создает благоприятные предпосылки для приобщения младших подростков к искусству во внешкольных учреждениях с использованием их инициативы в проведении различных коллективных мероприятий. Опыт работы подросткового клуба Государственной Третьяковской галереи «Путешествие в страну изобразительного искусства» в 1986—1990 гг. показал, что детей 11—12 лет можно вводить в сложные вопросы искусства через особо организованные коллективные дискуссии.

Одной из трудностей при работе в художественном музее с младшими подростками, не прошедшими специального обучения искусству, является очень жесткая приверженность большинства детей так называемой идее наивного реализма. В соответствии с этой идеей ребенок трактует содержание картины, исходя из значения отдельных деталей, которые он может интерпретировать как прямое изображение действительности. Образный строй произведения как целого и, соответственно, выраженные в художественной форме мысли и чувства оказываются закрытыми для его понимания. В обычной музейной практике экскурсоводы и лекторы разъясняют смысл художественного образа, но подростку трудно его постичь, так как именно от взрослых он усвоил идею «наивного реализма». Для того чтобы содержание картины стало предметом деятельности ребенка, надо существенным образом изменить саму ситуацию его вхождения в мир искусства. При традиционных формах работы, таких, как экскурсия и лекция, сделать это очень сложно, поскольку трудно изменить стереотип отношений детей к взрослому. Клубная работа дает больше возможностей.

Клуб «Путешествие в страну изобразительного искусства» представлял собой форму систематической работы с младшими подростками в музее. Занятия, целью которых было знакомство детей с выразительными особенностями разных видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство), проходили два раза в месяц. Каждому виду искусства отводилось два занятия. Причем первое проводилось обязательно в конференц-зале одновременно для 100—120 человек. На нем разбирались общие вопросы данного вида искусства. Второе организовывалось для отдельных групп и проходило в экспозициях музея (выставок) или в мастерской художника.

Литература
  1. Благонадежина Л. В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие//Вопросы психологии. 1968. № 4.
  2. Васильева А. С. Психологический анализ отношения подростков к изобразительному искусству: Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1972.
  3. Гуружапов В. А. Понимание младшими школьниками и подростками образа человека в произведениях живописи и графики//Вопросы психологии. 1995. № 5.
  4. Гуружапов В. А. Возрастные особенности общих представлений подростков об изобразительном искусстве // Сообщения Государственной Третьяковской галереи. М., 1995.
  5. Дмитриенко Я. Ф. Особенности восприятия живописи учащимися 5 — 6 классов (требования к отбору произведе-ний): Автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1971.
  6. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М., 1965.
  7. Леонтьев А. И. Деятельность, сознание, личность. М., 1979.
  8. Полуянов Ю. А. Психологические особенности понимания произведений искусства детьми младшего школьного возраста//Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети». Ташкент, 1982.
  9. Сысоева-Ляхтович Е. В. Особенности эстетических суждений учащихся среднего школьного возраста: Автореф. дис…. канд. пед. наук. Киев, 1965.
  10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика