Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические основы дошкольной игры
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сознание, личность, правила игры, игра, дошкольный возраст, психические функции
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.
Фрагмент статьи
1
В психологии существует множество взглядов на игру, имеется множество теорий игры. Достаточно перечислить только самые известные из них, чтобы убедиться в том, как много занимались детской игрой: это теория Ф. Шиллера и Г. Спенсера, известная теория К. Гросса, Р. Холла, К. Бюлера, В. Штерна, Дж. Дьюи, К. Коффки; своеобразные взгляды на игру развивает Ж. Бойтендейка; у нас теорию игры разрабатывал Л.С. Выготский, а последнее время анализ игровой деятельности был дан С.Л. Рубинштейном в его «Основах психологии». Охватить все эти теории и дать их анализ в рамках статьи нет никакой возможности. Поэтому мы ограничиваемся здесь лишь попыткой дать положительное решение проблемы игры, опирающееся на еще не опубликованные работы Д.Б. Эльконина и Ф.И. Фрадкиной, а также Г.Д. Лукова, которые подвергли игру детей преддошкольного и дошкольного возрастов экспериментальному исследованию исходя из гипотезы, выдвинутой Л.С. Выготским.
2
Игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Так, например, у ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, т. е. в содержании самого действия. Это справедливо не только для игры дошкольника, но и для всякой настоящей игры вообще. Не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры. Поэтому в играх взрослых, если внутренним мотивом игры становится не столько играть, сколько выиграть, игра, собственно, перестает быть игрой.
Это, однако, слишком общая характеристика игры. Ведь игра развивается, и то, как играет дошкольник, — это нечто совсем иное, чем то, как играет школьник или взрослый. Значит, к игре нужно подходить очень конкретно, не ограничиваясь общими положениями (что, кстати сказать, является одним из главных недостатков большинства теорий игры), но раскрывая в ней специфику каждого этапа ее развития. Прежде всего нам нужно найти специфические особенности дошкольной игры.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11850
В прошлом месяце: 83
В текущем месяце: 90
Скачиваний
Всего: 3649
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 25