Субъектность: новая парадигма в образовании

1043

Аннотация

В статье изначально определяется смысл понятий «Идея», «Я», «Мир», «Развитие», «Личность» в философской и психологической традиции. Раскрывая понятия, обозначаются основные категории субъектной парадигмы в образовании и возможные пути его построения. Приведены примеры некоторых экспериментальных разработок, иллюстрирующих общую стратегию исследований в рамках субъектной парадигмы построения образовательных взаимодействий с детьми.

Общая информация

Ключевые слова: идея, мир, развитие, образование, субъектная парадигма, личность

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 3.

Фрагмент статьи

Каждое из пяти названных слов («Идея», «Я», «Мир», «Развитие», «Личность») звучит вполне привычно. Что поделаешь? Обыденное сознание привязчиво!.. Вот почему первое, с чего мы начнем, — это определим их смысл в философской и психологической традиции. Расшифровывая их, мы обозначим основные категории субъектной парадигмы в образовании, а связывая их воедино, — возможные пути его построения.

ИДЕЯ. Обыденное сознание отождествляет мысль и идею. В редких случаях — и я мог бы привести довольно забавный пример — в самом языке встречается противопоставление: «Это — не мысль, это — идея!» Между тем в истории западноевропейской и отчасти русской философии «идея» если и отождествлялась с «мыслью», то лишь в динамике «отождествление — растождествление». В гегелевской философии «идея» выступает в пульсации взаимопереходов мысли и мыслимого. Надо ощутить эту пульсацию, чтобы прочувствовать, что гегелевская «идея» — это что-то живое. Поэтому я предложу читателю провести небольшой сеанс медитации — попробовать углубиться в смысл фразы, которая прозвучит так:
«То, о чем я думаю сейчас» (... оставляю «место» для медитации....). Заметим, что происходит. Мысль (то, что является частью меня, моей субъективности) то и дело замещаете чем-то находящимся вне мысли (чем-то объективным, лежащим за пределами меня самого); потом мысль как бы догоняет и захватывает мыслимое, затем последнее опят вырывается вперед и т.д. Взаимопереходы мысли и мыслимого, которые мы только что пережили, даю нам представление об идее — динамической форме единства субъективного и объективного — мысли мыслимого.

Я. В противоположность обыденным представлениям о едином и единственном Я (как бы точечном центре сознания) Я для нас триедино. Мы выделяем три ипостаси Я (каждая сопричастна каждой): Единичное Я, Особенное Я, Всеобще Я. Референцию Единичного Я человека образует его бытие как автономного существа. «Я, каков я есть сам по себе, есть мое Единично) Я», — могло бы сказать о себе Единичное Я, будь оно способно к пол неценной саморефлексии; увы, такая способность Единичному Я заказана. Опыт самости как самобытия невыразим (вот чем в данном случае оборачивается присущая слову сила обобщать — слабостью. Ведь, понятное дело, содержании единичного Я обобщению не подлежат). Особенное Я человека — это область его осознанных идентификаций: «Я — белый, представители среднего класса, выпускник такого то колледжа и т.п.»; Особенное есть также и «Физическое Джемс), «Территория Я» и т.п., т.е. область того, что человек считает своим и, соответственно, защищает. Есть смысл подчеркнуть, что Особенное Я, репрезентирующее некое «Мы», отграничено от «Они». Эта противопоставленность отсутствует вo Всеобщем Я — субъективированном средоточии Универсума. «Разум», «Воля», «Свобода» — все это атрибуты Всеобщего Я. Всеобщее Я соприродно (замечательные описания слитности с природой мы встречаем в художественной литературе и искусстве).

Литература

  1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1975.
  2. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1992.
  3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974.
  4. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. Челябинск, 1993.
  5. Ильенков Э.В. Что же такое личность // С чего начинается личность? М., <1979.
  6. Кант И. Критика чистого разума. С Пб., 1993.
  7. Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива // Вопросы философии. 1973. № 12.
  8. Петровский В.А. Присутствие группы как фактор индивидуальной деятельности:
    Социально-психологические аспекты общественной активности. Ярославль, 1975.
  9. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3.
  10. Петровский В.А. К построению модели развития личности в переходном возрасте // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984.
  11. Петровский В.А. Адаптивность — неадаптивность // Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
  12. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  13. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.
  14. Петровский В.А. Трансфинитное // Новые ценности образования. Тезаурус. New educational values. Thesaurus. Т. 1. М., 1995.
  15. Петровский В.А. Идея свободной причинности в психологии // Гуманитарные науки в России. Соросовские лауреаты. М., 1996.
  16. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов н/Д,1996.
  17. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. Аспект-пресс. М., 1995.
  18. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1996.
  19. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  20. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

Информация об авторах

Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5931-0738, e-mail: petrowskiy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4624
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1043
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2