Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические условия происхождения идеальных действий 1187

Давыдов В.В., доктор психологических наук, Москва, Россия
Андронов В.П., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Саранск, Россия

Аннотация

В статье рассматривается логика идеальных действий на примере формирования у детей действия сложения. Возникновение у ребенка символа при сложении чисел показывает, что дети-дошкольники могут «ощущать» противоречие в собственных действиях и самостоятельно находить адекватный способ их разрешения. Этот факт свидетельствует о глубоко диалектической сути детского мышления.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Задачи исследования

Многолетние исследования фундаментальной психологической проблемы перехода сукцессивных перцептивных и интеллектуальных процессов в симультанные постоянно приводили к выделению такой их характеристики, которая касается своеобразного сокращения генетически исходных и развернутых форм при их превращении в новые и более сложные формы. Среди многочисленных исследований, так или иначе связанных с этой проблемой, укажем на работы некоторых авторов, прямо обсуждающих ее в свете тех или иных объяснений явлений сокращения (см., например, [8, 9, 21, 22, 23, 25, 26] и др.)

Особое внимание на эти явления обращают те психологи, которые изучают закономерности поэтапного формирования умственных действий ([2, 15, 16, 18, 19, 24] и др.). Обобщая экспериментальные исследования в этой области и обсуждая вопрос о психологической природе сокращенных действий, П. Я. Гальперин писал следующее: «Сокращенные операции не просто исключаются, а переводятся на положение того, что как бы сделано и теперь «имеется в виду» за пределами того, что фактически делается. А это фактическое действие везде представлено… движением, которое идет напрямик от исходной точки к заключительной вопреки объективным отношениям задачи, как бы демонстрируя этим свое отличие от предметного действия и свое пренебрежение к его объективной логике, к его трудностям» [1, с. 253 — 254].

Для последующего анализа психологических проблем, вытекающих из этого важного положения, целесообразно вычленить некоторые его основные идеи. Прежде всего, есть основания различать предметное содержание действия, его объективную логику, соответствующую объективным отношениям решаемой задачи, и фактическое, сокращенное его выполнение, представленное таким движением, которое противоречит этой логике и ею неприемлемо. Сокращенные предметные операции, лежащие за пределами того, что фактически делается, — это операции, которые лишь «имеются в виду», подразумеваясь как бы сделанными. Такие подразумеваемые операции осуществляются в форме идеальных или умственных движений, отличающихся по своей логике и своим возможностям от движений, соответствующих первичному материальному действию. Наличие такого подразумевания свидетельствует о разумном решении задач человеком (см., например, [1, с. 274] и др.).

Литература
  1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1996.
  2. Гальперин П. Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  3. Давыдов В. В. Образование начального понятия о количестве у детей // Вопросы психологии. 1957. № 2.
  4. Давыдов В. В. К определению умственного действия // Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. m., 1959.
  5. Давыдов В. В. Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  6. Давыдов В. В. Психологический анализ действия умножения // Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1969.
  7. Зак А. 3. Экспериментальное изучение рефлексии у младших школьников // Вопросы психологии. 1978. № 2.
  8. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.
  9. Зинченко В. П. Движения глаза и формирование образа // Вопросы психологии. 1958. № 5.
  10. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1974.
  11. Корнеева Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопросы психологии. 1978. № 2.
  12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  13. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  14. Максимов Л. К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. № 2.
  15. Непомнящая Н. И. К вопросу о психических механизмах формирования умственного действия // Вестник Московского университета. Серия экономики, философии, права. 1956. № 2.
  16. Нечаев Н. Н., Подольский А. А. Психологические условия одновременного формирования группы понятий и чувственных образов // Психологические исследования. 1975. Вып. 5.
  17. Носатов В. Т. Психологическая характеристика анализа как основы теоретического обобщения // Вопросы Психологии. 1978. № 4.
  18. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
  19. Подольский А. И. Формирование симультанного опознания. М., 1978.
  20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта: Генезис числа у ребенка: Логика и психология: Пер. с франц. М., 1969.
  21. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  22. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
  23. Соколов Е. И. Вероятностная модель восприятия // Вопросы психологии. 1960. № 2.
  24. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  25. Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М., 1959.
  26. Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания. М., 1967.
  27. Щедровицкий Г. П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики // Вопросы психологии. 1964. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика