Психологическая наука и образование
1997. Том 2. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
О двух путях образования понятий у ребенка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: научное понятие, житейское понятие, обобщение, непосредственный опыт, эмпирическое понятие
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов В.В. О двух путях образования понятий у ребенка // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 3.
Фрагмент статьи
В настоящее время в психологии укрепилось мнение, что развитие понятий у ребенка идет как бы по двум относительно самостоятельным направлениям. Одно из них — это обобщение эмпирических единиц материала и выделение общего как некоторого общего значения и обозначения рассматриваемого многообразия. Другое направление — это выделение генетически исходного, всеобщего отношения и выведение из него многообразия свойств и конкретных особенностей материала.
Противопоставление двух направлений развития понятий исходно принадлежит Л. С. Выготскому, который вслед за различением высших и низших психических функций человека дает определение различия путей образования так называемых спонтанных (житейских) и научных понятий у ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, спонтанные понятия, и в этом их главная особенность, не связаны с усвоением системы знаний, даваемых при обучении, а складываются в практической деятельности человека и в непосредственном общении его с окружающим. Образование спонтанного понятия проходит ряд этапов — из неоформленного синкретического сцепления в представлении ребенка в единый образ, через мышление в комплексах к мышлению в псевдопонятиях. Обобщение, создаваемое с помощью этого способа мышления, представляет собой соединение и обозначение словом-предметом комплекса на основании какой-либо конкретной связи, открываемой ребенком в своем непосредственном опыте.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1421
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 761
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2