Об опыте изучения роли символических сновидений в художественном творчестве учащихся

449

Аннотация

В данной работе сделана попытка изучить характер сновидений учащихся 9-х классов в связи с особенностями их подхода к решению творческих заданий. Основной задачей исследования было проведение сравнительного анализа сновидений учащихся, занимающихся и не занимающихся изобразительной деятельностью. Полученные данные показали, что существует взаимосвязь между характером сновидений и особенностями подхода к решению художественных задач. Автор описывает четыре следующих подхода: метафорический, формально-акцентированный, иллюстративный, упрощенный. Метафорический подход наиболее присущ одаренным учащимся художественной школы.

Общая информация

Ключевые слова: символические сновидения, одаренность, творческая личность, метафора

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Для цитаты: Завгородняя Е.В. Об опыте изучения роли символических сновидений в художественном творчестве учащихся // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 3.

Фрагмент статьи

Сложность исследования художественного творчества состоит прежде всего в том, что в его процессе происходит символическое выражение неосознаваемого. Каким путем проникнуть в этот мир? В данной работе сделана попытка изучить характер сновидений в связи с особенностями подхода учащихся к решению творческих заданий. «Изучая психологию сновидений… мы будем иметь важные основания для познания поэтической фантазии и поэтического творчества» (И. Франко).

Основной задачей исследования было проведение сравнительного анализа сновидений учащихся, занимающихся и не занимающихся изобразительной деятельностью. Испытуемыми стали девятиклассники двух школ: специализированной художественной и общеобразовательной.

Ставились следующие задачи:

  1. изучение и сравнительный анализ особенностей сновидений учащихся художественной и общеобразовательной школ;
  2. изучение зависимости между характеристиками сновидений и уровнем оригинальности продуктов изобразительной деятельности учащихся художественной школы.

Применялись методы опроса, решения творческих задач, экспертных оценок. Методы опроса состояли из бесед, письменных самоотчетов испытуемых о своих сновидениях, заполнения формализованного опросника по поводу частоты, характера и запоминаемости сновидений.

Выделяя художественную оригинальность как показатель одаренности учащихся, мы исходили из положений тех исследований, которые проводились в эстетике (Т. Виану и др.). Художественная оригинальность определяется уникальностью и неограниченно-символическим характером. Уникальность состоит в слитности смысла художественного произведения и формы его воплощения. Неограниченно-символический характер определяется тем, что художественное произведение несет в себе смысл, который нельзя свести к ряду понятий или связи между ними. Оригинальное произведение выражает глубинное мироощущение автора, а подражательная работа является результатом применения чужих художественных приемов, не оправданных наличием личного мироощущения.

Уровень художественной оригинальности выполненных учащимися работ определялся экспертами-искусствоведами, для чего использовался метод независимых оценок по пятибалльной системе.

Информация об авторах

Завгородняя Е.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии, Украинская академия наук, Киев, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 1219
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 449
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2