Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Об опыте изучения роли символических сновидений в художественном творчестве учащихся 592

Завгородняя Е.В., кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии Украинской академии наук г. Киев

Аннотация

В данной работе сделана попытка изучить характер сновидений учащихся 9-х классов в связи с особенностями их подхода к решению творческих заданий. Основной задачей исследования было проведение сравнительного анализа сновидений учащихся, занимающихся и не занимающихся изобразительной деятельностью. Полученные данные показали, что существует взаимосвязь между характером сновидений и особенностями подхода к решению художественных задач. Автор описывает четыре следующих подхода: метафорический, формально-акцентированный, иллюстративный, упрощенный. Метафорический подход наиболее присущ одаренным учащимся художественной школы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сложность исследования художественного творчества состоит прежде всего в том, что в его процессе происходит символическое выражение неосознаваемого. Каким путем проникнуть в этот мир? В данной работе сделана попытка изучить характер сновидений в связи с особенностями подхода учащихся к решению творческих заданий. «Изучая психологию сновидений… мы будем иметь важные основания для познания поэтической фантазии и поэтического творчества» (И. Франко).

Основной задачей исследования было проведение сравнительного анализа сновидений учащихся, занимающихся и не занимающихся изобразительной деятельностью. Испытуемыми стали девятиклассники двух школ: специализированной художественной и общеобразовательной.

Ставились следующие задачи:

  1. изучение и сравнительный анализ особенностей сновидений учащихся художественной и общеобразовательной школ;
  2. изучение зависимости между характеристиками сновидений и уровнем оригинальности продуктов изобразительной деятельности учащихся художественной школы.

Применялись методы опроса, решения творческих задач, экспертных оценок. Методы опроса состояли из бесед, письменных самоотчетов испытуемых о своих сновидениях, заполнения формализованного опросника по поводу частоты, характера и запоминаемости сновидений.

Выделяя художественную оригинальность как показатель одаренности учащихся, мы исходили из положений тех исследований, которые проводились в эстетике (Т. Виану и др.). Художественная оригинальность определяется уникальностью и неограниченно-символическим характером. Уникальность состоит в слитности смысла художественного произведения и формы его воплощения. Неограниченно-символический характер определяется тем, что художественное произведение несет в себе смысл, который нельзя свести к ряду понятий или связи между ними. Оригинальное произведение выражает глубинное мироощущение автора, а подражательная работа является результатом применения чужих художественных приемов, не оправданных наличием личного мироощущения.

Уровень художественной оригинальности выполненных учащимися работ определялся экспертами-искусствоведами, для чего использовался метод независимых оценок по пятибалльной системе.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика