Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения

963

Аннотация

В статье описывается экспериментальное исследование, цель которого состояла в установлении особенностей влияния различных педагогических технологий, на развитие мышления учащихся. В статье рассматриваются три основных типа образовательных технологий, дается их характеристика. Разбираются характеристики типов учащихся в школах с различными формами обучения (индивидуализированной формой обучения, фронтальной, и т.д.).

Общая информация

Ключевые слова: учебная деятельность, образовательные технологии, педагогическая система, развитие мышления, младший школьный возраст

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Фрагмент статьи

Цель данного экспериментального исследования состояла в установлении особенностей влияния различных педагогических технологий, по-разному организующих учебное сотрудничество, на системность мышления учащихся.

Под системностью мышления понимается способность: а) анализировать объект как систему взаимосвязанных элементов, выделять принцип строения этой системы; б) конструировать на основе выделенного принципа новую систему элементов [4]. В исследованиях учебной деятельности показано, что несформированность системности мышления школьников является одной из основных причин школьной неуспеваемости.

В различных педагогических системах школьного образования ставятся разные цели, выделяются специфические предметы формирования, закладываются особые формы организации учебной работы взрослого и детей. Однако исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество ребенка и взрослого, а применительно к школе — учебное сотрудничество как учителя и детей, так и самих учащихся, направленное на усвоение нового знания.

В настоящей статье мы ограничились рассмотрением трех основных типов образовательных технологий, опирающихся на две полярные и одну промежуточную формы организации совместной учебной работы учителя и детей в начальной школе.

Литература

  1. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
  2. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  3. Поливанова Н. И. Способы взаимодействия как показатель поиска решения учебной задачи // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995. Ч. З. Гл.З. 4. Поливанова Н. И., Ривина И, В. Диагностика системного мышления детей 6-9 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  4. Развитие и оценка компетентности // Материалы международной конференции. М., 1996.
  5. Ривина И. В. Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред.В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995. Ч. З. Гл.2.
  6. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  7. Рубцов В. В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 2.

Информация об авторах

Поливанова Нина Ивановна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , ПИ РАО, Москва, Россия

Ривина Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ПИ РАО, Москва, Россия, e-mail: irinarivina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1592
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 963
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4