Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности развития системности мышления младших школьников в разных технологиях обучения 1131

Поливанова Н.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия
Ривина И.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия, irinarivina@yandex.ru

Аннотация

В статье описывается экспериментальное исследование, цель которого состояла в установлении особенностей влияния различных педагогических технологий, на развитие мышления учащихся. В статье рассматриваются три основных типа образовательных технологий, дается их характеристика. Разбираются характеристики типов учащихся в школах с различными формами обучения (индивидуализированной формой обучения, фронтальной, и т.д.).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Цель данного экспериментального исследования состояла в установлении особенностей влияния различных педагогических технологий, по-разному организующих учебное сотрудничество, на системность мышления учащихся.

Под системностью мышления понимается способность: а) анализировать объект как систему взаимосвязанных элементов, выделять принцип строения этой системы; б) конструировать на основе выделенного принципа новую систему элементов [4]. В исследованиях учебной деятельности показано, что несформированность системности мышления школьников является одной из основных причин школьной неуспеваемости.

В различных педагогических системах школьного образования ставятся разные цели, выделяются специфические предметы формирования, закладываются особые формы организации учебной работы взрослого и детей. Однако исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество ребенка и взрослого, а применительно к школе — учебное сотрудничество как учителя и детей, так и самих учащихся, направленное на усвоение нового знания.

В настоящей статье мы ограничились рассмотрением трех основных типов образовательных технологий, опирающихся на две полярные и одну промежуточную формы организации совместной учебной работы учителя и детей в начальной школе.

Литература
  1. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975.
  2. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  3. Поливанова Н. И. Способы взаимодействия как показатель поиска решения учебной задачи // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995. Ч. З. Гл.З. 4. Поливанова Н. И., Ривина И, В. Диагностика системного мышления детей 6-9 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  4. Развитие и оценка компетентности // Материалы международной конференции. М., 1996.
  5. Ривина И. В. Факторы, влияющие на эффективность совместной деятельности // Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред.В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995. Ч. З. Гл.2.
  6. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  7. Рубцов В. В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика