Стратегия развития высшего психологического образования

1137

Аннотация

В статье говориться о необходимости подготовки квалифицированных психологов-практиков для различных сфер современной действительности (экономической, политической, медико-педагогической и т.д.). Раскрывается специфика подготовки психологов в сфере образования в современной России и трудности с этим связанные. Предлагается концепция построения программы высшего психологического образования.

Общая информация

Ключевые слова: практическая психология, психологическая служба, психология образования

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В., Марголис А.А. Стратегия развития высшего психологического образования // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 2.

Полный текст

Стремительные изменения, совершающиеся в нашей стране в последнее время, поставили перед обществом множество сложнейших проблем в области политики, образования, медицины! и социальной сферы1, решить которые невозможно без участия квалифицированные специалистов-психологов. Во всем мире психологи давно и плодотворно участвуют в разрешении политических, межнациональные и военных конфликтов, проводят экспертизу экономических, социально-политических и образовательных программ, производственных и строительных проектов. Практический психолог на Западе стал столь же привычной фигурой, как адвокат или врач. Без него немы1слима работа не только образовательные и медицинских учреждений, но и крупных промышленных фирм, полиции, армии и социальные служб.

Россия особенно остро нуждается в услугах квалифицированные психологов, поскольку переживаемые страной экономические, социальные и политические проблемы целиком легли на плечи населения, подорвав в людях чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, обострив их личные и семейные проблемы. Потребность в психологической помощи испытывают старики, беженцы, безработные, малообеспеченные люди, а также лица, пострадавшие в военных конфликтах, террористических актах, экологических катастрофах, землетрясениях и других экстремальные ситуациях. Все проблемы общества в первую очередь сказываются на детях. Многократно возрастает необходимость семейных консультаций, работы детских и подростковых психологических служб, медико-педагогических и психокоррекционных учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов и детей с физическими и психическими нарушениями развития. В настоящее время в стране организовано менее 100 детских психолого-медико-педагогических консультаций, хотя известно, что потребность в них постоянно растет.

Не меньше, чем население, в помощи психологов нуждаются властные структуры, правительство, местная и городская администрация. Психологическая экспертиза, определяющая последствия тех или иных решений и реакцию населения на действия властей, может предотвратить многие конфликты, сохранить здоровье, безопасность и даже жизнь людей, сберечь огромные государственные средства. Психологически грамотная работа средств массовой информации способствует формированию в общественном сознании базовых
психологических ценностей и установок, характерных для граждан цивилизованного общества: принципов гуманизма, демократии, законности, здорового образа жизни, защиты окружающей среды и т. д. Все эти задачи под силу выполнить лишь высококвалифицированным специалистам-психологам, обладающим глубокой теоретической подготовкой, широкой гуманитарной эрудицией и свободно владеющим практическими умениями и навыками. К сожалению, таких специалистов в нашей стране по-прежнему недостаточно.

При бурном росте практической психологии основной проблемой остается катастрофическая нехватка профессиональных кадров. Например, во всех вузах страны в год готовится не более 100 клинических психологов (всего их в стране около тысячи), в то время как, по самым скромным подсчетам, для решения разнообразных медико-психологических проблем их уже сегодня требуется как минимум 20 тыс. Для сравнения: в США число клинических психологов достигает 90 тыс. Особенно остро кадровая проблема стоит в детской и подростковой психологической службе. Недостаток квалифицированных кадров приводит к тому, что на психологических должностях часто работают непрофессионалы или «полупро­фессионалы» (закончившие только краткосрочные курсы), своей работой нередко дискредитирующие саму идею создания психологической службы. Многие центры краткосрочной заочной подготовки школьных психологов продолжают готовить, по сути, суррогатных психологов, пользующихся набором тестов и диагностических методик, но не имеющих обще­психологических знаний, необходимых для их применения.

Проблема дефицита кадров усугубляется отсутствием адекватных программ обучения практических психологов в существующих вузах. На психологических факультетах университетов и пединститутов зачастую преобладает академический подход, который оставляет студентов, по сути, не подготовленными к практической работе. Во вновь созданных частных психологических вузах, напротив, студенты не полу, чают должной теоретической подготовки.

В стране нет системы, обеспечивающей минимум необходимых условий для подготовки высококвалифицированных кадров в области практической психологии. Этот минимум включает в себя наличие специальной психотехнической программы подготовки, соответствующее методическое обеспечение, квалифицированный педагогический состав, собственную практическую базу, налаженную систему повышения квалификации. Поэтому и создание высших учебных заведений для подготовки практических психологов представляется на сегодняшний день важным направлением развития психологической науки.

В результате реформы системы образования Российской Федерации появилась новая профессия — школьный психолог. Однако задачи, которые ставит перед ним реальная практика, — отбор детей в школу, мониторинг их развития, психокоррекция отклонений, разрешение многочисленных конфликтов, возникающих в образовательной среде, — в большинстве случаев оказываются не под силу одной «штатной единице» и требуют создания школьной психологической службы, состоящей из нескольких специалистов.

Подготовка психологов для работы в сфере образования современной России за последние годы претерпела существенные изменения. Условно можно выделить три основных этапа этого процесса.

1.    Для первого этапа характерно создание психологической службы и подготовка в короткие сроки большого количества психологов для работы в учебных заведениях.

Появилось большое число краткосрочных (7- и 9-месячных) курсов и программ подготовки психологов в основном из числа лиц, имеющих высшее педагогическое или высшее психологическое образование.

К достоинствам этих программ можно отнести высокую скорость подготовки специалистов, их ориентацию на максимально практическое использование полученных знаний разу и непосредственно в реальной профессиональной деятельности. Серьезными недостатками таких форм подготовки традиционно считаются отсутствие серьезных теоретических знаний, крайне редуцированное собственное восприятие профессии (психолог как «тестирующая машина»), неспособность решать сложные проблемы, возникающие в ходе профессиональной деятельности.

2.      Сложившееся на первом этапе положение вещей в описываемой сфере привело к появлению сравнительно большого числа психологических факультетов в составе как педагогических, так и непедагогических вузов (в том числе негосударственных). Практически во всех вновь созданные вузах гуманитарного направления есть или возникают психологические факультеты или отделения, многие из которых более или менее продуктивно также готовят психологов для работы1 в сфере образования. На этом же этапе большинство научные центров, имеющих давние традиции и подготовленные профессиональные кадры1 преподавателей, также переходят к организации развернутых и гораздо более емких по содержанию программ переподготовки психологов для работа в учебные заведениях. Большинство таких программ предполагает наличие базового высшего (непсихологического) образования, имеет более систематический характер и большую продолжительность и реализуется, как правило, в заочной или вечерней форме обучения.

К этому этапу можно отнести и появление большого количества программ дополнительного и послевузовского образования, ориентированных на психологов, подготовленных ранее и нуждающихся в серьезной корректировке своего образования.

3.      Результатом сложившегося положения вещей является довольно причудливое соотношение рышка труда и рышка образовательные услуг в сфере подготовки психологов для работы в области образования:

1)      рынок труда по-прежнему (хотя и в меньшей степени) испытывает серьезную потребность в подготовленных кадрах. Так, например, по закону об образовании в штатном расписании каждого общеобразовательного учебного заведения должен быть 1 школьный психолог, а в школах (численностью свыше 500 учащихся) — 2—3. Общая потребность России в школьных психологах составляет как минимум несколько десятков тысяч человек. Реальное количество психологов, работающих в учебных заведениях, оказывается меньшим на порядок;

2)      заработная плата школьных психологов является по-прежнему крайне низкой и соответствует чрезвычайно низким стандартам оплаты труда школьного учителя;

3)      на профессиональной подготовке работающих психологов в значительной степени сказываются негативные последствия краткосрочных форм их подготовки, широко распространенных на этапе создания психологических служб;

4)      труд психологов, работающих в сфере образования, является недиверсифицирован­ным, в реальной профессиональной деятельности психолог решает широкий спектр задач, которыми должна заниматься психологическая служба, а не один специалист;

5)      методическая и организационная вертикаль помощи школьному психологу чаще всего остается таковой только на бумаге. Отсутствие реального и продуктивного канала взаимодействия между школьным психологом и психологической службой или центром в округе (районе) оставляет психолога один на один со всеми проблемами, возникающими в ходе его профессиональной деятельности;

6)      контекст самого образования, в котором действует психолог, на сегодня также существенно изменился. Если на первом этапе он был желанным и долгожданным, палочкой- выручалочкой, то теперь стал заметно меньшим всплеск позитивных ожиданий, связанных с приходом психолога в школу. Это в известной степени является результатом как развеивания неоправданных иллюзий школьных администраторов, так и невозможности полноценного решения возникающих проблем на базе довольно ограниченной подготовки, полученной психологами ранее, и тех возможностей, которые психолог приобрел в системе образования;

7)     серьезные изменения претерпело также и само образование. Если ранее оно было в основном однородным и единообразным, реализующим главным образом парадигму передачи готовых знаний, информации и навыков, то теперь выпускник психологического факультета, ориентированный на работу в учебном заведении, попадает в основном в ситуации вариативного образования, направленного прежде всего на развитие мышления и личности учащихся. Последнее обстоятельство существенно меняет как ожидания по поводу появления психолога в школе, так и требования, предъявляемые к нему.

Чем же отвечает сегодня рынок образовательных услуг на сложившееся положение вещей?

Представляется, что он отвечает в основном возрастающей продолжительностью процесса подготовки, большим «академизмом» учебных программ, появлением новых факультетов, кафедр и отделений, в основном в составе новых негосударственных вузов.

При всей бесспорности этих тенденций они не гарантируют решения тех проблем, о которых мы говорили раньше, и не отвечают ситуации сложившейся на рынке труда.

Какими же характеристиками должна обладать учебная программа подготовки психологов для системы образования?

Образ такой программы неразрывно связан с реальной профессиональной деятельностью психолога в учебном заведении.

Будет ли он работать один или же в составе психологической службы? Что входит в его функции? Чего от него ждут? С какими реальными задачами он сталкивается? Без ответа на эти вопросы невозможно спроектировать программу подготовки специалистов.

Понятно также, что и однозначного ответа на эти вопросы из-за разнообразия реальных условий (даже в Москве) и различия в мнениях и оценках получить нельзя. Построение программы необходимым образом опосредуется некоторым собственным видением авторами реальных условий труда психологов. Приведем некоторые характеристики, которые, на наш взгляд, могут быть положены в основу рациональной концепции построения программы высшего психологического образования.

1.      Программа такой подготовки должна представлять собой некий разумный баланс общих фундаментальных курсов и своей практико-ориентированной (значительной по объему) части.

2.      Программа полноценной подготовки по специальности «психология» не может быть пройдена за 5 лет и должна быть дополнена блоком интернатуры и различными формами послевузовской подготовки.

3.      В условиях неопределенности организационного контекста работы выпускника (один психолог или психолог в составе службы, т. е. в известной степени специализированный психолог) предпочтение должно быть отдано подготовке универсального психолога, который способен работать самостоятельно, но в определенном профессиональном качестве (например, как психодиагност или консультант, или детский психолог) может быть включен в работу целого коллектива.

4.      Последнее обстоятельство требует выделить больше учебных часов для освоения общей для всех студентов программы подготовки, чем для узкоспециализированных дисциплин.

5.      Функции такого психолога предполагают преимущественное освоение конкретных технологий профессиональной деятельности. Выпускник психологического факультета должен делать и действовать, а не только рассказывать о психологии, т. е. в определенном смысле быть прикладным психологом.

6.      Главными условиями реализации предыдущего пункта (п. 5) являются специальный способ построения практики, система мастерских и задачный (проблемный) способ организации специальных курсов и практикумов.

Для подготовки специалистов, способных быстро включиться в решение конкретных задач современного образования, необходимо организовать многоступенчатую и многопрофильную практику студентов1. Будущие практические психологи должны постепенно ознакомиться с широкой областью актуальные проблем обучения и воспитания подрастающего поколения в форме, которая наиболее приближена к работе специалистов, работающих на стыке психологической науки и практики современного образования. В качестве основной единицы организации такой практики мы видим коллективное решение студентами задач, реально возникающих в современном образовании, конечно выбранные и сформулированных специалистом с учетом текущего учебного процесса на факультете.

Можно схематично определить содержание и форму постановки таких задач. Содержание суть проблем, возникающих перед психологом:

а) в работе с одним ребенком;

б) при анализе и корректировке социокультурного окружения ребенка (включая семью);

в) в период организации учебного процесса;

г) при создании или поддержании в рабочем состоянии образовательной среды какого- либо учреждения.

Форма — это виды деятельности практического психолога в сфере образования:

а) подготовка экспертного заключения по данным наблюдений и заранее известной информации;

б) осуществление практических действий по самостоятельному сбору информации (в том числе на основе экспериментов) и проведение образовательные акций в условиях реально существующего учреждения или реального социокультурного окружения ребенка;

в) проектирование и анализ по заданной технологии учебного процесса и образовательной среды в соответствии с известной теорией;

г) проектирование новых образовательных технологий и сред.

Мы предполагаем, что комбинация различных типов содержания и форм таких задач может быть положена в основу многопрофильной практики студентов. Конечно, в большинстве случаев эти задачи будут иметь квазипрактический и квазиисследовательский характер. Степень приближения каждой отдельной задачи к реальной практической и исследовательской деятельности психолога будет задаваться конкретным педагогом, на основании его опыта участия в современных образовательных процессах и возможностей психологического факультета быть субъектом становления современной системы образования в своем регионе. Многоступенчатость практики может быть обеспечена включением данных задач в максимально широкий круг видов учебной работа. На наш взгляд, возможных следующие формы такого включения:

•         экскурсии в учебные и научно-практические учреждения;

•         ассистирование при проведении специалистом диагностических и коррекционных работ;

•         учебная игра на реконструкцию известной образовательной системы;

•         творческий квазиисследовательский (например, в форме проблемной игры) проект по разработке образовательных технологий и сред;

•         участие в решении конкретных задач практики образования и т. д.

Для индивидуальной практической подготовки студентов представляется необходимым включение в учебный план помимо традиционных видов учебной работы (лекции, семинары, курсовые и дипломные работы) так называемых творческих психолого-педагогических мастерских. В творческих мастерских группа студентов под руководством опытного педагога может начинать работу над решением проблемы, имеющей непосредственное приложение в современной практике образования уже на II или III курсе. В отличие от научные и учебных занятий работа в этих мастерских должна отличаться решением узких практико­ориентированных проблем, жесткими теоретическими рамками, частым общением студентов с руководителем необходимостью выполнять большой объем конкретной работы с детьми или педагогами, короткой дорогой к практическому внедрению. Результаты работы отдельных студентов в сумме должны приводить к созданию объекта, готового под ключ. Для поддержания интереса к практической работе желательно продумать систему специального поощрения студентов.

7.      Историзм программы подготовки, гарантирующий целостное восприятие и понимание развития психологии как системы научных школ и диалога между ними, является важным механизмом ликвидации фрагментарного видения собственной профессии.

8.      Контекст современного развивающего образования, в который попадает выпускник психологического факультета, требует, на наш взгляд, совершенно иного места психолога в развивающей образовательной среде учебного заведения. Психолог должен не только быть способен к решению устоявшегося набора функциональных задач (психодиагностика, коррекция, элементы консультирования), но и иметь серьезную подготовку в области педагогической психологии, образования и новых педагогических технологий, что позволит ему решать задачи взаимодействия с учителями в ходе учебной деятельности, построения и поддержания образовательных сред, экспертизы и анализа концепций, технологий, принимаемых решений на предмет их соответствия задаче развития. При этом полученные в процессе подготовки знания должны быть освоены им в форме конкретных технологий и способов действия, а также с учетом возможности их построения в новой ситуации.

Реализация описываемых принципов построения психологического образования возможна за счет создания новых типов учебных заведений объединяющих академические научные центры и собственно учебные и учебно-практические институты и факультеты. Примером такого типа учебных заведений нового поколения служит созданный в Москве 1996 г. при поддержке Психологического института РАО в системе Московского комитета образования новый Московский городской психолого-педагогический институт. Данный научно-образовательный комплекс позволяет сочетать преимущества широко известной в России и за рубежом научной психологической школы, доказавшей свою значимость в решении большого числа социальных проблем, с возможностью построения на ее основе программ подготовки специалистов, способных эффективно работать в различных областях социальной сферы города. Новый институт может стать целевым средством развития социальной сферы Московского региона.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1939
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1137
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1